ольга семёнова
Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательных способностей и физических качеств посредством новых вариантов игр»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «ЦРР – Д/С №73» города Ставрополя, 2019 год
Воспитатель по физическому развитию Семёнова О. Е.
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Развитие творческих двигательных способностей и физических качеств детей через новые варианты подвижных игр».
Подвижные игры, как никакое другое физическое упражнение, способствуют комплексному развитию различных физических качеств, совершенствованию двигательных навыков, обогащению творческого опыта. Особенно ценно в этом направлении придумывание новых вариантов знакомых подвижных игр, ведь содержание игр детям уже хорошо знакомо, а значит можно больше внимания уделить развитию определенных физических качеств, видоизменяя правила, условия или задания в игре:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие двигательных способностей и физических качеств посредством новых вариантов игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
- Придумать и показать движения героев игры в необычной ситуации (например, в игре «Волк и зайцы» зайцы прыгают не на лужайке, а в горах, или пробираются через частый лес);
- Изменить сюжет в соответствии с предложенной темой (например, в игре «Море волнуется раз…» фигура может быть грустной, весёлой, спортивной и т. д.)
- Показать противоположные движения (например, игре «Зеркало» зеркало может быть кривым и, соответственно, движения будут не похожими на образец, а противоположными)
- Придумать необычные движения (например в играх-перебежках изменить способ передвижения)
Для наилучшего развития такого качества как быстрота, вспомним что такое быстрота? Быстрота – это способность выполнять двигательное действие в минимальный отрезок времени. (Включает быстроту двигательной реакции (время реагирования на внезапный сигнал, быстроту одиночного движения и частоту движений (темп) Для развития быстроты, можно вводить различные варианты сигналов (зрительные, слуховые, тактильные) в одну и ту же игру. Чередование различных видов сигналов значительно улучшает быстроту реакции, и почти в любой игре можно заменить действие по звуковому сигналу на действие по зрительному. Это может быть взмах платком, флажком, лентами разных цветов. Такие сигналы можно использовать с младшей группы. В старших возрастных группах можно добиться хорошей реакции при использовании и смене двух сигналов: зрительного и звукового, звукового и тактильного, двух зрительных с использованием разных ориентиров. (Игра «Светофор» по голосовой команде; флажки; голос + флажки)
Через новые варианты подвижных игр можно эффективно развивать и такое качество, как ловкость. Вспомним, что такое ловкость? (Ловкость – это способность быстро обучаться новым двигательным действиям и перестраивать свою двигательную деятельность в зависимости от меняющейся ситуации). Для её развития ловкости подходят такие условия, при которых детям приходиться быстро переключаться с одних движений на другие или выполнять движения из необычных положений.
Предлагаю вашему вниманию игру «Стоп!» и её модифицированные варианты.
Вспомним с вами исходный вариант русской народной игры «Стоп!»
Русская народная игра «Стоп!»
На одной стороне площадки очерчивается круг (диаметром около 1м) — место для водящего. На расстоянии 20—30 шагов от круга, на противоположном конце площадки, проводится линия кона, за ней стоят играющие.
Водящий, стоя спиной к полю, громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай. Стоп!» Когда он говорит эти слова, дети быстро идут к нему, но на слове «Стоп!» замирают на месте. Водящий быстро оглядывается и, заметив того, кто вовремя не успел остановиться и сделал после слова «Стоп!» движение, возвращает его за линию кона. Водящий снова поворачивается спиной и говорит слова, а дети начинают свое движение с того места, где их застал сигнал.
Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из участников игры не встанет двумя ногами в круг, раньше чем водящий произнесет слово «Стоп!». Тот, кто это сделал, становится водящим, и игра повторяется.
Модифицированный вариант игры «Стоп!» с флажками.
На одной стороне площадки очерчивается круг (диаметром около 1м) — место для водящего. На расстоянии 20—30 шагов от круга, на противоположном конце площадки, проводится линия кона, за ней стоят играющие.
Водящий, стоя спиной к полю, держит в руках флажок, громко говорит: «Быстро на носках (пятках, подскоками, приставным шагом и т. д.) шагай, смотри не зевай!» По окончании слов делает взмах флажком вверх. Когда он говорит эти слова, дети быстро идут к нему заданным способом, но после взмаха флажком замирают на месте. Водящий быстро оглядывается и, заметив того, кто вовремя не успел остановиться и сделал после взмаха флажком движение, возвращает его за линию кона. Водящий снова поворачивается спиной и говорит слова, а дети начинают свое движение с того места, где их застал сигнал.
Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из участников игры не встанет двумя ногами в круг, раньше чем водящий выполнит взмах флажком. Тот, кто это сделал, становится водящим, и игра повторяется.
Модифицированный вариант игры «Стоп!» с мячами.
1) У всех участников игры мячи. На слово водящего: «Быстро шагай, смотри, не зевай. Стоп!» — дети идут и одновременно играют в мяч, выполняя любое упражнение. Они могут вести мяч, отбивая его одной рукой, поочередно правой и левой, подбрасывать вверх и ловить и т. д.
2) Мяч только у водящего. Он говорит слова: «Быстро шагай, смотри, не зевай». Все играющие идут в сторону водящего: «Раз, два, три, беги!» На слово «Беги!» дети бегут к линии кона, а водящий быстро поворачивается и, не сходя с места, бросает мяч в убегающих. Тот, в кого попал мяч, становится водящим. Если же водящий промахнулся, то водит еще раз. Но бывает и так, что пока водящий говорил слова, кто-то из детей дошел до круга и успел встать в него. Водящий договаривает фразу, передает мяч тому, кто встал в круг, и убегает вместе с играющими за линию кона. (Можно увеличить число водящих)
Модифицированный вариант игры «Стоп!» с изменением и. п.
На одной стороне площадки очерчивается круг (диаметром около 1м) — место для водящего. На расстоянии 20—30 шагов от круга, на противоположном конце площадки, проводится линия кона, за ней стоят играющие.
Водящий, стоя спиной к полю, громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай. Стоп!» Когда он говорит эти слова, дети быстро идут к нему, но на слове «Стоп!» замирают на месте. Водящий быстро оглядывается и, заметив того, кто вовремя не успел остановиться и сделал после слова «Стоп!» движение, возвращает его за линию кона. Водящий снова поворачивается спиной и говорит слова, а дети начинают свое движение с того места, где их застал сигнал.
Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из участников игры не встанет двумя ногами в круг, раньше чем водящий произнесет слово «Стоп!». Тот, кто это сделал, становится водящим, и игра повторяется.
Коллеги, мы с вами сейчас играли довольно продолжительное время, какое физическое качество развивается в данном случае? ( Предполагаемые ответы участников: выносливость) Верно, выносливость – это способность выполнять работу продолжительное время без снижения её темпа и качества. Для развития выносливости действия детей в игре должны быть более продолжительными по времени, средней интенсивности. Но если увеличить количество повторений одной и той же игры, то интерес дошкольников к ней может пропасть, и здесь очень ценно использовать новые варианты игры. В этом случае уровень эмоциональности и увлечённости вновь повысится.
Таким образом можно сделать вывод, что с помощью новых вариантов подвижных игр создается возможность преднамеренно влиять на развитие быстроты, ловкости и выносливости.
Командам предлагается выбрать любую игру для своей возрастной категории и придумать для неё новый вариант. Назвать на развитие каких физических качеств она направлена.
Если подвижная игра уже знакома детям по содержанию, интересна им, можно предложить дошкольникам самим придумать новые варианты любимой игры с измененными правилами, новыми движениями. Таким образом педагог, направляя детское творчество, поддерживает у дошкольников интерес к игре.