Ольга Федотова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка с использованием лексической темы «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка с использованием лексической темы : «Перелетные птицы» в подготовительной к школе группе детей с ОНР.
Цели:
Активизация словаря по лексической теме : «Перелетные птицы».
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка с использованием лексической темы „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Закрепление образования существительных единственного и множественного числа.
Практическое употребление существительных по падежам, муж., жен. и ср. рода.
Закрепление навыка составления предложений по вопросам или образцу.
Развитие регулирующей функции речи (поэтапное усложнение инструкций).
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением птиц, нарисованное полотно с прорезями, картинно-графический план по теме «Птицы»; карточки с изображением птиц.
Ход занятия
1. Организационный момент. Игровое упражнение с мячом “Назови признаки осени”).
Логопед встречает детей в дверях кабинета, здоровается с ними и предлагает поиграть в игру.
- Сейчас вы поочереди будите называть признаки осени и передавать мяч соседу. Свое предложение начинайте со слов “Осенью …. ”
После ответа по очереди садятся на свои места.
2. Введение в тему. [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи. ]
Логопед предлагает детям сесть на свои места.
- Сегодня мы продолжим разговор о перелетных птицах. Вы уже очень многое знаете о них. Попробуйте отгадать загадки о перелетных птицах.
Черный, проворный,
Кричит “Крак”,
Червякам враг (грач).
- Кто это? И как вы догадались?
- Это грач. Он кричит “Крак!” и любит червяков.
Логопед помещает картинку грача на магнитную доску.
Аналогичная работа проводиться с другими загадками.
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка).
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (соловей).
В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там то тут,
Как птицу эту зовут? (кукушка).
Под дождем она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Все это шутка,
Ну конечно это -(утка).
Это старый наш знакомый,
Он живёт на крыше дома (аист).
Логопед - Давайте повторим слова-отгадки. (Вспоминают по очереди названия птиц.)
- Как назвать одним словом утку, соловья, аиста, кукушку, ласточку? Кто это?
Дети - Птицы.
Логопед - Почему вы думаете, что это птицы? (у них есть перья и они умеют летать).
- Почему мы этих птиц не увидим зимой?
Дети - Они улетели в теплые края.
Логопед - Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова?
Дети - Перелетные птицы.
3. Упражнение : «Закончи предложение».
На доске изображение птиц по одной, у детей на столе изображение «нескольких» птиц.
Логопед - Назовите, кто изображен на ваших картинках.
Логопед- У меня…; Ребенок-А у меня…
Логопед – Ласточка; Ребенок - ласточки
Логопед – Грач; Ребенок - грачи,
Логопед – Скворец; Ребенок - скворцы и т. д.
Далее детям предлагается закончить по очереди предложение по примеру: логопед-«Улетела ласточка», ребенок «Улетели ласточки» и т. п.
4. Упражнение: «Подбери признаки».
Дети подбирают слова- признаки: быстрые, проворные, перелетные, зимующие, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые и т. п.
Ласточка- проворная, быстрокрылая, заботливая, забавная, голосистая.
Аист- …
Кукушка- …и т. п.
5. Физкультминутка
Птички прыгают, летают - Дети прыгают,
Крошки птички собирают - «клюют»,
Перышки почистили - изображают,
Клювики почистили.
Птички летают, поют, - машут руками,
Зернышки клюют - наклоняются.
6. Упражнение: «Скажи наоборот».
Детям необходимо сказать словосочетание наоборот:
Аист большой, а соловей маленький.
У журавля шея длинная, а у кукушки короткая и т. п.
7. Итог занятия.
Анализ занятия.
Данное занятие посвящено практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы : «Перелетные птицы».
Началось занятие с организационного момента, цель которого была активизировать внимание детей и подвести их к теме и целям занятия.
Дети отгадывали загадки, в которых встречались слова, сложные по семантике и по слоговой структуре.
На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались вопросы, побуждающие их использовать в собственной речи операции словообразования.
В процессе занятия закреплялось умение образовывать существительные единственного и множественного числа.
Кроме этого использовались упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и логического мышления.
Поэтапно происходила смена видов деятельности.
Это позволило сохранить у детей заинтересованность и положительный эмоциональный настрой.
Наглядный и лексический материал для занятия был подобран с учётом возрастных и речевых особенностей детей.