Селезнева Альбина Фархуллаевна
Мастер-класс для воспитателей «Дидактическая игра — гимнастика ума»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаемый мастер класс является практической частью моего опыта работы «Развитие мыслительных операций через систематизацию дидактических игр»
Уважаемые коллеги, позвольте спросить вас: «Часто ли Вы думаете»
Правильно постоянно, всегда.
А как Вы считаете, думать и мыслить – это одно и тоже?
Совершенно верно. Думать и мыслить – это совершенно разные процессы.
В бытовое слово «думать» входят такие мыслительные операции: воспоминания, представления, воображение. Мысли текут непроизвольно, хаотично и не дают продукта.
Темочки:
- Гимнастика утренняя, оздоровительная
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Мышление – дисциплинировано целью. Как было бы прекрасно, педагог поставил перед детьми цель. И они сразу начали мыслить. Если бы.
Цель не может быть задана извне, она не задание. Цель возникает у каждого индивидуально, только в том случае, если ребёнок захотел решить задачу и попал тем самым в проблемную ситуацию.
Значит, задача педагога. Создать условия для возникновения проблемной ситуации, в которой ребёнок захотел бы мыслить.
Идеальным средством для этого являются дидактические игры, так как проблемная ситуация заложена в игровой задаче.
Сейчас мы с вами поиграем, и, я думаю, вы согласитесь со мною.
Представьте себе утро в детском саду. Вы дети, я –воспитатель. Ребята, поиграйте в настольные игры (раздаю игры, занимаюсь своими делами).
Поиграли? Собираем игры, строимся на зарядку.
А сейчас уважаемые коллеги, скажите: знакома ли вам такая ситуация? В чём ошибка воспитателя?
Вы правы. Для того, чтобы игра могла научить чему-то детей, развить их мыслительные операции, воспитатель должен правильно организовать игру.
• Посмотрите на карточки в играх, и вы согласитесь, что соответствие программным задачам необходимо потому, что в дидактической игре дети учатся опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Игра требует использования приобретённых ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. При решении игровой задачи ребёнку нужно проанализировать имеющиеся у него знания, выбрать нужные. Это очень сложный процесс.
• Каждый день. В любое свободное время эти игры использовать не целесообразно. Они теряют свою привлекательность, у детей теряется к ним интерес, и естественно, развивающий эффект пропадает. Поэтому я определила время после полдника, два раза в неделю.
• На этапе знакомства игрой, беру всю группу детей. При закреплении ограничиваюсь подгруппой 4-6 человек, чтобы было удобно проанализировать умения каждого ребёнка.
• В моей группе самым удобным местом для игры является большой ковёр. Подгруппой играем за столом.
Знакомство игры начинается с сюрпризного момента. Посмотрите, под волшебной салфеткой что-то есть (поднимаю салфетку там игра).
Это новая игра
«Четвёртый лишний»
в ней много красивых карточек, на которых изображены разные предметы.
Игра заключается в том, что из четырёх предметов, изображённых на карточке, нужно найти предмет, который не сочетается с другими по каким-то признакам и объяснить свой выбор.
Рассмотрим первую карточку
Скажите, что на ней изображено?
Посмотрите внимательно, какой предмет здесь лишний. Почему?
Это самый простой вариант игры. Различие очень явное, взяты предметы двух видов.
Следующая карточка с усложнением
Как по вашему, в чём заключается усложнение?
Да, здесь предметы одного вида, различие идёт по подвидам.
Найдите замену «лишнему» предмету.
Что можно использовать вместо ножниц?
Используем карточки, где нужно найти различие по нескольким признакам
В этом варианте нашли лишнее по размеру, форме, цвету.
Самый сложный вариант – это выделение лишнего предмета на слух
Волк, лиса,кошка, медведь
Снег, мороз, лёд, жара, метель
Молоко, чай, хлеб,лимонад, какао
В данной игре у детей развиваются все мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение. Дети учатся классифицировать предметы.
В конце каждой игры обязательно нужно подвести итоги. Похвалить детей. Для себя сделать вывод, с чем дети справились, что они знают. То есть наметить себе план дальнейшей работы.
Предлагаю поиграть в игру
«Ассоциации».
В этой игре среди множества карточек нужно подобрать пару подходящих друг другу по смыслу и доказать правильность выбора.
Подберём пару для собаки (собака-ошейник)
Сложный вариант игры «Ассоциации» словесный
Учитель – ученик
Врач –
Продавец –
Шофёр –
Цветок – ваза
Птица –
Собака -
Часы – время
Градусник –
Линейка –
Как вы думаете, чему учится ребёнок в этой игре?
Конечно, дети учатся устанавливать взаимосвязи между предметами, явлениями.
Согласны ли вы со мной, что дидактические игры развивают мыслительные операции?
Но как мы сегодня убедились, только правильно организованная игра приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Во время проведения игр происходит формирование начальных ключевых компетентностей: (технологической – выполнение правил, коммуникативной – совместная дружная игра).
А также прослеживается интеграция с другими разделами программы. Познание окружающего мира, экология, развитие речи.
Дидактических игр большое разнообразие, поэтому их могут использовать воспитатели, учителя начальных классов в своей работе, родители, играя с детьми дома.