ольга немцева
Безопасность физкультурно-образовательной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность физкультурно-образовательной среды дошкольного учреждения
Безопасность и здоровье человека - важный индикатор общественного развития. Достижение положительных результатов в этом направлении связано с формированием ценностных убеждений в отношении жизни и здоровья у детей, что требует осуществления определенной образовательной политики в области безопасности.
Типы образовательных сред
(по Янушу Корчаку).
-догматическая образовательная среда, способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка;
-карьерная образовательная среда, способствующая развитию активности, но и зависимости ребенка;
-безмятежная образовательная среда, способствующая свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребенка;
-творческая образовательная среда, способствующая свободному развитию активного ребенка.
Особенность образовательной среды дошкольного учреждения определяется несколькими факторами:
Во-первых, временем нахождения в ней – ребенок пребывает в детском саду до 8-10 часов ежедневно.
Во-вторых, интенсивностью деятельности – во время нахождения в данной среде малыш посещает логопедические, физкультурные, музыкальные, психологические, общеразвивающие и другие занятия.
В-третьих, это информационно насыщенная среда.
В-четвертых, среда детского сада весьма многообразна в плане общения. Ребенок общается с большим количеством взрослых (как правило, на группе работают два воспитателя и один помощник, приходят и другие специалисты) и сверстников.
Основные причины ухудшения здоровья детей:
-травмы в периоде родов;
-нарушение экологии;
-несбалансированное питание;
-информационные перегрузки детей;
-снижение двигательной активности.
Основные направления
совместной деятельности специалиста
по физической культуре и медицинских работников.
1. Оптимизация двигательного режима детей в дошкольном учреждении: организация предметно-развивающей среды, стимулирующей самостоятельную двигательную деятельность детей, соблюдение статико-динамического режима.
2. Предупреждение негативных влияний интенсивной образовательной деятельности: проведение физкультминуток на занятиях, организация подвижных игр в перерывах между занятиями, включение в физкультминутку гимнастику для глаз, использование двигательных занятий при проведении занятий, оптимальное распределение занятий, направленных на интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие, детей в течении дня, релаксация.
3. Организация деятельности в системе двигательной реабилитации: индивидуальные занятия лечебной физкультурой, групповые занятия лечебной физкультурой.
4. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы: использование на занятиях упражнений циклического характера.
5. Создание микросоциальной среды и положительного психологического климата: отслеживание процесса социальной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, использование различных средств рекреации с целью смягчения адаптации к дошкольному учреждению
6. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни: занятия с детьми, консультации для родителей, пропаганда педагогами дошкольного учреждения здорового образа жизни.
7. Взаимодействие с семьей: информация родителей о проведении лечебно-профилактической работы в дошкольном учреждении, ознакомление родителей с приемами контроля состояния здоровья детей, обеспечение единообразия требований педагогов и родителей в процессе воспитания детей, консультирование родителей специалистами дошкольного учреждения (врачом, руководителем физического воспитания, логопедом, психологом и т. д., привлечение родителей к участию в физкультурных праздниках и соревнованиях, организация совместных физкультурных занятий детей и родителей.
Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста.
«Существуют попытки переноса на контингент детей возраста первого детства приемов спортивно-тренировочного воздействия – насильственное стимулирование моторного развития. В то же время, для разных признаков (свойств) сензитивные периоды не совпадают по времени протекания.
Это биологически оправдано, так как экономит силы организма, выбирая в каждый момент новое направление процессов роста и развития.
Видимая причина «генетической автономности» двигательных функций у детей дошкольного возраста – в их морфофункциональной несформированности, недозрелости. Поэтому природа воздвигает препятствия на пути возможных сильных средовых воздействий, способных исказить становление моторики ребенка».
Особенности детского возраста.
Значительные силовые нагрузки оказывают отрицательное влияние на формирование двигательного аппарата детей, на рост костей в длину.
В связи с малой способностью детей к переносимости кислородной задолженности требуется осторожное увеличение мощности и интенсивности выполняемой физической нагрузки.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ
ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ.
Нарушение правил организации занятий.
-проведение занятий с большим, чем полагается на одного педагога, числом детей;
-нахождение детей в зале без присмотра педагога и неорганизованный вход и выход из зала;
-самовольный доступ к спортивному оборудованию;
-неправильный выбор педагогом места при проведении занятия, когда часть детей находится вне его поля зрения;
-недостаточные интервал и дистанция между детьми при выполнении групповых упражнений.
