Лисова Любовь Михайловна
Особенности работы воспитателя в группе детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач дошкольных учреждений является подготовка детей к школе. Однако есть дети, которые при нормальном умственном развитии имеют отклонения в речи и не в состоянии овладеть необходимыми навыками при подготовке к обучению чтению и письму. Им нужно специальное обучение. Это дети с общим недоразвитием речи.
Учебно - педагогическую работу в такой группе ведут логопед и два воспитателя.
Публикация «Особенности работы воспитателя в группе детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Как обычно, у детей с общим недоразвитием речи словарь очень беден. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Часты неточности в согласовании слов, пропуски или замены предлогов.
Поэтому очень важной задачей в работе воспитателя является пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Воспитатель присутствует с детьми в самой разнообразной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, игровом уголке и т. д., где имеет наглядную базу, так необходимую для формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи. Работая с детьми в течении всего дня, воспитатель имеет возможность неоднократно активизировать, закреплять новые слова, без чего невозможно введение в самостоятельную речь.
Важно учитывать, что у детей с общим недоразвитием речи снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки называние предметов или их признаков может оказаться напрасным трудом. В чем же состоит подготовка к такой работе? Прежде всего необходимо побудить детей слушать и слышать взрослого, задавая вопросы типа: «Кто больше придумает слов?», «Кто быстрее ответит?», «Кто больше заметит частей?». В умывальной комнате можно предложить такое соревнование: кто скажет больше слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что им мыть. В уголке живой природы попросить детей ответить, что умеет делать делать попугайчик и т. д. На улице, во время прогулки, можно спросить детей, какое небо, какой снег на участке, какие листья лежат на земле.
Не следует стремиться для таких упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели 4-5 детей. Главное, чтобы они занимались добровольно и всегда с интересом.
Следующая задача, которая стоит перед воспитателями- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей. Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем важно, чтобы исправления делались доброжелательно, корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать, высмеивать ребенка. Это может привезти к снижению речевой активности ребенка, вызвать замкнутость, отрицательное отношение к воспитателю, к обучению в целом.
Манера исправления ошибок детей вне занятий несколько отличается от таковой во время занятий. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам какого-то ребенка. Воспитатель должен подозвать к себе этого ребенка и предложить ему послушать правильный и неправильный вариант сочетания слов: «всех куклов» или «всех кукол», «без туфлев» или «без туфель» и т. д. А затем опросить: «Как лучше сказать?». И только потом попросить повторить правильную фразу.
Теперь об исправлении ошибок на занятии. Здесь, во-первых, ограничено время на долгие выяснения, как лучше сказать,- неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно исправлять ошибки невозможно, да и не нужно. И в-третьих, занятие должно проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего с установкой на правильную, грамотную, четкую речь.
Ошибки в ходе занятий фиксируются моментальной реакцией воспитателя. / «Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»/, другие дети привлекаются к исправлению грамматических неточностей. Сам воспитатель должен исправить ошибку только тогда, когда большинство не смогли правильно сказать. Ошибки в произношении фиксируются и исправляются по ходу ответа, примерно так: «Повтори за мной и «нажми» на этот звук»/ если ребенок неправильно произнес какой-то звук/.
Для того, чтобы дети говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен владеть четкой, громкой речью. Процесс исправления речи возможен только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.