Папки-передвижки

Особенности работы с детьми с общим недоразвитием речи

Багдасарян Айкануш Армавировна
Особенности работы с детьми с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

«Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте».

ОНР, или общее недоразвитие речи, - это системное нарушение речи, когда в речи ребенка нарушены почти все стороны речи : лексика, грамматика, слоговая структура, звукопроизношение. … Такую картину дает практически любое речевое нарушение (особенно если не заниматься речью до 5 лет). То есть, клинически в основе речевого нарушения может быть диагноз: дизартрия, ринолалия, заикание, алалия, нарушение слуха, снижение интеллекта, недостаточность фонематического слуха, а внешне проявляться как общее недоразвитие речи.

Публикация «Особенности работы с детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Одной из главных задач дошкольных учреждений, независимо от их профиля, является подготовка детей к школе. Однако есть ребята, которые при нормальном умственном развитии имеют отклонения в речи и не в состоянии овладеть необходимыми навыками при подготовке к обучению

чтению и письму. Им нужно специальное обучение. Это дети с ОНР.

Дети с ОНР к пяти годам, как правило, неправильно произносят от 10 до 20 звуков, а также не различают на слух близкие по звучанию: мягкие – твердые, звонкие – глухие звуки и т. п. Большинству из них недоступно произнесение слов со сложной слоговой структурой, например,

водопроводчик, перекресток и т. п.

Естественно, что у таких детей в старшем дошкольном возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. Кроме того, словарь их беден. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Часты неточности в согласовании слов, пропуски или замены

предлогов. Другими словами – нарушение всех составных частей языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Отсюда и название данного дефекта – ОНР.

Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Отсутствие у таких детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

Для детей с общим недоразвитием речи характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

нарушены внимание и память;

нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;

недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Из-за того, что у детей нарушение внимания и памяти, им трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, они не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции — языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.

Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков АПН РФ (А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина). Они установили, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.

Так как речь и мышление тесно связаны между собой, то и словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков.

В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, а иные, наоборот — вялость, апатию. Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. Необходимо прививать таким детям нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.

Специфика работы воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи определяется имеющимися у каждого такого дошкольника:

речевыми недостатками;

неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);

характерологическими особенностями.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада. К ним относятся умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание детей, привитие им культурно-гигиенических навыков и пр.

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.

К коррекционным задачам воспитателя относят:

закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;

проведение фронтальных занятий по развитию речи (по особой системе);

пополнение, уточнение и активизацию словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;

систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;

развитие у детей внимания и памяти — процессов, тесно связанных с речью;

совершенствование словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;

развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики, также связанной с речевой функцией.

Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во второй половине дня, сразу же после дневного сна.

Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом — произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие продолжается после того, как ребенок все скажет правильно.

На занятиях по развитию речи все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом.

Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому на воспитателя в большей мере возложена задача по пополнению, уточнению и активизации словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Не вся словарная работа проводится воспитателем. Ему следует ограничиться лишь обиходно-бытовой лексикой, объединяя для этой цели 4-5 детей. Главное чтобы

Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Важно, чтобы ошибки детей исправлялись корректно.

Воспитатель развивает у детей внимание и память не только на занятиях, но и в различные режимные моменты.

Развитию словесно-логического мышления способствует умение сравнивать предметы и явления. Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок.

Очень сложным для детей с ОНР является понимание и объяснение пословиц, поэтому их следует использовать с детьми 7-го года жизни.

Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за аналогичной работой логопеда. Артикуляционная гимнастика улучшает произношение детей, проводится ежедневно.

Вне занятий воспитатель предлагает детям, с нарушениями мелкой пальцевой моторики, собирать мозаику, работать с конструктором, собирать рассыпанные мелкие предметы, застегивать и расстегивать пуговицы и др.

Вторым направлением в работе воспитателя логопедической группы является общеобразовательное.

Оно включает в себя:

обучение на занятиях по всем разделам программы массового детского сада;

воспитательную работу в соответствии с программой массового детского сада;

работу с родителями.

Эти задачи воспитатель осуществляет относительно самостоятельно, но и здесь необходимы рабочий контакт с логопедом и некоторая его помощь.

Совместная работа воспитателя и логопеда и родителей способствует преодолению ОНР у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. учитель-логопед Лощилина Е. Б. Понятие «игровые.

Использование интерактивной технологии «Кластер» в работе с детьми с общим недоразвитием речи Чтобы обеспечить оптимальные условия развития речи детей с общим недоразвитием речи необходимы способы целенаправленного взаимодействия.

Использование «Лего» — технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Муниципальное дошкольное бюджетное учреждение «Азинский детский сад» Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми.

Консультация «Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи» Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи Система музыкального воспитания в ДОУ предполагает интенсивное развитие.

Особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Аннотация. В данной статье описываются особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР, рассказывается.

Особенности работы воспитателя в группе детей с общим недоразвитием речи Одной из главных задач дошкольных учреждений является подготовка детей к школе. Однако есть дети, которые при нормальном умственном развитии.

Особенности слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дошкольный возраст – это важный этап в развитии каждого ребенка. Именно этот период начинается активная подготовка к школе. Современная.

Особенности вербальной памяти у детей с общим недоразвитием речи Особенности вербальной памяти у детей с Общим недоразвитием речи. Учитель-логопед Гунченко Е. Н. ГКУСО «Ставропольский социальный приют Росинка».

Изготовление поделки «Ангел» с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речиИзготовление поделки «Ангел» с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речи Ручной труд с детьми С ОНР. Поделка "Ангел" Техника- аппликация. Материалы: Голова ангела- распечатка (или нарисованная от руки, картон.

Формирование элементарных математических представлений в работе на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи Способность человека – выносливость. Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью, качеством, без которого невозможен успех.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы с детьми с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 20 августа 2019 в 19:37
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности работы с детьми с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Багдасарян Айкануш Армавировна (УИ 321005) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД