Дина Макшаева
Логопедическое занятие в старшей группе «Знакомство со словами-предметами»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вам конспект занятия по теме :
Знакомство со словами - "предметами"
ЗАДАЧИ:
• познакомить детей с понятием «слово», его лексическим значением
• способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы.
• развивать зрительное внимание, память.
ОБОРУДОВАНИЕ: маска лягушки, предметные картинки, звуковая схема слова, раздаточный материал (звуки -кружки, слова -бумажные полоски, кукла.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
А)Развитие речевого слуха
Публикация «Логопедическое занятие в старшей группе „Знакомство со словами-предметами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Игра «Лягушки»
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Увидали комара,
Закричали «ква»!
Дети по очереди произносят «ква», а один из детей угадывает, чей голос.
Б)Психогимнастика.
Вам нужно изобразить лягушек, которые охотятся за комарами.
Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке.
2. Сообщение темы занятия
-Сегодня мы узнаем о словах, которые обозначают предметы. Будем учиться задавать вопросы. Познакомимся со схемой слов- предметов.
3. Закрепление понятий о звуке «Катя в волшебном городе»
-В каждом замке живут звуки, помогите Кате назвать их.
Красный -А-О-У-И.
Синий -Д-Ш-Ж-Б.
Зелёный - Л - М - Н.
Демонстрация картинки «Звуковые замки»
4. Ознакомление с понятием «слово»
Демонстрация картинки «Зоопарк»
-Кукла Катя попала в зоопарк. Что она увидела? Какие животные живут в зоопарке?
-Вы произносили слова. Послушайте стихотворение о словах
Всему название дано-
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным полно,
А безымянных нет
И все, что только видит глаз -
Над нами и под нами
И всё, что в памяти у нас, означено словами.
-Волшебница пригласила Катю на волшебную поляну.
-Кого мы увидели на поляне?
-Что мы увидели на поляне?
-Вы назвали много слов
- Почему звучали слова? (Потому, что в них есть звуки). Слова состоят из звуков.
Утрированное произношение слов
М-А-К, О-С-А, М-Ы-ШЬ
Л-И-С-А, Н-О-Р-А, К-О-Т
Звуковая схема слова. Демонстрация картинки «Кот».
К О Т
-Послушайте, как оживают кружочки - они превращаются в звуки. Звуки можно разбросать К-О-Т, а затем снова собрать. Получилось слово (кот).
Вывод: все слова состоят из звуков.
5. Физминутка
-Вспомните, каких животных видели в зоопарке. Изобразите этих животных.
(медведь; белка; волк; лиса)
6. Развитие силы голоса
Лес качается от ветра.
-Осенние листочки на веточках сидят.
-Осенние листочки детям говорят: (тихо-громко)
Осиновый А - А.
Берёзовый И - И.
Рябиновый О - О – О
Дубовый У - У - У.
7. Дифференциация понятий «звук - слово»
-Присядем на лесной полянке и вместе произнесем звуки (А - О -У - И).
-Что мы сейчас делали?
-Катя спрашивает, что мы сейчас произносили? А сейчас произнесите по 2 слова. Мы будем обозначать звуки- кружками, а слова -бумажными полосками. Я называю звук или слово, а вы должны поднять кружок -звук или полоску-слово.
8. Усвоение понятий «живой — неживой»
Понимание вопросов КТО? ЧТО?
Сравнение девочки с куклой.
-Чем отличается кукла Катя от наших девочек? (Она неживая)
-Нина, кто ты? (Девочка)
-Миша, кто ты? (Мальчик)
-Всё вы кто? (Дети)
-Вы, я, мы, мамы, папы - все мы живые люди.
Картинки с изображением животных, людей.
-Это - живые существа. Если мы не знаем название животного.
тогда спрашиваем – «кто это?» Что общего у всех животных?
-У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слышать, видеть,
дышать, чувствовать.
-Посмотрите, сколько вокруг нас предметов.
-Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей.
-Это -неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем — «что это?»
-Слова, обозначающие живые и неживые предметы мы будем обозначать схемой
Показ картинок с живыми и неживыми предметами.
- Задайте вопрос к каждой картинке КТО? или ЧТО?
9. Итог. Что нового сегодня узнали?