Багдасарян Айкануш Армавировна
Особенности работы с детьми с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте».
ОНР, или общее недоразвитие речи, - это системное нарушение речи, когда в речи ребенка нарушены почти все стороны речи : лексика, грамматика, слоговая структура, звукопроизношение. … Такую картину дает практически любое речевое нарушение (особенно если не заниматься речью до 5 лет). То есть, клинически в основе речевого нарушения может быть диагноз: дизартрия, ринолалия, заикание, алалия, нарушение слуха, снижение интеллекта, недостаточность фонематического слуха, а внешне проявляться как общее недоразвитие речи.
Публикация «Особенности работы с детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2019
Одной из главных задач дошкольных учреждений, независимо от их профиля, является подготовка детей к школе. Однако есть ребята, которые при нормальном умственном развитии имеют отклонения в речи и не в состоянии овладеть необходимыми навыками при подготовке к обучению
чтению и письму. Им нужно специальное обучение. Это дети с ОНР.
Дети с ОНР к пяти годам, как правило, неправильно произносят от 10 до 20 звуков, а также не различают на слух близкие по звучанию: мягкие – твердые, звонкие – глухие звуки и т. п. Большинству из них недоступно произнесение слов со сложной слоговой структурой, например,
водопроводчик, перекресток и т. п.
Естественно, что у таких детей в старшем дошкольном возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. Кроме того, словарь их беден. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Часты неточности в согласовании слов, пропуски или замены
предлогов. Другими словами – нарушение всех составных частей языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Отсюда и название данного дефекта – ОНР.
Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Отсутствие у таких детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.
Для детей с общим недоразвитием речи характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
нарушены внимание и память;
нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;
недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Из-за того, что у детей нарушение внимания и памяти, им трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, они не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.
Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции — языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.
Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков АПН РФ (А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина). Они установили, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.
Так как речь и мышление тесно связаны между собой, то и словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков.
В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, а иные, наоборот — вялость, апатию. Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. Необходимо прививать таким детям нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.
Специфика работы воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи определяется имеющимися у каждого такого дошкольника:
речевыми недостатками;
неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
характерологическими особенностями.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада. К ним относятся умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание детей, привитие им культурно-гигиенических навыков и пр.
Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.
К коррекционным задачам воспитателя относят:
закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
проведение фронтальных занятий по развитию речи (по особой системе);
пополнение, уточнение и активизацию словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;
систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
развитие у детей внимания и памяти — процессов, тесно связанных с речью;
совершенствование словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;
развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики, также связанной с речевой функцией.
Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во второй половине дня, сразу же после дневного сна.
Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом — произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие продолжается после того, как ребенок все скажет правильно.
На занятиях по развитию речи все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом.
Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому на воспитателя в большей мере возложена задача по пополнению, уточнению и активизации словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Не вся словарная работа проводится воспитателем. Ему следует ограничиться лишь обиходно-бытовой лексикой, объединяя для этой цели 4-5 детей. Главное чтобы
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Важно, чтобы ошибки детей исправлялись корректно.
Воспитатель развивает у детей внимание и память не только на занятиях, но и в различные режимные моменты.
Развитию словесно-логического мышления способствует умение сравнивать предметы и явления. Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок.
Очень сложным для детей с ОНР является понимание и объяснение пословиц, поэтому их следует использовать с детьми 7-го года жизни.
Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за аналогичной работой логопеда. Артикуляционная гимнастика улучшает произношение детей, проводится ежедневно.
Вне занятий воспитатель предлагает детям, с нарушениями мелкой пальцевой моторики, собирать мозаику, работать с конструктором, собирать рассыпанные мелкие предметы, застегивать и расстегивать пуговицы и др.
Вторым направлением в работе воспитателя логопедической группы является общеобразовательное.
Оно включает в себя:
обучение на занятиях по всем разделам программы массового детского сада;
воспитательную работу в соответствии с программой массового детского сада;
работу с родителями.
Эти задачи воспитатель осуществляет относительно самостоятельно, но и здесь необходимы рабочий контакт с логопедом и некоторая его помощь.
Совместная работа воспитателя и логопеда и родителей способствует преодолению ОНР у детей дошкольного возраста.