Дарья Алымова
Конспект занятия «Звук и и буква [Й]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук [и] и буква Й»
Цель: создание социальной ситуации развития посредством уточнения артикуляционного звука й, закрепление умения определять место и последовательность звуков в слове, знакомства с буквой Й, закрепления образа буквы.
Задачи:
1. Обеспечить условия для обучения детей внимательного вслушивания в речь взрослых, правильного понимания лексико-грамматической конструкции.
Публикация «Конспект занятия „Звук и и буква [Й]“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
2. Создать условия для обучения детей правильно произносить звук [Й].
3. Создать условия для совершенствования навыков аналитико-синтетической деятельности.
4. Обеспечить условия для обучения анализировать предложение, составлять его схему.
5. Обеспечить условия для обучения преобразовывать слова.
6. Создать условия для совершенствования умения определять место звука в слове.
Материал: картинки; панно букв.
Виды детской деятельности:
1. Взаимодействие со взрослым.
2. Взаимодействие со сверстниками.
3. Игра.
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.
Ход образовательной деятельности
Сегодня мы побываем на уроке в лесной школе. В ней учатся Зайка и Котенок. Им дали задание, но они с ним не могут справиться и просят нас помочь им? Давайте поможем?
Сегодня на занятии мы с вами будем знакомиться с еще одним интересным звуком и буквой. Ну а сначала давайте поиграем.
Дидактическое упражнение «Как правильно?»
Я называю предложение, а вы внимательно слушаете. Телега везет лошадь. Кошка поймала мышку. За зимой наступило лето. Фонарь освещается улицей. Пешеход переходит дорогу.
1. Знакомство со звуком [Й]. Ребятки, послушайте слова и подумайте, чем они похожи. Воробей, ручей, репей, соловей. : Кто догадался, чем похожи слова? Какой последний звук в этих словах? (звук [й].) Расскажите, что делают язык, губки, зубки при произнесении этого звука? - Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой он? (согласный) Почему? (во рту при произнесении возникает преграда). Нужно запомнить, что этот звук всегда мягкий. Как мы его будем обозначать? (зеленым квадратиком).
2. Играем «Покажи зеленый квадратик, когда слышишь звук [Й].» Покажите квадратик, когда услышите звук [Й]. - [й], [а], [e], [й], и т. д. (из ряда звуков); - до, мо, ай, ты, ой, эй, ту, и т. д. (из ряда слогов); - майка, дом, воробей, утка, май, чай, и т. д. (из ряда слов).
3. Определение места звука в слове. Перед вами картинки. Давайте их все назовем. - А теперь каждый возьмет только ту картинку, в названии которой есть звук [й]. - Назовите, что вы взяли. (Дети по очереди называют свою картинку.) - Обозначьте на тучках место звука [Й] в вашем слове. - Давайте проверим, что у вас получилось.
4. Знакомство с буквой Й. На письме звук [Й] обозначается буквой (Й). (показ печатной буквы Й). - Из каких элементов состоит эта буква? - Перед вами листок. Найдите.
5. Составление предложений и схем к ним. Послушайте слова и составьте из них красивые правильные предложения. Зайка, сидеть, куст, под. - Какое получится предложение? (Зайка сидит под кустом.) - Сколько в нем слов? (четыре). Какое первое слово? Второе? Третье? Четвертое? - Давайте из полосок составим схему этого предложения. Аналогично с детьми разбираем следующие предложения: Трамвай, быстро, ехать. Чайка, море, лететь, над.
6. Преобразовываем слова. Ребята, прочитайте слово. (МАЙКИ). -Уберем из слова букву «Й». Какое слово получиться? (МАКИ). -Давайте прочитаем еще слово. (СОЙКИ). Уберите букву «Й», что получиться? (СОКИ). Какую букву мы убрали? Какой звук она обозначает?
7. Звуко-буквенный разбор слов. Давайте сейчас возьмем карточки с буквами и сделаем разбор слова МАЙ. Сколько звуков в этом слове? (три). Какой первый звук? ([м]). Как мы его обозначим на схеме? (синим квадратиком). Почему? (Он согласный твердый). Какой второй звук? ([а]). Как обозначим? (красным квадратиком). Почему? (Он гласный). Какой следующий звук? ([Й]). Как мы его обозначим? (зеленым квадратиком). Почему? (он согласный мягкий). - Теперь попробуйте сами сделать разбор слова ЧАЙ. - Проверяем, что у вас получилось? (Один ребенок объясняет свое обозначение).
С каким звуком мы познакомились сегодня на занятии? Какой это звук? Почему? Какой буквой он обозначается?
Зайка и Котенок благодарят нас за помощь.