Надежда Николаева
Логопедическое занятие «Космическое путешествие в страну Шутилию» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие (подготовительная группа
Цель:
Закрепить знания детей о звуке «ш».
Задачи:
1. Закреплять знания детей о том, что мы живём на планете Земля, в космосе есть другие планеты.
2. Закреплять произношение звука «ш» в словах, фразовой речи; развивать фонематическое восприятие и слух; продолжать учить делить слова на слоги, упражнять в определении звука в слове; развивать моторику, логическое мышление, внимание.
Публикация «Логопедическое занятие „Космическое путешествие в страну Шутилию“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Развивать стремление совместно добиваться поставленной цели.
Оборудование: магнитная доска с буквами, демонстрационные схемы-характеристики звуков, предметные картинки, карточки со слогами, мяч, карта «космического» пути, указка, карточки-лестницы на каждого ребёнка, простые карандаши, листочки в клеточку, счётные палочки.
Ход занятия.
Логопед : Сегодня по дороге в детский сад я увидела в небе необычное явление. Среди звёзд появился предмет, похожий на тарелку, по краям которой горело светило много ярких лампочек. Потом видение исчезло где-то за городом. Но ещё более странным оказалось то, что около детского сада я услышала непонятные звуки и увидела необычного человечка. Он был очень расстроен. Мне захотелось узнать, что же случилось? Но человечек объяснялся на каком-то странном языке, и без вашей помощи мне не обойтись. Как вы думаете, что за тарелка виднелась в ночном небе?
Дети: НЛО, космический корабль.
Логопед : Откуда мог прилететь этот корабль?
Дети: С другой планеты.
Логопед : А как называется наша планета?
Дети: Земля.
Логопед : А какие планеты вы ещё знаете? : Дети: Марс, Луна, Солнце…. : Логопед : А человечек странного вида, он кто?
Дети: Инопланетянин.
Логопед : Почему жителей других планет называют инопланетянами?
Дети: Они живут на других планетах.
Логопед : А как зовут нас?
Дети: Земляне.
Логопед : А как зовут тех, кто живёт на Марсе, на Луне, на Уране, на Плутоне? (дети отвечают)
Логопед : Кто-то стучится в дверь. К нам пришёл необычный гость, но он почему-то очень расстроен. (Заходит инопланетянин, кивает детям головой)Скажи, кто ты такой, как очутился в нашем детском саду, и чем мы с ребятами можем помочь тебе?
Инопланетянин: Меня зовут *утник. Я живу на планете *утилия. У меня всё хоро*о, мы любим *утить с другими инопланетянами, но на*их *уток никто не понимает. Вот и отправили меня друзья за ва*ей помощью.
Логопед : Что-то не так в этом рассказе, почему в нём такие странные слова? Может, какой-то звук пропущен?
Дети: Пропущен звук «ш»
Логопед : тогда вот как правильно должен звучать рассказ (повторяет правильный вариант рассказа инопланетянина).Как же всё-таки зовут нашего гостя, и как называется его планета?
Дети: Шутник, Шутилия.
Логопед : Если мы земляне, то как назовём тех, кто живёт на Шутилии?
Дети: Шутники, шутилийцы, шутиляне…
Логопед : Наверное, жители планеты Шутилия не знают звука «Ш», у них нет слов с этим звуком. Мы должны помочь им познакомиться с ним. Что мы знаем о звуке «ш»?
Дети: звук «ш» согласный, глухой, шипящий, бывает только твёрдым, парный звук «ж».
Логопед : Чтобы Шутник хорошо запомнил характеристику звука, нужно из нескольких схем выбрать ту, что соответствует звуку «ш» и подарить ему.
(дети выбирают из четырёх предложенных схем нужную и расшифровывают её, подводят итог).
Логопед : А ты, Шутник, чтобы хорошо запомнить этот звук, произноси его вместе с нами:
Тихо зашумел камыш (ш-ш-ш, где-то зашуршала мышь (ш-ш-ш,
Воздух вышел из колёс (ш-ш-ш, ветер листики понёс (ш-ш-ш).
Инопланетянин: Вот здорово я научился говорить «ш». Я даже знаю букву Ш, вот она (выкладывает на магнитной доске букву вверх ногами).
Логопед : Да, Шутник, опять шутишь, а мы с ребятами выложим эту букву из счётных палочек правильно.
(дети выкладывают букву на столах).
Логопед : Дети нашей группы готовы поделиться своими знаниями с шутилийцами. Дорога в космос предстоит интересная и нелёгкая, но все трудности и препятствия вместе мы преодолеем. Как вы думаете. На чём мы отправимся в космическое путешествие?
