Архипенок Ирина Ивановна
Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Логосказки, как эффективный метод в системе
коррекции речевых нарушений.
Пояснительная записка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей имеющих отклонение в речевом развитии, неуклонно растет. Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется ее социальным значением. Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей, служит активным средством всестороннего развития личности ребенка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь. Все это предъявляет большие требования к качеству речи человека. Непременным условием ее нормального развития является своевременное предупреждение и коррекция речевой патологии.
Публикация «Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений» размещена в разделах
Устранение речевых недостатков имеет крайне важное значение для общего развития ребенка, так как речевой дефект, каким бы он ни был по степени выраженности, никогда не бывает сам по себе (Л. С. Выготский). В процессе воспитания и обучения ребенка необходимо осуществлять коррекцию и развитие у ребенка-логопата значимых личностных качеств, формировать навыки адекватного социального поведения.
Задача логопедической работы - преодоление патологических, возрастных недостатков речи, разработка и совершенствование методов коррекции в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника, исходя из клинического диагноза, структуры, степени выраженности речевого нарушения, его индивидуально – типологических особенностей. Залогом успешности логопедического воздействия является нацеленность учителя – логопеда на устранение речевой патологии и целостное развитие личности ребенка с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств.
Дети-логопаты зачастую имеют ослабленное соматическое и психическое состояние, повышенную утомляемость, неустойчивое внимание, снижение эмоционально-волевой сферы. Как оптимизировать коррекционный процесс?
Известно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Это важнейшая форма организации их жизни, наиболее для них интересная и доступная. Поэтому наиболее перспективным в комплексной коррекции является использование игровых приемов.
Общеизвестен интерес детей к сказкам. Если объединяющими сюжетами игровых занятий являются мотивы сказок, это интересно любому ребенку, в любом возрасте с любым отклонением в развитии. Сказка заставляет сопереживать героям, что усиливает мотивацию ребенка к деятельности. Кроме того, сказка дает детям новые представления о взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Это особый ракурс, близкий и понятный детям.
Сказка может быть оригинальной, или созданной на основе прозаического произведения с привлечением стихотворных текстов. Литературный материал не всегда используется полностью, он может быть сокращен, частично переработан в зависимости от задач коррекционного обучения.
Для ребенка с проблемами в речевом развитии сказка должна быть зримой, наглядной. Внимание ребенка тогда будет гарантировано. Возможности сказок огромны:
-рассказывая сказку, мы имеем возможность предложить ребенку задания связанные с сюжетом сказки, сначала простые, а затем более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве; мотивация к выполнению "сказочных" заданий у ребенка гораздо выше, чем к необыгранным упражнениям.
-тексты сказок просты, но их можно еще более упростить в соответствии с речевыми возможностями ребенка: многосложные названия животных без ущерба для смысла сказки могут быть заменены звукоподражаниями: не "курица", а "ко-ко", не "собака", а "ав"; простота звукослоговой структуры звукоподражания стимулирует ребенка к повторению этих упрощенных слов, позже - также и слов, связанных со звукоподражаниями по смыслу; таким образом, активизируется способность к продуцированию связной речи.
-сюжеты сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов - все это значительно облегчает понимание текста теми детьми, которые невнимательны при чтении авторских книг в силу недоразвития способности к восприятию связного текста. Язык сказок ритмичен, слова часто рифмованы, героям даны неожиданные определения.
-если новое слово ребенок слышит впервые в тексте сказки, доступной его пониманию, это способствует лучшему усвоению нового слова, так как именно в тексте полнее отражается значение слова, его возможности связи с другими словами. Слова сказок интересны сами по себе, поэтому они пробуждают интерес к слову.
-развернутые инструкции к заданиям, обыгрывающим действия персонажей и сюжетные ходы сказки, также понимаются легче в связи с текстом сказки, даже если в обыденной жизни для ребенка затруднительно выполнить задание по многоступенчатой инструкции.
Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать "сказочные " занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Рекомендуемая система занятий позволяет выбрать занятие такого уровня сложности, чтобы оно было посильно, интересно и увлекательно для конкретного ребенка. Главное не ставить непосильных задач, но и помнить, что слишком легкие задания также не могут способствовать необходимому сосредоточению, удержанию внимания ребенка. Поддержать интерес ребенка поможет и чередование различных видов деятельности – речевой, мыслительной, изобразительной, сопровождая выполнением гимнастики для развития мелкой моторики. Главное, помнить: сказка для ребенка- игра, волшебство. В сказочной атмосфере, в игре, с улыбкой, с радостным отношением к миру результаты не заставят себя ждать.
Основная цель логосказки—всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии. Логосказка-это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач
Кроме того, в логосказки легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей:
психогимнастика (покажи, как рассердился волк, как испугался зайчик, как обрадовалась Машенька и т. д.)
релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки и стала греться на солнышке);
дыхательные и голосовые упражнения, а также упражнения на координацию речи с движением.
Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки-спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего. Для постановки сказок подходят различные виды театров:
пальчиковый,
настольный,
рукавичный,
картонажный.
куклы-БИБАБО,
куклы на палочках,
различные настольно-печатные пособия
перчатки с наклеенными персонажами сказки,
сказка на ковролине,
маски,
карточки с графическими символами, и другие предметы-заменители. Декорациями могут служить ширмы, мини-макеты, дидактические пособия.
Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно использовать следующие виды логосказок :
Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);
пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);
фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
сказки, способствующие формированию связной речи;
сказки по обучению грамоте (сказки о звуках и буквах).
Эмоциональный дискомфорт ребенка отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Вот почему педагогу важно обеспечивать на занятии положительный настрой и поддерживать интерес к изученным ранее упражнениям, сохранять в памяти ребенка полученные знания актуализировать их в новой ситуации. Конечно, хорошим помощником в этой работе может стать сказка.
Логосказка — это интерактивная сказка, так как требует не пассивного созерцания, а активного участия в ходе повествования.
Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:
Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к эмоциональному проявлению).
Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).
Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
Произвольность (от переживания эмоциональных переживаний сказочных героев через оценку своих поступков–к динамическому равновесию исполняемых действий в игре).
Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету). Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе. Детям дошкольного возраста с нарушениями речи и другими особенностями предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям.
Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы:
-систематичности и последовательности;
-учета возрастных и индивидуальных особенностей;
-учета структуры дефекта.
А также учитываются: заинтересованность; положительно-эмоциональный настрой; уровень воображения, импровизации, внимания и памяти ребенка.
С учетом ФГОС логосказка может планироваться в разных образовательных областях:
социально коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно эстетическое развитие;
физическое развитие.
Таким образом, использование логосказок позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состоянии и снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях. Обучающий и коррекционный процессы проходят в игровой форме. Дети ждут логосказки. Словарь активизируется быстрее, быстрее автоматизируются поставленные звуки.
Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:
Коррекционно-образовательные задачи :
развивитие речи (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и особенности, сочинять свои.
Коррекционно -воспитательные задачи:
воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
Коррекционно - развивающие задачи:
развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.
Используя в своей работе элементы сказкотерапии, обязательно учитываем следующие особенности:
* речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивности, дизартрия);
* недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);
* специфику возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).
Выше перечисленные особенности детей приносят свою специфику в деятельность учителя-логопеда. Поэтому хочется отметить особенности выбора сказки:
* используются простые, хорошо знакомые детям сказки,
* сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;
* возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком;
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.
Коррекционно - развивающая работа.
1. Закрепление правильного произношения (в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий)
- Развитие органов артикуляции
- Развитие правильного речевого дыхания, развитие речевого выдоха;
- Постановка и дальнейшая автоматизация поставленных звуков;
- Введение исправленных звуков в речь (с максимальной насыщенностью закрепляемых звуков);
- Дифференциация звуков, схожих по артикуляционному и акустическому признакам – формирование фонематического восприятия.
- Работа над правильно интонированной и ритмизованной речью, развитие просодики.
2. Развитие всех компонентов речевой системы. (в соответствии с программой)
- Расширение и обогащение словаря.
- Устранение недостатков грамматического строя речи:
- Словообразование.
- Усвоение предложно-падежных конструкций.
- Cогласование существительных с другими частями речи.
- Усвоение притяжательных местоимений,согласование их с существительными по родам;
- Закрепление понимания и употребления предлогов.
- Формирование навыков связной речи
- Коррекция слоговой структуры слова;
3. Обучение элементам грамоты. (в соответствии с программой)
- Узнавание и называние заданных звуков; знакомство со звуками, их символами и буквами;
- Формирование фонематического анализа и синтеза;
- Дифференциация звуков (гласные-согласные; звонкие-глухие; твёрдые-мягкие).
- Формирование умения выделять звук из состава слова, определять место звука в слове,
- Обучение делению слова на слоги, а слоги на звуки.
- Обучение определению последовательности звуков в слове;
- Формирование умения делить предложения на слова,
- Развитие фонематического восприятия;
- Подготовка руки ребёнка к письму
- Профилактика дисграфии, дислексии;
4. Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, воображения, пространственной ориентации;
- Совершенствование общей и мелкой моторики детей, кинестетической чувствительности;
- Формирование элементов познавательной деятельности детей, развитие самостоятельности, воспитание усидчивости, любознательности, интереса к занятию.
- Формирование навыков самоконтроля и самооценки.