Наталья Павлова
Особенности психических процессов у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей с общим недоразвитием речи наряду с речевыми особенностями также характерна и недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
— нарушены внимание и память;
— нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;
— недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Внимание:
для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания:
1. направленность,
2. объем,
Публикация «Особенности психических процессов у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
3. распределение,
4. устойчивость,
5. концентрация
6. переключаемость.
Нарушение внимания проявляется у таких детей в следующем:
- они не замечают неточностей в рисунках-шутках;
- не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.
- трудно сосредоточиваются и удерживают внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации.
Память:
речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижение по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания:
- дети часто забывают сложные инструкции,
- опускают некоторые их элементы,
- меняют последовательность предложенных заданий,
- трудно восстанавливают порядок расположения четырех предметов после их перестановки.
Артикуляционная моторика:
проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции — языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.
Связь пальцевой моторики и речевой функции:
у значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие 5-летние дети держат ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. п.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук.
Мышление:
так как речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при:
- классификации предметов,
- обобщении явлений и признаков.
Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.
Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в наглядно – образной сфере мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.
Характерологические (личностные) особенности детей с общим недоразвитием речи:
- дети быстрее утомляются,
- отвлекаются,
- перестают воспринимать учебный материал.
Или:
- сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают,
- задания не воспринимают.
В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы, а иные, наоборот — вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек воспитателем). Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот, излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. Воспитатели постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.
Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.