Дети: На космическом корабле, на ракете.
Логопед : Сначала подготовим подарки. Выберем картинки со звуком «ш» и определим позицию этого звука в слове. (дети ищут картинки и озвучивают задание).
Логопед : Подарки собраны, корабль готов к старту. Встанем вместе в круг, возьмёмся за руки, приготовимся к взлёту (слышится рокот мотора). Корабль оторвался от Земли. Чтобы он быстрее полетел к звёздам, будем увеличивать его скорость: повторяем движения за Шутником, читая слоги. (приседаем, наклоняемся, поднимаем руки, произнося слоги, которые показывает на карточках Шутник: ша, шо, шу, ши, ош, аш, уш, иш, ыш).
Инопланетянин: Я все слоги прочитал, а вот этот мне не понятен «ши», а вы его прочитали «шы».
Логопед : Дети, объясните, почему мы читаем «шы», а пишем после «ш» букву «и»?
Дети: Есть такое правило: «ши» пиши с буквой «и».
Логопед : Наш русский язык очень интересный. Даже если в слове нет звука «ш» ,то можно это слово изменить, и звук появится. Я буду кидать мяч, и тот, кто его поймает. Изменит моё слово так, чтобы в нём появился звук «ш». Например: солнце-солнышко.
( Слова: пух, ухо, рубаха, хлеб, изба, зайчик, кот, волк).
-Наш волшебный космический корабль уже взлетел на большую высоту, а чтобы легче перенести нагрузку, присядем и возьмёмся за воображаемые штурвалы. Нам предстоит пройти нелёгкий путь среди чего?
Дети: Среди планет, звёзд, метеоритов, комет.
Логопед : Я буду на карте показывать наш маршрут, а вы поворачивайте штурвалы в нужном направлении. (Дети следят за указкой по карте и поворачивают руки вправо, влево, вперёд, с наклоном назад).
-Все мы были внимательными штурманами и ловко провели наш корабль к Шутляндии. Но не так-то просто выйти из космического корабля. Что нужно, чтобы спуститься вниз?
Дети: Лестница, трап.
Логопед : Сейчас вы эти лестницы сами построите, вместо перекладин нужно выбрать схемы к словам, которые написаны у вас на карточках. Схемы выложите друг под другом, вот и получится лестница. (Дети находят нужные схемы к своим словам). У каждого остаётся по одной одинаковой
схеме, соответствующей слову «Шутник»). – Из чего мы выкладывали перекладины?
Дети: Подбирали схемы к словам.
Логопед : Проанализируйте какое-либо слово (по выбору 3-4 ребёнка).
-Какая схема у вас осталась? (Дети её «читают»)
-Как зовут нашего гостя? Выложите на магнитной доске его имя из букв. Подходит эта схема к его имени?
-Смотрите, а возле нашей ракеты какой-то завал из брёвен. Надо его разобрать. Видимо, это шутулийцы решили пошутить над нами и неправильно составили предложения. Шутник, читай свои предложения, а дети будут их исправлять.
-Мышь ловит кошку. – Комар съел лягушку.
-Стол стоит на чашке. – Шишки растут на берёзе.
- Лошадка едет на Мише. – Карандашница стоит в карандаше.
- Окошко висит на шторе. – Рубашка надевает мальчика.
(Дети по очереди говорят правильные ответы.)
Логопед : Вот и подошли мы к воротам главного города планеты Шутилия. Шутилийцы готовились к нашей встрече, они на воротах написали слова, но что же они пропустили?
Дети: Букву «ш».
Логопед : Напечатайте на листочках слова и вставьте пропущенную букву, чтобы шутники запомнили, как пишутся и читаются эти слова. (Дети пишут слова на своих листочках, читают их).
-А теперь -торжественный момент, ворота открываются, за воротами – весёлые шутилийцы.
-Понравилось, Шутник, тебе путешествие с нами? Чему мы научили Шутника?
Дети: Мы рассказали о звуке «ш», дали ему характеристику, научили правильно произносить его, по картинкам определять место звука в слове, читать слоги с буквой «ш», вспомнили правило «ши» пиши с буквой «и», поиграли в слова, изменяя их, подбирали схемы к словам, исправляли неправильные предложения, печатали слова с буквой «ш».
Инопланетянин: Вы все вместе очень помогли моим друзьям, поделились с нами своими знаниями. Теперь мы,шутилийцы, можем шутить, и все будут понимать наши шутки. За вашу смелость и дружбу мы хотим угостить всех вас нашими шутливыми конфетами.