Надежда Кокина
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика для всей семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: подготовка артикуляторного аппарата к чёткому произношению звуков и правильной дикции, формирование силы, точности кинестетических ощущений мышц речевого аппарата.
Материал: зеркало, смайлик, игрушки слонёнка, индюка, кукла Бибабо, лошадка, прихватка для кастрюли, цветные крышки для банок, детали лего, одноразовые стаканчики, цветные карандаши, фломастеры, чашка с пластмассовыми ложками, лента-дорожка с цифрами, цветные перья
Публикация «Мастер-класс для родителей „Артикуляционная гимнастика для всей семьи“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ход (можно использовать как он-лайн трансляцию)
- Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Сегодня мы будем прокачивать мышцы речевого аппарата, давать нагрузку как в спортивном зале мышцам губ, языка и нижней челюсти. Выполнять упражнения сначала рекомендуется перед зеркалом, чтобы иметь возможность зрительного контроля, а в дальнейшем ребёнок может делать напротив мамы или папы. Важно научить мышцы чувствовать различные позы.
Вашему вниманию будет предложен универсальный общеразвивающий и общеукрепляющий комплекс артикуляционной гимнастики, который показан ребёнку в любом возрасте. Посмотрите, как я буду делать и повторяйте за мной.
1 упражнение «Заборчик» (показывается смайлик)
- Максимально широко улыбнитесь, покажите верхний и нижний ряд зубов. Зафиксируйте улыбку, покажите зубы и удерживайте под счёт от 1 до 5. Счёт вслух. Затем увеличьте счёт до 10. Повторите 3 раза. По счёту отложите детали лего-конструктора.
- Дети, посмотрите на мам, мамы посмотрите на пап. Молодцы! Похлопайте друг другу!
Усложнение: выполняем упражнение с закрытыми глазами (можно использовать повязку на глаза).
2 упражнение «Хоботок» (или «Трубочка»)
- Как называется эта игрушка? Слоник.
- Что есть у слоника? Хобот.
- Улыбнитесь, покажите зубы, вытяните губы вперёд, как хоботок у слоника. Выполняйте под счёт от 1 до 5, а затем до 10. Повторите 3 раза. Чтобы не считать в слух можно использовать цветные крышки, которые убираются после каждого правильно выполненного упражнения.
3 упражнение «Сирена»
- Подружим «Заборчик» и «Хоботок». На 1-2-3 выполняем «Заборчик» переходим на 1-2-3 «Хоботок». Показать сначала смайлик, затем слонёнка. А теперь подключим звуки «и - у». Изображаем сирену за окном под счёт от 1 до 5. Дозаторами при выполнении упражнения вместо счёта можно использовать цветные карандаши.
4 упражнение «Окошко»
Использовать прихватку «Петя-петушок» или куклу Бибабо. Обратить внимание как открывается рот у куклы.
- Улыбнитесь, покажите зубы, приоткройте рот «окошко открывается». Покажите на кукле или прихватке, можно просто использовать руку. Удерживайте под счёт от 1 до 5. Счёт может быть разный, но до 10.
- Можно усложнить упражнение: на 1-2-3 «окошко открывается», а на 1-2-3 «окошко закрывается». Дозаторами вместо счёта можно использовать фломастеры.
5 упражнение «Лопаточка»
- Улыбнитесь, покажите зубы, приоткройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу. Удерживайте под счёт от 1 до 5. Повторите 3 раза. Дозаторами можно использовать разовые пластмассовые стаканчики.
6 упражнение «Иголочка»
- Улыбнитесь, покажите зубы, приоткройте рот, высуните изо рта узкий язык. Удерживайте под счёт от 1 до 5. Можно продолжать использовать одноразовые стаканчики вместо счёта.
- Это статическое упражнение, когда идёт удерживание одной позы под счёт.
7 упражнение «Лопаточка – Иголочка»
- Это динамическое упражнение, когда идёт переключение с одной позы на другую.
На счёт от 1 до 5 (прохлопать) выполняем «Лопаточку», затем на счёт от 1 до 5 (прохлопать) переходим на «Иголочку». Следим, чтобы язык из широкого состояния переходил в узкое и наоборот. Можно использовать чашку с ложками: на каждое выполненное упражнение убираем ложку.
Усложнение: закрываем глаза и выполняем это упражнение. Формируем кинестетические ощущения мышц языка, губ, нижней челюсти.
8 упражнение «Индюк»
- Посмотрите на игрушку индюка. Что делает индюк? Болбочет.
- Улыбнитесь, покажите зубы, приоткройте рот, широкий язык поставьте за верхней губой, вдохните и на выдохе облизывая и выталкивая язык произносим: «бл-бл-бл». Выполнять под счёт от 1 до 5. Это упражнение эффективно для звуков «ш», «ж», «щ», «ч», «р», «рь».
- Можно назвать это упражнение «Индейцы». Предложить ребёнку прислонить цветные перья к голове и поиграть в индейцев.
- Чтобы устрашить врага и напугать его, индейцы издавали звуки. Вместо счёта можно использовать линейку с цифрами.
9 упражнение «Лошадка»
- Вот лошадка (игрушка). У неё есть копыта. Как звонко они цокают. И мы поцокаем языком.
- Улыбнитесь, покажите зубы, приоткройте рот, присосите широкий язык к нёбу и теперь шлёпаем языком. Повторяем под счёт от 1 до 5. Дозировка может быть разной, в зависимости от настроения, но до 10. На начальной стадии выполнения упражнения допускается открывание и закрывание рта. Позже рот приоткрыт и губы не двигаются, работает только язык. Это упражнение эффективно для звуков «р», «рь».
Итог
- Завершая выполнение занимательной гимнастики, вспомним какие упражнения мы сделали: «Заборчик», «Хоботок», «Сирена», «Окошко», «Окошко открывается и закрывается», «Лопаточка», «Иголочка», «Лопаточка-Иголочка», «Индюк» или «Индейцы», «Лошадка». Выполняя эти упражнения каждый день, мышцы речевого аппарата становятся крепкими, улучшается произношение звуков и вырабатывается чёткая дикция. Если выполнять упражнения всей семьей, то положительный пример взрослых влияет на стремление ребёнка к правильному произношению звуков. Речь его становится чище и понятна для окружающих. Хочу пожелать вам успеха в выполнении упражнений в вашем маленьком спортзале!
Использовался видео-материал «Логопедической школы» г. Самара старшего преподавателя ПГСГА А. М. Горчаковой.