наталья горовая
Родительское собрание «Почемучки. Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание на тему:
«Почемучки». Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей.
Круглый стол для родителей детей средней группы
Публикация «Родительское собрание „Почемучки, Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки для родителей;
• актуализация отношения родителей к проблеме речевого развития детей;
• обучение родителей играм и упражнениям, помогающим совершенствовать устную речь ребенка;
• активизация речевого общения в семье.
Ход мероприятия
В помещении стоят стулья по кругу.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители!
Если вы насчитали, что ваш ребенок задал за день больше десяти вопросов, то поздравляем! Он вошел в возраст почемучек. Поздравляем и одновременно предупреждаем: теперь вам придется очень непросто!
Ребенок в этом возрасте задает ежедневно чуть ли не сотни вопросов. Его интересует абсолютно все: значение услышанных слов, назначение предметов, причины различных явлений природы, особенности человеческих взаимоотношений и просто суть вещей. Это чудеснейший возраст потому, что неугомонный почемучка, проявляя любознательность, тренирует свои познавательные способности. Ведь в 4–5 лет человечек знает еще так мало и хочет узнать многое! Очень важно не пропустить этот момент: не погасить жажду знаний резкой фразой: «Отстань, не до тебя сейчас!» Ведь любознательность развивает и память, и творческую жилку. От нее же зависит и интерес к людям, а, следовательно, умение общаться.
Это — момент «взрывного» развития активного словарного запаса малыша. Только от взрослых, которые его окружают, зависит, насколько пополнится словарь. В это время формируются основы представлений о мире, закладывается стереотип поведения и обучения на всю дальнейшую жизнь.
И, наконец, именно в этот момент развивается учебная познавательная мотивация, без которой в школе — как без рук. Без интереса познавать новое школьные годы не превратятся в праздник, а станут сплошной чередой унылых будней. Вряд ли вы хотите для своего ребенка такого будущего. Любознательность — это глаза, направленные в мир. Поэтому не закрывайте эти глаза, а лучше постарайтесь направить взгляд в нужную сторону. Хвалите ребенка за всякий интерес, за любой вопрос, за каждую попытку исследовать мир, даже если это исследование дорого вам обходится. Проблема умственного развития изучается отечественными психологами в неразрывном единстве с речевым развитием детей, исходя из представлений о том, что язык является средством общения, взаимопонимания, закрепления и передачи знаний, опыта.
Безответные вопросы
Что же происходит, если на вопросы ребенка вы не находите ответов, и малыш привыкает задавать риторические вопросы? Малыш очень скоро усвоит, что вам это неинтересно, а поскольку вы — безоговорочный авторитет для ребенка, он решит, что узнавать новое — неинтересно и утомительно. И когда вы пожалуетесь соседке: «Его ничто не интересует!» — учтите, что в этом вы виноваты сами. Его исследовательский пыл угас из-за вашего холодного «мне некогда».
Конечно, порой пятилетний малыш вопросом хочет привлечь к себе внимание. Вопросы могут быть механическими, и ваше раздражение иногда понятно — в самом деле - надоедает! Но будьте на страже, не пропустите среди пустяковых вопросов ценный вопрос.
Есть особый закон детства: сколько внимания вы уделяете своему дошкольнику, столько душевности и теплоты он вернет вам в подростковом возрасте. Когда хочется отмахнуться, промолчать, вспомните об этом.
Где же вы, вопросы?
Да, бывает и такое: возраст почемучки пришел, а ребенок не задает вопросов. Что делать?
Во-первых, без паники. Если ребенок увидит вашу обеспокоенность, то сам может насторожиться, не говоря уже о том, что некоторые дети «используют» тревогу родителей. Если ребенок задает неправильные вопросы «почему трава?» или «зачем муравей?», то, возможно, он провоцирует вас на то, чтоб вы обратили на него внимание и исправили неправильно заданный вопрос. Проанализируйте свое общение с малышом. Возможно, вы мало уделяете времени «разговору по душам».
Во-вторых, подсовывайте ему любые детские энциклопедии. Благо, сейчас такой литературы можно найти на любой вкус, для любого возраста. Можете сами прочитать кое-что вслух и воскликнуть: «Ух ты!», «Ну надо же!», «Как интересно!», «А я и не знала, что…», «Оказывается, что…» Малыш обязательно заинтересуется и начнет вам подражать — что ж, похвалите своего умничку… и начинайте все сначала!
Вывод: Уважаемые родители! Ребенку нужны впечатления, но их обилие их утомляет. Уважайте стремление ребенка познать окружающее, не оставляйте без внимания их вопросы.
Сейчас многие родители интересуются проблемой подготовки детей к школе. Важно помнить, что здесь главное - всестороннее развитие ребенка, а не умение читать, писать. Уделяйте внимание формированию у ребенка общественных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств (организованности, самостоятельности, настойчивости, ответственности). Создайте ребенку условия для игры, разнообразных занятий, посильного труда. Как уже отмечалось, дети очень подражательны, они усваивают не только положительные, но и отрицательные примеры. Учтите это в своем воспитании ребенка.
