Гедгафова Азина
Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития или Приключения Колобка»
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждаю:
Директор МКОУ «СОШ №1»
г. п. Залукокоаже
___Т. К. Махошева
Мастер – класс
«Детское экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития или Приключения Колобка»
(к МО воспитателей)
Воспитатель: Гедгафова А. В.
2023год.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму»
Публикация «Мастер-класс „Детское экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития или Приключения Колобка“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- «Колобок». Все материалы по сказке
- Темочки
Цель мастер – класса : демонстрация некоторых видов экспериментирования с бумагой, водой, песком, воздухом, магнитом.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения мастер – класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый участник мастер класса должен будет провести опыт и определить свойства материалов.
Ход мастер-класса.
– Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема мастер – класса «Детское экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития».
А начнём мы со сказки.
Жили-были дед да баба
На поляне у реки. (Стучим кулачком)
И любили очень-очень
На сметане колобки. (Сжимаем, разжимаем кулачки)
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила. (Встряхиваем кисти рук)
Ну, а бабушкина внучка
Колобок катала в ручках. (Трём ладошки)
Вышел ровный, вышел гладкий
Не солёный и не сладкий. (Гладим поочерёдно руки)
Очень круглый, очень вкусный
Даже есть его мне грустно. (Хлопаем в ладоши)
Колобок –персонаж из русской народной сказки (с него, в основном, начинается знакомство малыша с миром, с жизнью, с принципами и моралью)
Скучно Колобку на окошке стало и решил он свет белый посмотреть… Прыг с окна на лавку, с лавки на пол, п полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Докатился Колобок до пруда. Смотрит, цветы диковинные на воде. Лишь лучи солнышка коснулись них, цветы начали распускаться.
Опыт № 1 с бумагой
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Полюбовался вдоволь на цветы диковинные и покатился дальше. Вдруг видит, что какие-то маленькие существа то появляются на поверхности воды, то снова пропадают; это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2 воздух
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Решил Колобок покормить рыбок. Благо на бережке стояла кем-то заботливо приготовленная корзина.
Опыт № 3 Растворялка
Что растворяется (соль, сахар, сода, молоко, а что нет.
Сюрпризный подарок «Живая» рыбка
Для начала приготовьте раствор: в четверть стакана холодной воды добавьте 10 г сухого желатина и дайте ему хорошо набухнуть. Нагрейте воду до 50 градусов на водяной бане и проследите, чтобы желатин полностью растворился. Вылейте раствор тонким слоем на полиэтиленовую пленку и дайте высохнуть на воздухе. Из получившегося тонкого листика можно вырезать силуэт рыбки. Положите рыбку на салфетку и подышите на нее. Дыхание увлажнит студень, он увеличится в объеме, и рыбка начнет изгибаться.
Колобок так увлекся кормлением рыбок, что не заметил как обронил в пруд свою любимую булавку, которую бабушка бережно прикрепила ему к рубашке. Как же ее достать, не намочив рук, ведь он очень воды боится?
Опыт № 4 магнит
1 вариант. Соломинка-пипетка
Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.
1. Поставим рядом 2 стакана: один – с водой, другой – пустой.
2. Опустим соломинку в воду.
2. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.
3. Снимем палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.
По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.
2 вариант. «Волшебный магнит»
Взять стакан с водой. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.
Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.
Устал Колобок, пока булавочку спасал. Присел отдохнуть на бережок. Смотрит, а вокруг следы разные.
Опыт № 5 с песком. Следы
На сыром песке остаются четкие следы, а на сухом – нет.
Вспомнил Колобок, что ушёл он из дома без спросу и вернуться домой решил.
Увидел чудо – транспорт. Решил, что на нём быстрее сможет вернуться к дорогим дедушке и бабушке.
Опыт № 6 с воздухом. Реактивный воздушный шар
Вам понадобятся: веревка или леска (около 2 метров); воздушный шарик; 2 стула; соломинка для коктейлей; скотч; ножницы.
Натяните веревку между двумя стульями, предварительно продев ее в соломинку. Надуйте воздушный шарик (но не завязывайте) и прикрепите скотчем к соломинке. Отпускаем шарик… и запускаем ракету!
Возвращение домой.
Много вопросов возникло у Колобка :
Почему же распускаются кувшинки?
Почему одни камешки исчезали в воде, другие тонули, а третьи плавали на поверхности или окрашивали воду?
Что означает «выйти сухим из воды»?
Почему остались следы на песке?
И решил Колобок, что обязательно пойдет в детский сад №38, что на Поле Чудес находится и всё – всё обязательно там узнает от воспитателей.
Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Уважаемые, педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.