Игнатенкова Татьяна
Лэпбук «Звук и буква Р»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда»
ЛЭПБУК
«Звук и буква
Выполнила:
учитель-логопед Т. Н. ИГНАТЕНКОВА
Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
Публикация «Лэпбук „Звук и буква Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
При работе с детьми с речевыми нарушениями лэпбук выполняют ещё и функцию развития речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения учебного материала, облегчает преодоление трудностей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей с недостатками в развитии речи или задержкой психического развития.
Лэпбук преимущественно используется в индивидуальной работе с детьми. Но задания позволяют использовать его и в подгрупповой деятельности.
Аннотация:
Дидактическое пособие лэпбук «Звук и буква [Р]» представляет собой папку-раскладушку формата А4. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме.
Цель:
Создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы детей в процессе деятельности по автоматизации звука [Р] с использованием дидактического пособия лэпбук.
Задачи:
Образовательные:
-Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука [Р], используя тематические карточки;
-Научить правильно проговаривать звук [Р] изолированно, в слогах, словах;
-Определять место (позицию) звука [Р] в словах;
-Автоматизировать звук [Р] в предложениях, в цепных текстах с использованием наглядных схем;
-Автоматизировать звук [Р] в чистоговорках, насыщенных звуком [Р];
-Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;
- Развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания пособия «Найди все картинки, в названии которых есть звук [Р]»
-Формировать фонематические процессы
-Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
-Воспитывать усидчивость;
-Формировать самоконтроль за речью;
-Побуждать к активности в получении новых знаний;
-Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.
В лэпбуке собраны материалы по автоматизации звука [Р] для развивающих видов совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- Многофункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- Обладает дидактическими свойствами;
- Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.
Дидактическое пособие лэпбук «Звук и буква [Р]» предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Содержание лэпбука :
1. Артикуляционная гимнастика
Данный раздел представлен в виде зеркала и карточек, содержащих картинки, обозначающие какое-либо артикуляционное упражнение. Все картинки составляют комплекс артикуляционной гимнастики для нормированного произношения звука [Р].
Цель: учить детей с использованием карточек самостоятельно выполнять артикуляционные упражнения
2. «Дыхательные упражнения»
Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат пособия для выполнения упражнений по постановке правильной воздушной струи для нормированного произношения звука [Р].
Цель:
Обучать детей правильному речевому дыханию, которое обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания необходимой громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
3. Страничка «Звуковые схемы. «Отгадай, где звук?».
Данный раздел представляет собой звуковые схемы с условными обозначениями позиции звука [Р] в слове : карточки с позициями «звук [Р] и [Рь]в начале слова», «звук [Р] и [Рь] в середине слова», «звук [Р] и [Рь] в конце слова».
Цель:
развивать у детей умение определять позицию звука [Р] и [Рь] в слове, соотносить графическую схему с нужной картинкой
4. «Картинки»
Данный раздел представляет кармашки с картинками, на которых изображены предметы, в названиях которых есть звуки [Р], [Рь], [Л], [Ль]. Ребенок рассматривает картинки, называет их и выбирает картинки на заданный звук ([Р] или [Рь])
Цель:
Закрепление произношения изучаемых звуков, дифференциация смешиваемых в речи звуков. Развитие фонематического слуха.
5. «Бродилки».
Данный раздел представляет собой улитку и лабиринты с изображениями разного количества предметов на заданный звук. Предназначено для автоматизации (закрепления) звука [Р] и [Рь ] в речи воспитанников с нарушениями звукопроизношения. Ребенок фишками (лежат в кармашке пособия, ведет по дорожке и тянет звук.
Цель:
автоматизация звуков, развитие фонематического слуха; совершенствование лексико-грамматических категорий речи; развитие просодической стороны речи. совершенствование зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве; автоматизация поставленного звука.
6. «Мнемодорожки»
Данный раздел представляет картинки-гармошки со скороговорками по автоматизации звука [Р]. Взрослый читает стихотворную форму, показывая по ходу картинки. Ребёнок запоминает данный текст, опираясь на зрительный стимулятор – картинки.
Цель:
автоматизировать звук [Р] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением; развивает зрительную память.
7. Карточки «Чистоговорки».
Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат чистоговорки по автоматизации звука [Р]. Взрослый читает стихотворную форму, показывая картинки. Ребёнок запоминает данный текст, опираясь на зрительный стимулятор – картинку.
Цель:
автоматизировать звук [Р] и [Рь] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением; развивает зрительную память.
Дидактическое пособие лэпбук «Звук и буква [Р]» рекомендуется также использовать и воспитателям дошкольного учреждения в коррекционно-развивающей работе с детьми, также пособие могут использовать родители, и сами дети в самостоятельной и игровой деятельности.
Результатом использования данного пособия является:
• Объединение детей, родителей и педагогов, то есть, социальная
направленность;
• Дети учатся находить информацию самостоятельно, то есть учатся учиться;
• Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, правильное дыхание, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи;
• Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.
Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО, так как она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.
Используемая литература:
1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС/ Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015.
2. Комарова А. А. «Альбом для автоматизации звуков, в игровых упражнениях». Составь предложения- с. 17;
3. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=звуковая улитка
4. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=артикуляционная гимнастика карточки