Людмила Федина
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Сопряжённая гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
«Рука - это своего рода внешний мозг» - Кант
Мастер-класс для педагогов : комплекс упражнений по сопряжённой гимнастике.
Назначение: театр пальчиков и языка.
Цель: обучить участников мастер-класса инновационным методам развития речи у дошкольников.
Задачи:
заинтересовать воспитателей в использовании в педагогической деятельности кинезиологических упражнений;
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему „Сопряжённая гимнастика“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
систематизировать знания воспитателей в применении сопряжённой гимнастики в детском саду;
передать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, приёмов театра пальчиков и языка.
Форма: апробация разработанного комплекса методов и приёмов.
Оборудование: опорные картинки Г. Е. Сычевой, мультимедийная презентация, 4 мячика су-джок, 4 зеркала, 3 стула и стол для участников мастер-класса.
Раздаточный материал: портфолио проекта «Сопряжённая гимнастика», буклеты с методическими рекомендациями.
Ход мастер-класса
Орг. момент (1 мин.) :
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я – воспитатель разновозрастной группы
Слайд 1
Вводная часть (5 мин.) :
Предлагаю вашему вниманию опыт своей практической деятельности по развитию речи у дошкольников на тему» Сопряжённая гимнастика».
Кто может ответить на вопрос: «Что такое сопряжённая гимнастика?» (ответы)
Слайд 2
Сопряжённая гимнастика – это инновационная технология по развитию речи через упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Все упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.
Слайд 3
Почему я выбрала данное направление приоритетным в своей педагогической деятельности? Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению дошкольников, к внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Перебирая нетрадиционные технологии, я увидела незнакомое словосочетание «Сопряжённая гимнастика». Когда изучила данный материал, поняла - это то, что я давно искала. Объясню, почему. Два года назад я водила своего старшего сына в школу скорочтения. Мне, как педагогу, было интересно, какие методы и приёмы они используют? Мне с удовольствием объяснили, что весь секрет состоит в том, что они развивают сразу оба полушария головного мозга, в отличие от школьной программы. Например, сын должен был одновременно читать текст, запоминая его, и одновременно писать свою автобиографию, после чего он должен пересказать текст, который читал. Либо переписывать текст с учебника, рассказывая вслух таблицу умножения, и т. д.
Невероятно, но факт! Меня заинтересовала эта тема развития сразу двух полушарий, но как применить её на практике в детском саду, не знала. Поэтому очень обрадовалась появлению сопряжённой гимнастики.
Слайд 4
А включение в гимнастику кинезиологических упражнений (развитие умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения) синхронизирует работу больших полушарий, улучшает компенсаторные возможности головного мозга, тем самым способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребёнка. Одновременные движения рук и органов артикуляции оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Так что получается, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик.
Слайд 5
Цель моего мастер-класса : обучить вас инновационным методам развития речи у дошкольников.
Основная часть (5 мин.) :
Предлагаю вам апробировать новую технологию в рамках мастер-класса. Кто желает поучаствовать? Нужно 3 человека. Вот ваши стульчики, стол и зеркала.
Сопряжённую гимнастику рекомендуется проводить сидя перед зеркалом. Начинать разучивание необходимо медленно, постепенно увеличивая темп.
Перед каждым упражнением делаю с детьми разминку, состоящую из трё х этапов:
Слайд 6
самомассаж рук - начинается с лёгкого растирания подушечек пальцев в направление от кончиков к ладони одной руки, затем другой (надеваем перчатки, называя каждый палец). Далее проводится растирание ладоней друг об друга.
Слайд 7
2су-джок терапия – дети перекатывают мячик-ёжик между ладонями, потом по плоскости, вкруговую и т. д.
Слайд 8
3артикуляционная гимнастика – «голодный хомячок» - втянуть щёки.
Слайд 9
«часики» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончиком узкого языка попеременно тянутся к уголкам рта
Слайд 10
«киска сердится» - улыбнуться, открыть рот, кончиком языка упереться в нижние резцы, затем выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы, и т. д.
После разминки можно начинать сопряжённую гимнастику, где воспитатель произносит текст, а дети показывают руками и языком.
Слайд 11
Для самых маленьких и начинающих гимнастика состоит из одного предложения, например: «Идём в лес» -
Текст - пальчики пошли в лес.
Язык – движение языка вверх, вниз.
Руки – ходьба указательным и средним пальцами.
Слайд 12
Далее усложняем, гимнастика из двух предложений, например: «Киска сердится» -
«На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка».
Руки - соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец.
Язык – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка упереться в нижние резцы.
Слайд 13
«Кошка глазки закрывает,
Кошка спинку выгибает».
Руки – соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз.
Язык – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы.
Слайд 14
Для более длинных упражнений, в которых отражены лексические темы, использую опорные картинки. Например: «Домашние животные. Лето» - называется «У бабушки в деревне» -
Слайд 15
«Вот и пришло долгожданное лето»
Язык – улыбнуться, показать зубы.
Руки – поднять руки вверх, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.
Слайд 16
«Маша поехала на поезде к бабушке».
Язык – губы вытянуть трубочкой.
Руки – пальцы рук сжимать в кулачки и разжимать
Слайд 17
«У бабушки большой красивый дом».
Язык – кончик языка напряжённо прижат к нёбу.
Руки – пальцы рук «домиком».
Слайд 18
«Под окнами – клумба с цветами».
Язык – язык свободно лежит на нижней губе.
Руки – кисти рук прижаты друг к другу, ладони повёрнуты вверх.
Слайд 19
«По двору бродят пёстрые куры».
Язык – кончиком языка постучать в альвеолы.
Руки – подушечками указательных пальцев постучать по столу.
Слайд 20
«Протяжно мычат коровы».
Язык – губы вытянуть трубочкой.
Руки – пальцы сжаты в кулак, выставляются вперёд только указательный палец и мизинец.
Слайд 21
«На крыльце греется кошка».
Язык – широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка прогибается вверх.
Руки – упереться подушечками пальцев в стол, нажать на них, выгибая пальцы.
Слайд 22
«Маше нравится отдыхать у бабушки!»
Язык – улыбнуться, показать зубы.
Руки – пальцы сжаты в кулак, выставляются вверх большие пальцы.
Слайд 23
Работая с опорными картинками, можно усложнять поставленные задачи в сопряжённой гимнастике, например, поочерёдно показывая на каждую картинку, педагог просит детей припомнить, какие действия рук и языка они выполняли. Затем наоборот, педагог показывает действия рук и языка, а дети показывают данную картинку.
Получить полный текст
Денотативное подкрепление каждого действия позволяют ребёнку последовательно и легко передать содержание упражнения.
Итог (1 мин.) :
Я считаю, что поскольку сопряжённая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ! А вы, уважаемые коллеги, как думаете?
Обсуждение мастер-класса с его участниками.
Слайд 24
Спасибо за внимание!