Оксана Быкова
Логопедическое занятие «В мире звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие слухового и зрительного внимания, памяти, формирование зрительно- пространственных представлений.
Игра «Молчанка».
Ребёнку нужно сесть поудобнее, закрыть глаза по команде взрослого и внимательно прислушаться к тому, что происходит вокруг. Итак,
- «Раз, два, три, четыре, пять!» – начинаем мы играть, Закрываем глазки и внимательно слушаем.
(Взрослый в течение минуты молчания специально создаё т различный шум: шуршит страницами книги (журнала, щёлкает ножницами, звенит колокольчиком. Можно поскрипеть стулом, дверью, покашлять, встать и походить так, чтобы было слышно шаги.)
Темочки:
- А теперь глазки открываем. Расскажи, пожалуйста, что ты услышал (а?
(Ребё нок перечисляет услышанное: шуршание бумаги, щёлкание ножниц, звон колокольчика, скрип стула, двери, звук шагов, тиканье часов, шум льющейся воды и т. п.)
Упражнение № 2.
Задание: А теперь давай вспомним, что мы слышим:
1) Когда работают различные бытовые приборы? Стиральная машинка, пылесос,холодильник, кофемашина, микроволновая машина. (Бытовые приборы жужжат, гудят, стучат, щёлкают, звенят и т. д.)
2) Когда работают различные машины, аппараты и механизмы?Грузовики, спецтехника,самолет, вертолет
(Машины, аппараты и механизмы жужжат, гудят, стучат, щёлкают, звенят, шуршат, визжат, тарахтят, грохочут и т. д.).
3) Когда звучат различные музыкальные инструменты (Музыкальные инструменты издают музыкальные звуки.)
4) Когда «разговаривают» различные животные?
(Все животные «разговаривают» своими звуками : гогочут, крякают, лают, мяукают, мычат, хрюкают, кудахчут, кукарекают, пищат, квакают, щебечут, шипят и т. д.)
Примечание.
Желательно найти возможность и дать детям выборочно послушать звуки, которые издают бытовые приборы, послушать аудиозаписи звуков, издаваемых различными машинами, механизмами, музыкальными инструментами и животными. Аудиозаписи можно заменить видеороликами.
Вывод:
Итак, мы с тобой убедились, что звуки (или шумы) окружают нас повсюду. Только везде они свои. Для дома и быта характерны звуки одни. В школе, на улице, в магазине, на производстве, в лесу - они другие. Мы давно привыкли к этому звуковому фону и можем его не замечать. Звуки издают машины и механизмы, музыкальные инструменты и животные. А каким богатством звуков обладает природа! Выходит, что мы все живём в МИРЕ ЗВУКОВ.
А услышать звуки нам помогают органы слуха – уши. Наши уши работают даже тогда, когда мы спим. И они даны нам вовсе не просто так. Поэтому мы должны о них заботиться и их беречь!
Физкультминутка.
А у нас физкультминутка.
Встанем ровно,ну-ка,ну-ка!
Наклонились, распрямились,
Улыбнулись,потянулись,Годова устала тоже?
Так давай и ей поможем!
Вправо-влево,вправо-влево-
Посмотри как отлично получается у нас
(Ребёнок выполняет движения по ходу теста).
Игра «Карусели» с элементами самомассажа ладоней и пальцев рук.
Ребёнок крепко зажимает между ладонями красный карандаш (заточенный кончик карандаша смотрит вниз) и по команде начинает его перекатывать так, чтобы карандаш двигался от кончиков пальцев до нижней части ладони. Игра выполняется со стихотворным сопровождением, по ходу которого меняется темп вращения карандаша:
Еле-еле, еле-еле…
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом….,
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите!
раз-два, раз-два —
Вот и кончилась игра! (Затем те же действия выполняются ребёнком по очереди с жёлтым и синим карандашами)
Игра «Похлопаем – потопаем».
1. Взрослый хлопает в ладоши в заданном ритме, а ребёнок внимательно слушает. Затем повторяет за взрослым заданный ритм хлопками:
ХХ…ХХХ
ХХХХ…ХХ
ХХ…ХХХ…ХХХХ…ХХ
( Условные обозначения: «Х»– хлопок, «…» - пауза.
Желательно повторить упражнение до тех пор, пока ребёнок перестанет ошибаться).
2. Взрослый стучит по столу в заданном темпе, а ребёнок внимательно слушает. Затем повторяет за взрослым заданный ритм, ударяя ногой по полу:
Игра «Похлопаем – потопаем».
1. Взрослый хлопает в ладоши в заданном ритме, а ребёнок внимательно слушает. Затем повторяет за взрослым заданный ритм хлопками:
ХХ…ХХХ
ХХХХ…ХХ
ХХ…ХХХ…ХХХХ…ХХ
( Условные обозначения: «Х»– хлопок, «…» - пауза.
Желательно повторить упражнение до тех пор, пока ребёнок перестанет ошибаться).
2. Взрослый стучит по столу в заданном темпе, а ребёнок внимательно слушает. Затем повторяет за взрослым заданный ритм, ударяя ногой по полу:
Игра «Похлопаем – потопаем».
1. Взрослый хлопает в ладоши в заданном ритме, а ребёнок внимательно слушает. Затем повторяет за взрослым заданный ритм хлопками:
ХХ…ХХХ
ХХХХ…ХХ
ХХ…ХХХ…ХХХХ…ХХ
( Условные обозначения: «Х»– хлопок, «…» - пауза.
Желательно повторить упражнение до тех пор, пока ребёнок перестанет ошибаться).
2. Взрослый стучит по столу в заданном темпе, а ребёнок внимательно слушает. Затем повторяет за взрослым заданный ритм, ударяя ногой по полу:
ТТТТ…ТТ
ТТ…ТТТ…ТТТТ…ТТ
( Условные обозначения: «Т»– удар ногой, «…» - пауза.
Желательно повторить упражнение до тех пор, пока ребёнок перестанет ошибаться).
Задание: в тетради в клеточку нарисуй простым карандашом такую же собачку, как на образце.
Отсчитай нужное количество клеточек и поставь точку-носик. Далее рисунок продолжай от неё. Чтобы не ошибаться, обязательно считай клеточки. Тетрадь во время работы не поворачивай. Должна двигаться только рука. (Ребенку выдается карточка с образцом)
Педагог уточняет у ребё нка:
1) Скажи, пожалуйста, как называется тот необычный мир, о котором мы сегодня говорили? (Мир звуков).
2) Что нужно человеку для того, чтобы слышать различные звуки? (Органы слуха – уши).