Наталья Аматуни
Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Слайд 1.
Уважаемые коллеги, в рамках сегодняшнего семинара я хотела бы коснуться темы «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников».
В логопедической практике особое место занимает логоритмика, представляющая собой отдельный методический курс, элементы которого активно вводятся на занятиях, как учителя-логопеда, так и других специалистов детского сада.
Публикация «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах
Логопедическая ритмика, занятия которой начинаются с малышами трёхлетнего возраста, полезна даже не имеющим проблем с речью дошкольникам.
Слайд 2.
Успех преодоления речевых расстройств у детей зависит от многих факторов, в том числе, от эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса (учитель-логопед + ребё нок-логопат; учитель-логопед + родители; учитель-логопед + специалисты ДОУ).
Слайд 3.
Что же такое логоритмика?
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Суть логоритмики и ее польза для детей, имеющих речевые нарушения, особая методика логоритмических упражнений, включает в себя воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки.
Основа логоритмики – игра (пальчиковая, артикуляционная, музыкально-ритмическая, коммуникативная).
Для каждой возрастной группы существуют свои разновидности упражнений. В младшем и среднем возрасте педагоги используют яркие, понятные детям образы (ветерок, капельки, домик). Старшим дошкольникам предлагаются целые композиции, ритмические танцы, чистоговорки и стихотворные инсценировки («Веселое путешествие», «Строим дом», «Волшебный цветок»).
Слайд 4.
Цель занятий логоритмикой : преодоление и профилактика речевых нарушений
у детей дошкольного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова. Сочетание трех компонентов логоритмики позволяет развить у детей:
- слуховое внимание, фонематический слух;
- правильное дыхание и звукопроизношение;
- тембровый, ритмический, мелодический, динамический слух;
- мелкую моторику;
- координацию и умение ориентироваться в пространстве;
- умение красиво, выразительно, ритмично двигаться под музыку;
- коммуникативность и эмоциональность.
Слайд 5.
Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя
здоровьесберегающие технологии, служит самым эмоциональным
звеном работы по формированию правильной речи.
Опираясь на связь музыки, движения и речи, логоритмические
игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи:
Слайд 6.
развитие слухового и зрительного внимания;
развитие фонематического слуха;
развитие общей и тонкой моторики, мимики;
развитие физиологического и фонационного дыхания;
формирование артикуляционной базы звуков;
Слайд 7.
развитие чувства ритма;
развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое;
развитие коммуникативных качеств;
развитие пространственной организации движений.
Слайд 8.
Слайд 9.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой:
под музыку,
под счет,
под словесное и стихотворное сопровождение.
Слайд 10.
Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей происходит положительная перестройка речедвигательной, сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.
Слайд 11.
Логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.
В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя.
Слайд 12.
Учитель - логопед осуществляет :
постановку диафрагмально-речевого дыхания;
укрепление мышечного аппарата речевых органов;
формирование артикуляторной
базы для исправления неправильно произносимых звуков;
коррекцию нарушенных звуков,
их автоматизацию и дифференциацию;
Слайд 13.
развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
обучение умению связно выражать свои мысли, обучение грамоте;
профилактику дисграфии и дислексии;
совершенствование мелкой моторики и т. д.
Слайд 14.
Музыкальный руководитель развивает:
слуховое внимание и память;
пространственное представление, координацию движений;
умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
также воспитывает мелодико-интонационную сторону речи и фонематический слух.
На логоритмических занятиях большое значение имеет музыка.
Слайд 15.
Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению речевых дефектов явится только совместная, взаимосвязанная работа всех специалистов дошкольного образовательного учреждения.