Анастасия Мрыхина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речи посредством познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мастер-класс я разделила на две части: теоретическую и практическую.
В первой части мы с коллегами разобрали задачи речевого и познавательного развития детей, закрепленные в ФГОС ДО, отличительные особенности познавательно-исследовательской деятельности и выяснили, как развивается речь детей дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Согласно ФГОС ДО развитие речи дошкольников – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогом.
Задачи образовательной области «Речевое развитие»:
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Развитие речи посредством познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Познавательно-исследовательская деятельность - ведущий вид детской деятельности в образовательной области «Познавательное развитие».
В процессе ознакомления детей с окружающим миром можно обнаружить, что при непосредственном действии с предметами, дети усваивают материал гораздо быстрее и качественнее, чем со слов или при демонстрации наглядного материала. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Экспериментирование оказывает большое влияние на развитие коммуникативных навыков (умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника).
Обогащение словарного запаса детей идет путём его пополнения
- существительными, обозначающими материалы, из которых сделаны предметы,
- прилагательными, обозначающими признаки, свойства и качества материалов,
- глаголами, обозначающими действие с этим предметом и т. д.
Особенно отчётливо тесная взаимосвязь экспериментирования и развития речи видна в формировании связной речи - содержательной, логичной, последовательной, организованной.
Чтобы связно рассказать о чём-либо, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями.
Этому дети учатся во время эксперимента.
На мастер-классе мы с коллегами поговорили о том, что решить поставленные цели и задачи в развитии детей мы сможем только при тесном СОТРУДНИЧЕСТВЕ ДОУ И СЕМЬИ.
Для полноценного развития дошкольников необходимо использовать разнообразные способы и средства в работе с родителями:
- консультации, памятки для родителей
- совместные проекты с родителями
- создания мини-музеев.
Далее мы перешли к практической части нашего мастер-класса, а именно к опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему «Космос».
- Первым нашим экспериментом был эксперимент «Далеко-близко». Мы выясняли как удаленность планет от Солнца влияет на температуру их поверхности. Для этого воспользовались лампой и двумя термометрами, установленными на разном расстоянии от нее.
- Вторым экспериментом был «Запуск ракеты». Мы с коллегами запускали воздушные шарики по натянутой веревке, прикрепив их к коктейльным трубочкам и в итоге сделали вывод: ракета взлетает с Земли за счет выталкивания воздуха.
- Далее мы создали настоящие космические туманности. Для этого воспользовались молоком, пищевыми красителями и ватными палочками, смоченными в жидкое мыло. Результаты поразили всех!
- Потом мы с коллегами создали мини-модели настоящего космоса. Из воды, окрашенной пищевыми красителями, глицерина, ваты, блесток, бусин мы сделали космос в банке. У каждой из нас получился уникальный кусочек космического пространства, который пополнил коллекцию дидактических материалов воспитателя.
- В завершение мастер-класса я предложила коллегам выразить свои эмоции, изобразив их на листе бумаги с помощью простого карандаша. А потом рассказала, что каждая оставила мне космическое послание, поскольку грифель карандаша состоит из углерода, который также присутствует в составе настоящих звезд.
Выводы, которые мы сделали после проведения практической части моего мастер-класса:
Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности на любом этапе развития ребенка заключается в том, что она даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами в окружающей среде.
В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Игры-эксперименты развивают мелкую моторику, тактильные анализаторы.
Всё это стимулирует развитие речи, а именно:
- увеличивается активный словарный запас,
- речь становится более связной,
- повышаются коммуникативные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Чем глубже познаётся мир, тем лучше формируется речь и, наоборот, чем лучше речь ребёнка, тем более глубоко он может рассказывать о своих наблюдениях, о своих познаниях.