Маргарита Вячеславовна Рябова
Особенность творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Особенность творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи.
«Родное слово - основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний».
К. Д. Ушинский
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Публикация «Особенность творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2019
Специалистов, работающих с детьми, уже давно волнует то обстоятельство, что в последние десятилетия во всём мире постоянно растёт число детей с не резко выраженными отклонениями в развитии. Эти отклонения наблюдаются, в том числе и в речевом развитии детей. У ребёнка, например, несколько запаздывает появление фразовой речи, могут наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении и т. п. Имеющееся у детей общее недоразвитие речи в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения создаёт серьёзные препятствия для развития словесного творчества детей (сравнительные данные Глухова В. П.).
Как указывают известные советские психологи Л. С. Выготский и К. Н. Корнилов, элементарные творческие процессы, как следствие работы творческого воображения, обнаруживаются уже в самом раннем детстве, «когда ребёнок начинает рисовать каракульки и находит в них сходство с реальными предметами, хотя на самом деле никакого сходства нет, в этом мы можем видеть уже начатки творческой фантазии». Затем в творческих играх детей проявляется более активная работа творческого мышления и воображения: воспринятые впечатления переходят в представления, что составляет основу опыта; обогащение жизненного опыта даёт материал для создания новых образов.
В условиях группы компенсирующей направленности для детей с ОНР, обучение творческому рассказыванию вызывает у данной категории детей особую сложность. Данные трудности также могут быть обусловлены недостатком знаний и представлений об окружающей действительности, инертностью процессов воображения, отставанием в развитии комбинаторных функций. Трудности восприятия интонационной окраски высказывания сказываются и на эмоциональной бедности творческого рассказывания. Творческое рассказывание - это рассказ, придуманный ребёнком. Обязательным компонентом его должны быть самостоятельно созданные ребёнком новые образы, ситуации, действия. Под понятием «новые» подразумевают такие, которые ребёнок в жизни не воспринимал в полном объёме, но элементы которых имеются в его опыте. Продуктом этой деятельности должен быть логически последовательный рассказ, обличённый в словесную форму (ГлушковВ. П., Бородич А. М., Тихеева Е. И.) С другой стороны, творческое рассказывание предполагает умение детей создавать собственную систему рассказа, с привнесением творческих элементов в структуру рассказа (зачин, развитие сюжетного действия, концовка и т. д.) и в состав самого высказывания (слов, предложений, фраз).
Например, в младшем возрасте совершенствуется словотворчество, которое не появляется внезапно, а появившись, используется ребёнком в его играх, общении с взрослыми; уже в старшем возрасте элементы словесного творчества проявляются, когда ребёнок хочет привлечь внимание взрослого или более точно выразить свою мысль. Так, рассказывая про зайца из сказки, что является пересказом, дети используют те средства описания, которых не было в сказке, то есть пользуются своими представлениями для того, чтобы обогатить рассказ.
Творческая деятельность детей в речевом плане прежде всего наиболее значима для развития их творческих способностей. Развитие всех психических функций тесно связано с развитием речи, которая является важным компонентом различных видов творческой деятельности человека. Умение сочинять стимулирует творческую мысль, что влияет на развитие других способностей ребёнка.
В условиях детского сада обучение творческому рассказыванию занимает незначительное место в общей системе обучения. По данным В. П. Глухова, навык рассказывания детей с нормальным речевым развитием составляет 12,5 балла, что составляет удовлетворительному уровню рассказывания (14-15 баллов- хороший уровень, а у детей с общим недоразвитием речи 7,6 балла. Что соответствует границе между низким и недостаточным навыками рассказывания. При этом дети рассказывают по наводящим вопросам. Нарушают последовательность в передаче событий, допускают смысловые ошибки и коммуникативную сочленённость событий, изобилует бедность языковых средств.
Особое внимание в в целенаправленном обучении детей с общим недоразвитием речи творческому рассказыванию через коррекционную работу по формированию лексико-грамматической стороны высказывания; формирования представлений о структуре построения сообщения; последовательное обучение рассказыванию с элементами творчества : описание предметов, игрушек и т. д., рассказ по наглядной опоре, рассказ по аналогии, придумывание начала или конца событий, изображённых на картине или продолжение рассказа, начатого взрослым с постепенным усложнением материала и языковых средств.
В своей работе нашими специалистами используется «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной; используются методические разработки логопедических занятий Е. А. Пожиленко, Е. А. Быковой, КоноваленкоВ. В и Коноваленко С. В., в основе которых - комплексно-игровой метод, сказочные сюжеты и лексические темы, развитие мелкой моторики, с использованием «пальчиковых игр».
Литература.
1. Глухов В. П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием».
2. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)»
3. Николаева Е. И. «Психология детского творчества"
4. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»