Нарушения в методике преподавания.
-форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка, упражнениям без достаточной его подготовленности;
-чрезмерная нагрузка на ребенка в ходе занятия, связанное с этим значительное утомление, приводящее к снижению концентрации внимания;
-излишнее эмоциональное возбуждение, вызванное выполнением сложных упражнений, игр, эстафет.
Нарушение санитарно-гигиенических
условий и формы одежды.
-недостаточная освещенность зала или площадки для занятий;
-отсутствие вентиляции;
-неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда;
-скользкая кожаная или пластиковая жесткая подошва обуви, высокий каблук, незавязанные шнурки;
-посторонние колющие предметы на одежде или в карманах (значки, булавки, заколки, мелкие игрушки и т. п.).
-бусы, цепочки, тесемки, завязывающиеся на шее; длинные, не убранные в косу или не подобранные на резинку волосы у девочек;
очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке резинкой.
Отсутствие систематического врачебного
контроля физического состояния детей.
-чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания;
-отсутствие систематической (2 раза в год) диспансеризации детей;
-отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах.
Недооценка значения страховки и помощи.
-неправильная страховка при выполнении сложных упражнений;
-отсутствие страховки при выполнении упражнений на спортивном оборудовании и тренажерах;
-отсутствие матов под спортивным оборудованием и тренажерами.
Нарушение техники безопасности, неудовлетворительное
состояние мест занятий, инвентаря, оборудования.
-малые размеры зала или площадки для занятий;
-неровности пола, расщепленные половицы, незакрепленные половицы паркета;
-неисправность коврового покрытия и матов (разошедшиеся швы) и отсутствие его надежного крепления к полу;
-неисправность спортивного оборудования, ненадежность крепления, разболтанность соединений, незатянутые гайки, торчащие болты и шурупы;
-неправильная, излишне скученная расстановка спортивного оборудования, при которой дети мешают друг другу выполнять упражнения;
-плохо закрепленные и неисправные электрические выключатели, розетки;
-низко повешенные декоративные растения, украшения, светильники;
-отсутствие защитных сеток на вентиляторах;
-расположение магнитофона или проигрывателя в доступном для детей месте;
-колонны и выступы, не обитые мягким материалом;
-отсутствие ярких наклеек на стеклянных дверях на уровне глаз ребенка;
-свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания.
Экологический фактор
безопасности образовательной среды.
В современном мире экологические проблемы приобрели первостепенный характер.
Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты.
Условия современного экологического кризиса воздвигли экологию в ранг общепланетарной науки, где экология человека и экология природы органически взаимосвязаны.
Эффект воздействия загрязненной среды на человека определяется уровнем и качеством загрязнения, длительностью его влияния, возрастом, исходным уровнем здоровья, а также сочетанным воздействием природной среды и неудовлетворительных социально-гигиенических факторов.
Экология и здоровье детей.
Отрицательное воздействие экотоксикантов сказывается на:
- физическом развитии;
- иммунной системе;
- дыхательной системе;
- выделительной системе;
- пищеварительной системе.
Загрязнение атмосферного воздуха неблагоприятно сказывается на функции внешнего дыхания у детей.
Загрязнение воды. Качество очистки сбрасываемых в окружающую среду сточных вод имеет сильное влияние, как на общее состояние здоровья населения, так и на динамику проявления определённых видов заболеваний.
Загрязнение почвы. Между содержанием в почве тяжелых металлов и уровнем заболеваемости детей выявлены четкие связи разной силы в следующих оцениваемых факторах:
свинец — болезни нервной и эндокринной систем и врожденные аномалии;
кобальт — заболевания нервной и мочеполовой системы;
хром — инфекционные заболевания и болезни крови;
ванадий — новообразования, инфекционные заболевания и болезни крови;
цинк — врожденные аномалии и болезни эндокринной системы.
Экология физической культуры изучает влияние экологии на людей, занимающихся физическими упражнениями, вскрывает действующие механизмы и определяет возможности использования занятий физическими упражнениями на природе для получения оздоровительного эффекта.
Статусно-возрастной фактор
безопасности образовательной среды.
Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми (врачей, педагогов, социальных работников и т. д.).