Ребёнок-дошкольник активно старается узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.
В формировании высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем несравнимую роль. Выполняя функцию общения ребёнка со взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.
Усвоение слов помогает формированию мыслительных действий с образами предметов, с развитием речи у детей появляется возможность решать задачи не только с помощью практических действий, но и в уме. На этом этапе развития мышления у нормально развивающегося ребёнка речь начинает играть роль вспомогательного средства мыслительной деятельности, приобретает функцию планирования решений. Это происходит вследствие того, что слово является элементом не только речи, но и речевого мышления, так как в нём заключены все виды семантики: значение - общая единица речи и мышления, смысл и предметная соотнесённость. Таким образом, речь включается в процесс мышления и становится одним из его компонентов.
Сегодня мы приглашаем вас к разговору о том, как и зачем развивать речь наших детей.
Актуальность выбранной темы обусловлена условиями развития современного общества, когда информационные технологии всё глубже проникают в жизнь людей и, к сожалению, это не всегда положительно отражается на наших детях. Как именно, мы с вами обсудим чуть позже. А сейчас небольшая теоретическая справка:
согласно психологическому словарю, «речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка». В раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что всё в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.
Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.
Для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства ребёнка есть свой период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Он называется сензитивным периодом развития определённого свойства, то есть наиболее благоприятным, так как именно в этот период ребёнок наиболее чувствителен к воспитательным воздействиям и влияниям среды. Для развития речи такой период охватывает возраст от одного года до восьми — девяти лет.
Важно отметить, что ребёнок овладевает речью только в процессе общения со значимыми взрослыми. Навыки правильной речи приобретаются в семье, однако большую часть времени ребёнок проводит в иной среде – в детском саду. И мы глубоко убеждены, что для формирования полноценного, гармоничного речевого развития, необходимо взаимопонимание и взаимодействие педагогов, работающих с ребёнком и семьи, воспитывающей его.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Ветер дует на того, кто…». Я говорю утверждение. Если вы с ним согласны, выйдите, пожалуйста, в центр круга и пожмите руки тем, кто также согласился с этим утверждением.
Утверждения: ветер дует на того, кто…
…терпеливо отвечает на все вопросы своего маленького почемучки;
…кто учит стихи со своими детьми;
…кто каждый вечер читает стихи своим детям;
…кто знает хотя бы одну пальчиковую игру (какую);
…кто задаёт вопросы ребёнку по ходу чтения или после него;
…кто смотрит телепередачи вместе с ребёнком.
— Итак, мы познакомились, немного узнали друг друга, а теперь выполним упражнение, которое позволит нам настроиться на дальнейшую работу и позволит лучше слышать и воспринимать новую информацию. Называется оно «Думательный колпак». Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.
— Мы с вами настроились на дальнейшее взаимодействие.
— Я даю вам три минуты на то, чтобы вы высказали свой ответ на следующий вопрос: «Как, по вашему мнению, на сегодняшний день обстоят дела с развитием речи у дошкольников?».
— Как бы вам хотелось, чтобы было в идеале?
— Что конкретно вы сами можете сделать уже сегодня для развития речи ребенка?
Воспитатель:— Для формирования правильной и чёткой речи, нам хотелось бы предложить вашему вниманию ряд упражнений.
Чистоговорки — от слов «чисто говорим». Их относят к малым формам фольклора, которые очень любят дети. К тому же, чистоговорки хорошо запоминаются, потому что имеют вид обычного стихотворения, в котором часто повторяются отрабатываемые звуки.
Скороговорки – от слов «скоро говорим». Это очень полезное занятие для детей разного возраста, даже если речь ребенка на первый взгляд в норме. Встречаются дети, которые выговаривая слова, спешат, заглатывают окончания, а другие, напротив, медленно говорят и слишком затягивают слова. Необходимо запомнить — речь формируется при помощи занятий.
Поэтому используйте малые формы фольклора, и речь вашего малыша станет значительно лучше.
Конкурс «Мастера скороговорок»
Мы сейчас вам предлагаем посоревноваться в скоростном и правильном при этом произношении скороговорок.
Упражнение «Разговор по картинке» подойдет для деток от трех до шести лет и направлено на формирование связной речи. Для последовательной беседы подойдет всякая, желательно сюжетная, красивая картинка. Лучше всего упражнение выполнять, когда читаете книжки, собираете паззлы или увлечены любой другой интересной игрой, чтобы у крохи не возникало чувства «нудного урока». Ваша задача заключается в том, чтобы увлечь ребенка простой игрой «вопрос-ответ». Задайте разнообразные вопросы с применением полного «ассортимента» вопросительных слов: Когда? Почему? Зачем? и других. Чтобы ребенок начал говорить, употребляйте вступительные фразы («А ты думаешь?», «А тебе встречалось такое…») либо предположения («А вот если …», «Может, здесь хотели сказать…», «А ты как бы поступил…»). Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему выстроить предложение, покажите, о чем и как рассказать.
