Майя Сенько
Логопедическое занятие. Игра-путешествие «Полёт к Звёздам» (3 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
проанализировать ошибки, допущенные в диктантах, с целью устранения пробелов в знаниях учащихся;
совершенствовать навыки работы с Таблицей правил, состоящей из опорных схем;
обогащать словарный запас;
развивать орфографическую зоркость, навыки самоконтроля;
воспитывать интерес к профессии космонавта, любознательность, целеустремлённость, чувство товарищеской взаимопомощи.
Публикация «Логопедическое занятие, Игра-путешествие „Полёт к Звёздам“ (3 класс)» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
ОБОРУДОВАНИЕ: диктанты учащихся, таблицы правил (демонстрационная и индивидуальные, портрет Ю. А. Гагарина, игровое поле, юла, картинки со словарными словами, таблица-шифровка, кар-точки с индивидуальными заданиями, картина "Звездное небо", материалы к играм "Немая картинка", "Волшебные звёзды", "Покажи гласную".
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
– Ребята, на прошлом занятии мы с вами писали диктант. После написания диктанта мы всегда проводим работу над ошибками. Сегодня эта работа будет необычной, потому что день сегодня праздничный.
– Какое сегодня число? Кто из вас знает, какое событие произошло много лет назад 12 апреля? В память об этом полёте 12 апреля отмечается День космонавтики. Открыли свои тетради, которые сегодня будем называть бортовые журналы, записали:
12 апреля
День космонавтики.
– Как Ю. А. Гагарин много лет назад совершил первый космический полёт, так и мы сегодня со-вершим путешествие к звёздам. Разобьёмся на два экипажа. Итак, вперёд – к звёздам!
II. Основная часть.
Посмотрите на звезду, к которой мы подлетаем. Вы, наверное, знаете, что каждая звезда на небосводе имеет своё имя и номер. Номера и названия наших звёзд вы будете сверять со звёздным каталогом (Таблица опорных схем).
- Назовите номер этой звезды и догадайтесь, как она называется (№8, «Разделительный Ь знак»).
- На этой звезде мы сделаем остановку, потому что многие из вас сделали ошибки на это правило.
- Посмотрите в звёздный каталог, он есть у каждого из вас на парте, расшифруйте в нём запись о звезде. (Звучит правило написания слов с разделительным Ь знаком)
1. Упражнения в правописании слов с разделительным Ь знаком.
• Игра «Немая картинка».
– Находясь в космосе, космонавты представляют земные картины, вспоминают тех, кого они оставили дома. Вот одна из таких картин.
– Найди на ней предметы, в названиях которых есть разделительный мягкий Ь. Назовите предме-ты, вставьте карточки с Ь в прорези картинки. Кто записал больше предметов? У кого девять?
– А теперь озвучим нашу картину, составим предложения с названными словами.
• Игра с мячом «Один-много».
– Космонавты должны дружить со спортом. Сейчас и мы проведём игру с мячом. Я называю слово, обозначающее один предмет, а вы, возвращая мне мяч, это же слово, но обозначающее много предметов: УЛЕЙ, РУЧЕЙ, ПЕРО, СУК, БРАТ, КОЛ, ДРУГ, ЗВЕНО, СТУЛ, МУРАВЕЙ, СОЛОВЕЙ, ДЕРЕВО, КОЛОС, СЫН, ПРУТ. Как напишем все слова, которые вы называли?
• Игра «Он-они-мы».
– Прочитайте слова на табличках (ОН, ОНИ, МЫ). Я буду называть вам слова-действия, а вы
называете словосочетание, состоящее из слова на карточке и слова-действия в нужной форме.
ПИТЬ ОН ПЬЁТ – ОНИ ПЬЮТ – МЫ ПЬЁМ
ШИТЬ ОН ШЬЁТ – ОНИ ШЬЮТ – МЫ ШЬЁМ
ВИТЬ ОН ВЬЁТ – ОНИ – ВЬЮТ – МЫ ВЬЁМ
ЛИТЬ ОН ЛЬЁТ – ОНИ ЛЬЮТ – МЫ ЛЬЁМ
2. Физминутка: «Человечки в невесомости».
– Космонавт должен быть внимательным. Сейчас мы проверим, кто из вас самый внимательный.
