Ольга Андреева
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей посредством художественно-эстетического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление педагогов с опытом своей работы по развитию художественно-творческих способностей дошкольников через художественно-эстетическое развитие
Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть Вас в этом зале и очень надеюсь, что сегодня у нас получится интересный и полезный разговор.
- Поговорим?
- О чём?
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
Поговорим. Вдруг будет интересно…
«Барометр настроения»
Перед тем как начать мастер-класс, мне хотелось бы узнать с каким
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Развитие творческих способностей посредством художественно-эстетического развития“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
настроением вы пришли. Представьте, что ваши ладошки – это барометр
настроения, и, разводя их в стороны, покажите, насколько хорошее у вас
настроение. Чем шире расставлены ваши ладошки, тем настроение лучше, чем уже сведены ладошки, тем настроение хуже. Сегодня, у большинства из вас настроение хорошее, но у некоторых из вас я вижу настроение оставляет желать лучшего. Я надеюсь, что к концу нашего мастер-класса оно обязательно поднимется.
«Творческое развитие дошкольников»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Сухомлинский Василий А. :
Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Ведь в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Накопление опыта и знаний -это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей.
Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. Это
качество необходимо всячески развивать.
Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Для успешного развития творческих способностей я выделила следующие условия:
не спешить давать ребенку правильные ответы, а давать время для воображения; Насыщать ребенка яркими впечатлениями, обогащая эмоциональный опыт ребенка. Учитывать индивидуальные особенности детей. Создавать разнообразную предметную среду, которая несомненно влияет на развитие творческих способностей. Поэтому в своей деятельности по развитию творческих способностей я использую разнообразные материалы. Это и обычные фломастеры и фломастеры-маркеры, краски, мягкий пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, разнообразная бумага, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. Использую разные семена, зёрна, пуговицы, ленты. Вызвать желание и поддержать интерес к созданию образов помогает игровая мотивация (слепить угощение для гостей, сделать подарок мишке, игровые приёмы (дождик капает «кап-кап», зайчик прыгает по дорожке оставляя следы, сюрпризные моменты (слепить мишке друзей, подарки из волшебного сундучка).
Для реализации данного опыта было составлено перспективное планирование работы по развитию творческих способностей и стала активно вводить в работу с детьми кляксографию, которая на данном этапе очень популярна среди наших детей, рисование мятой бумагой, ватными палочками, пальчиками, руками, штамповку овощами и фруктами, пластилинографию, рисование по-мокрому и т. д.
РАДОСТЬ СОТВОРЧЕСТВА
Детский дошкольный возраст - это время для игр, мышления, воображения, творчества, веры в чудеса, сказку. Совместное творчество детей и взрослых формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать.
Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка.
И сегодня я приглашаю вас к совместному творчеству в нашу мастерскую чудес.
Мне понадобится: 6 человек (приглашаю за столы) и один человек,который будет звонить в колокольчик, когда пройдёт 30 с. На разминку
Упражнение «Неожиданные картинки, или рисунок по кругу»(развивает быстроту реакции, развивает воображение)
Каждый участник берет лист бумаги, подписывает его с обратной стороны и по сигналу ведущего начинает рисовать любую картинку (30 сек.) По сигналу (колокольчик)начатые рисунки передаются следующему участнику по кругу, все продолжают рисовать на чужих листах. Через 30 секунд происходит новый обмен листками по кругу, таким образом рисунки проходят полный круг и возвращаются к владельцам.
Вопросы для обсуждения:
- Нравится ли вам рисунок, который получился в итоге?
• Понравилось ли дорисовывать чужие рисунки?
• На что вы ориентировались, дорисовывая чужие рисунки? (пытались определить и сохранить замысел предыдущего художника, воплощали соб-ственные желания, не задумывались)
И в продолжении предлагаю Вам игру «Волшебные картинки».Вы будете волшебниками и превращать фигурки в картинки и подрисовывать к фигурке всё, что угодно. Слушаем звон колокольчика(3 мин.)как только колокольчик прозвонит опять,кладём карандаши. Коллеги в зале, обратите внимание и скажите, есть ли картинки которые бы вы отметили, интересные и оригинальные?
. Материал. Карандаши. Наборы из 5 карточек, (одинаковые)
Взрослый раздает им карандаши и наборы карточек и говорит, что они сейчас будут играть в игру «Волшебные картинки». (каждую фигурку, изображенную на карточке, нужно превратить в любую картинку, в какую захотят. Для этого надо подрисовать к фигурке все, что угодно. Например: прямоугольник можно превратить в вагон поезда, в конверт с письмом, в окно, в дом, в портфель, который несет девочка и т. п. Выполнение задания(2-3 минуты) Когда закончат работу, участники показывают свои карточки. Затем отбирают неповторяющиеся картинки, например, большинство превратили круг в солнышко или в яблоко, а один участник в лицо клоуна) и обращаю на них внимание. Коллеги в зале, обратите внимание и скажите, есть ли картинки интересные и оригинальные?
Игра «Дай название» (командная)
Коллеги, предлагаю внимательно рассмотреть репродукцию картины или картинку. Затем педагог просит придумать как можно больше названий к демонстрационной материалу.
Правила игры: выигрывает та команда, участники которой дадут больше названий к демонстрационной картине.
Благодарю коллег и приглашаю ещё несколько (6) человек в «Творческую мастерскую»
Здесь вы будете работать в парах.
1 пара: Коллаж на скотче-предлагаю вот такую рамку, простор для вашей фантазии, можно наклеивать всё, что угодно.
2 пара: рисование целлофаном
Нам понадобится альбомные листы для рисования. Покрываем большой кистью чистый альбомный лист водой,наносим на лист разные цвета акварельных красок. Поверх накрываем целлофановым пакетом, сверху немного придавливаем, чтобы вышел воздух и подсыхая лист стягивался, что придавало морщинки пейзажу. Даём подсохнуть минут 10 снимаем целлофановый пакет. На бумаге получился красивый зимний пейзаж!
3 пара: рисование с помощью кубиков-у вас на столе есть шаблоны с помошью кубиков мы будем раскрашивать картинки, а кто захочет, можно создать свою. Младшим детям,достаточно 1-2 кубиков. Ребёнок бросает кубик, какой цвет и форма выпадет, такой орнамент и выбираете, ,кубик можно перебрасывать несколько раз,пока комбинации не удовлетворят вас.
Можно составить свой,неповторимый рисунок,используя при рисовании все 4 кубика.
4. рисование снеговика на стенде с помощью кубика с точками, принцип тот же и у вас получается свой оригинальный снеговичок!
Приглашаю всех участников встать в круг. Давайте вообразим, что это (показываем мяч) –мандарин. Сейчас мы будем грузить мандарины на кораблик, бросая их друг другу. При этом надо говорить, какой мандарин вы бросаете, будьте внимательны: постараемся не повторять уже названные качества мандарина и добиться, чтобы все принимали участие в работе. Вы славно потрудились, так что мне захотелось угостить вас мандаринами. (Сладкий, горький, кислый, ароматный, спелый, недозрелый, пахучий, единственный, круглый, шарообразный, элитный, крупный, мелкий, штучный, гнилой, вонючий)
Уважаемые коллеги, мой мастер-класс подошёл к концу и закончить его я хочу стихотворением Н. Рубцова
Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам –
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам –
Ничто не повторится.
За мигом, миг, за шагом, шаг
Впадайте в изумленье –
Всё будет так и всё не так
Через одно мгновенье…
Н. Рубцов