Воспитатель : большую роль на развитие речи ребенка оказывают пальчиковые игры, развивающие мелкую моторику рук. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения пальчиковых игр помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела. Улучшение ловкости и точности движений пальцев рук способствует улучшению произношения многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Хочется дать совет всем родителям детей возраста 3-5 лет: если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую самую тонкую работу, начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Также в этом плане очень полезны массаж, упражнения с ручными тренажерами, занятия ручным трудом, лепкой, оригами, работа с мозаикой, конструкторами.
Рекомендуем вам разучить пальчиковую игру «Почтальон»:
Что принёс нам почтальон?
С толстой сумкой ходит он. (резко сжимаем и разжимаем кулачки)
Перевод, журнал, газету,
В бандероли две кассеты
И письмо от тёти Вали,
Чтоб её приезда ждали! (загибаем поочерёдно пальцы одной руки)
Воспитатель: дыхание – это здоровье человека, его физическая активность. Правильное дыхание способствует снабжению всех органов кислородом, улучшению качества умственной деятельности. Дыхание также основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной. Дыхание ребенка имеет свои особенности: чем меньше ребенок, тем меньше жизненная емкость легких, а потребность в кислороде велика, поэтому детское дыхание частое и поверхностное. Это не может не отразиться на речи, на ее интонационной выразительности, на голосе, его силе, и, конечно, на звукопроизношении. Учитывая все вышесказанное, огромное значение приобретает дыхательная гимнастика.
В домашних условиях можно устроить «незаметную», но очень действенную дыхательную гимнастику. Вместе с ребенком можно выдувать пузыри, пускать кораблики в тазике с водой, заставляя их плыть, подув на них.
Пример простых дыхательных упражнений.
Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередований:
• широко открыть рот и спокойно подышать носом;
• закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
• вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки).
«Поединок».
Из кусочка ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками.
«Рисунки на стекле».
Ребенок выдыхает на зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего рисует на нем смешные рожицы, человечков.
«Сдуй листочек с ладони».
Положить на ладонь ребенка листок дерева и попросить его сдуть с ладони. Выдох плавный, без надувания щек.
«Душистая роза».
Стоя, попросить положить ладони ребенка на ребра по обе стороны грудной клетки. Пусть он представит, что нюхает душистую розу. Медленный вдох через нос – заметьте, как ребра грудной клетки раздвинулись. Ребенок это почувствует ладонями, а теперь выдох, ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Вдохи должны быть неглубокими, но полными. Повторить можно 3-4 раза.
Помните, выдох должен быть равномерным и в то же время, не стоит дуть более 7-10 секунд, чтобы не закружилась голова!
Артикуляционная гимнастика – еще один отличный способ сделать речь своего ребенка четкой и понятной. Ее можно выполнять и в домашних условиях, а занятия сделать веселой игрой.
Есть ряд простых логопедических упражнений для языка.
Улыбнитесь и покажите ребенку, как язык может, словно маятник часов, двигаться то влево, то вправо. Можно улыбаясь показать широкий язык. Попросите ребенка повторить, ну а после можно надуть щеки и подержаться за уши — так получится веселая обезьянка.
Существует много комплексов гимнастики для языка. Упражнения можно обыгрывать, можно придумывать различные сказки: про волшебный язычок, который любит превращаться в различные предметы, или просто любит делать гимнастику.
Вот пример артикуляционной гимнастики:
Язычок гулять собрался (открыть рот):
Почистил зубы, (провести по верхним зубам кончиком языка)
Причесался, (провести языком между нижними и верхними зубами, вперед — назад)
Вправо, влево повернулся, (движение языком вправо – влево)
Сильно-сильно потянулся, (движение языка вперед)
Погулял и улыбнулся. (спрятать язык во рту, улыбнуться)
Артикуляционные и дыхательные упражнения не дадут ожидаемых результатов, если не проводить занятия регулярно, весело!
Воспитатель: и в заключение нашей работы, давайте ещё раз убедимся, насколько речь важна в общении людей. Попробуйте (желающие) сказать фразу: «Папа купил цветы в магазине?», выделяя интонацией разные слова. А фразу: «Сегодня утром выглянуло солнце» с разной эмоциональной окраской (например, со злостью, радостью, безразличием).
Для вовлечения в деятельность по развитию речи детей мы можем предложить вам картотеки пальчиковых игр, упражнений для дыхательной, артикуляционной гимнастик, подбор скороговорок, чистоговорок по различным лексическим темам.
Воспитатель: мы рады, что затронутая нами тема волнует вас так же, как и нас. И нам хотелось бы узнать мнение каждого участника о нашем мероприятии. Так как мы считаем, что только благодаря совместной работе родителей и педагогов ребёнок будет расти общительным и развитым во всех отношениях. Если у вас возникли вопросы, предлагаем их обсудить.
Воспитатель: — Напишите, пожалуйста, свой отзыв о мероприятии на листе (родителям раздаются листы с липким краем, двух цветов — жёлтого и синего, ручки). И приклейте его на мольберт, выбрав одну из сторон: где нарисовано солнышко – приклейте положительный отзыв, где нарисована тучка – ваши пожелания по нашей работе.
— Спасибо за время, которое мы все провели с пользой! До новых встреч!