– Сколько человечков вы видите? Какого они цвета? Каких два, один? Какой между синим и серым?
3. Упражнения в правописании безударных гласных.
– Мы прощаемся с гостеприимной звездой по имени «Разделительный мягкий Ь» и продолжаем свой полёт. Подлетаем к звезде №11. Кто знает её имя? Сделаем остановку и на этой звезде, т. к. на это правило допустили ошибки многие из вас. Расшифруйте запись в звёздном каталоге: правописание «Безударных гласных» (ученики объясняют правила написания безударных гласных)
• Игра «Волшебные звёзды».
– На небе рассыпаны волшебные звёзды с гласными. Нужно вставить в прорези слов нужную звезду, объяснив правильность своего выбора, подобрав проверочное слово.
Слова: н_бесный – нЕбо; з_мной – зЕмли; к_смический – кОмос; л_тающий – лЁтчик.
Что общего во всех этих словах?
Найдите «4-лишний» среди этих слов (кОсмический). Почему оно лишнее?
• Игра «Покажи нужную гласную».
– Космонавт должен уметь быстро принять решение в сложной ситуации. Проверим вашу реакцию. Логопед называет слова, ребёнок показывает безударную гласную.
Слова: трАва, шАры, вОда, дОма, сАды, змЕя, лИцо, чИсло, мЯчи, нОра, пЯтно, лИса.
• Индивидуальная работа учащихся.
– Жители звезды по имени «Безударные гласные» приготовили для вас индивидуальные задания. Посмотрим, кто первый справится с ним. Раздаются задания.
4. Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик».
– В космонавты набирают людей с крепким здоровьем. Сейчас и мы позаботимся с вами о своём зрении. (Упражнения для глаз). Наше солнышко такое яркое, оно пустило к нам солнечного зайчика. Видите его? Проследите глазами, как он прыгает, бегает по Цветочной планете. Вперед, назад, вперед, назад. Еще раз и еще. Молодцы! Зайчик нас, куда-то зовет!
5. Индивидуальная работа учащихся.
– А теперь каждый из вас полетит к своей звезде. Запишите номер своих звёзд, получите космические задания. №10-"Правописание сомнительных согласных в конце и в середине слова",
№13-«Предлоги», №15-"Большая буква в начале предложения и в именах собственных", №4-"Мягкий знак –показатель мягкости согласного". – Космонавты дружный народ, им свойственно чувство товарищеской взаимопомощи. Обменяйтесь своими бортовыми журналами и проверьте правильность выполнения последнего задания.
6. «Сообщение из космоса».
– Наш полёт подходит к концу. Пора возвращаться на Землю. Там нас ждёт сообщение из космоса. Давайте его расшифруем. Для этого нужно вставить пропущенные буквы, подчеркнуть все известные орфограммы и надписать № опорной схемы по таблице правил.
Вижу ч_дное привол_е, № 1, № 8;
Ш_р_ п_лей, л-са, м_ря, № 1, № 11, № 11, № 11;
Это русское раздол_е, № 8;
В иллюминаторе р_дная ст_р_на. № 11, № 1 или № 11.
7. Словарная работа.
– Кто знает, что такое иллюминатор? Это словарное слово. Подчеркните в нём контрольные
моменты. Какие ещё словарные слова по теме «Космос» вы помните? Ответить на этот вопрос вам помогут картинки и мои вопросы:
КОСМОНАВТ, ПЛАНЕТА, СКАФАНДР, РАКЕТА
III.Итог занятия. Чтение стихотворений.
• Игра «Звёздное небо».
– Звёзды всегда вызывали у землян восхищение. Увидевшие их из космоса, долго не могут забыть. Поэты сложили о них много стихотворений. Давайте вспомним, на каких звёздах мы сегодня с вами побывали и прочитаем о них стихи. Подойдите к «Звёздному небу».
• Оценки работы детей.
– Подведём итоги нашего космического путешествия. Подсчитаем, какой экипаж набрал больше очков. Кто из вас космонавт № 1. (Лучшему космонавту вручается картина «Звёздное небо»). Его именем будет названа, вновь открытая звезда. А всем остальным в память о сегодняшнем путешествии – звёздные каталоги и стихи к ним.