Валентина Ашканова
Конспект занятия в подготовительной к школе группе детей с ФФНР с использованием лексической темы «Животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять словарь в рамках лексической темы. «Домашние животные»
Уточнение семантики слов.
Расширение слухового внимания, памяти, логического мышления.
Активизация детей через игровую деятельность.
Оборудование: компьютерная презентация- игра «Кто, где живёт?», «День рождения кролика», предметные картинки с изображением домашних животных, фланелеграф, аудиокассета. Классическая музыка для детей, запись голосов животных.
Ход занятия:
Организационный момент.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе детей с ФФНР с использованием лексической темы „Животные“» размещена в разделах
Дети входят в группу. Логопед приглашает всех детей встать вокруг него на ковре.
а) игра : «Будь внимательным.»
Л: Сейчас мы с вами ребята по играем, вы будете выполнять только те движения, которые я назову:
В стороны руки ими помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Руки в замок и назад.
Прилетела птица- мать
Малышам жуков искать
Полетела, полетела на головку села (на плечи, на колени, на животик, на затылок)
Сбивчивый момент: Логопед периодически выполняет не те движения, которые называет
Б) игра: «Летает - не летает.»
Л: Называет предметы если этот предмет летает (может летать, ребенок должен потопать, если не летает – похлопать в ладоши.
Слова: мяч, самолет, стол, гусь, лампочка, котенок, ракета, цветок, снег, апельсин.
Л: Какое слово из перечисленных обозначает животное? (котенок)
Д: котенок.
Л: Я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Котенок»
Дети выбирают ведущего. Ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Ведущий читает
стихотворение:
Гладим котика рукой,
Выгнул спинку он дугой.
Потянулся и зевнул,
Замурлыкал и заснул.
Кто то, из детей ему должен ответить : «Мяу-мяу» По голосу водящий должен определить, кто ему ответил. Если он угадает, кого разгадали, становится ведущим.
Отгадай загадку покажи отгадку.
Дети должны отгадать загадку и в движении показать животное.
1. Спереди – пятачок, 2. Цокают копытца
Сзади – крючок, Мой приятель мчится!
Посредине - спинка, Знает что овес
А на ней щетинка. Я ему принес
(свинья, поросенок) (конь)
3. Мордочка усатая, 4. Каждый вечер так легко
Она дает нам молоко
Шубка полосатая. Говорит она два слова,
Часто умывается, Как зовут ее
А с водой не знается. (корова)
(кошка) 6) Кто ни в жару,
5. Заворчал живой замок, Ни в стужу, Не снимает шубу?
Лег у двери поперек, (овца, баран)
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи.
(собака)
Л: О ком все загадки?
Д: О домашних животных
Объяснить семантику слов:
Л: Сегодня мы поговорим о домашних животных.
Повадка - особенности поведения животного, чем оно отличается по поведению от других
животных.
Табун (стадо)- большое стадо лошадей, коров на пастбище.
Корыто - посуда, в которой кормят поросят.
Ясли - кормушка для животных, куда кладут сено.
Л: Чем дикие животные отличаются от домашних.
Д: Дикие животные живут в лесу, сами себе добывают пропитание, а о домашних животных заботится человек.
Д/ и: «Кто в хозяйстве живет, что хозяину дает?»
Корова- молоко, кошка - ловит мышей, собака - охраняет дом, помогает на охоте, овца (баран)- дает шерсть, конь- помогает перевозить тяжелый груз, пахать землю.
Л: Ведь животные не могут жить на улице, им где, то надо укрываться от дождя, жары, холода. И поэтому человек для животных построил жилье. А вы знаете, как оно называется. У каждого животного есть свое жилье.
Д/ и: «Кто где живет?» (Приложение №1)
Кошка - в доме, собака - в будке, конь (лошадь) - в конюшне, корова - коровник, овца (баран) - хлев, свиньи (поросята) - свинарник.
Д/ и: «День рождение» (Приложение №2)
Л: Кролик тоже домашнее животное, а живет он в крольчатнике и у него сегодня праздник. Кролик пригласил друзей, они пришли с подарками. Что любит кролик.
Д: капусту, морковку, капусту, травку, осиновые веточки.
Л: Кролик ждал гостей и приготовил им любимые лакомства. Кого угостим?
Овсом угостим – (конь, косточкой угостим – (собака, сеном угостим – (корова, овощами угостим – (свинья, молоком угостим – (кошка).
Физкультминутка.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим,
Ветер дунул - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Л: У каждого предмета, растения или животного было свое прошлое. Скатерть была ниткой, а нитки сделали из растений под названием хлопок. А для того чтобы растение выросло в поле, его засеяли семенами хлопка. Так свое происхождение нарядная скатерть ведет из маленького семечка, посаженного в землю. Так можно проследить прошлое и любого животного. Ведь не у всех животных название их детенышей похожи на имена взрослых. Я вам предлагаю поиграть в игру с мячом «Мама и малыш.» Я бросаю мяч называю взрослого животного, а у кого будет мяч называет детеныша.
Игра: «Мама и малыш.»
Кошка – котенок, собака – щенок, корова – теленок, овца – ягненок, свинья – поросенок, лошадь – жеребенок.
Пальчиковая гимнастика: «Кот.»
Л: Мы, очень много рассказали о животных, а как они выглядят вы, хорошо знаете.
Давайте поиграем пальчиками и покажем животных.
Вот пятеро котят
Один ушел и нет его,
Один ночной порой на дерево залез.
Дети из пальчиков показывают фигурки котенка, собаки, кролика.
Игра: «Чья? Чей? Чье? Чьи?»
На фланелиграфе показывать картинки с частями тела животных.
Хвост кошки – кошачий хвост. Уши кошки кошачьи уши. Лай собаки – собачий лай.
Вымя коровы – коровье вымя. Рога коровы – коровьи рога. Грива коня – конская грива.
Хвост коня – конский хвост. Копыта коня – конские копыта. Хвост свиньи – свинячий хвост.
Л: Мы с вами общаемся, при помощи слов составляя из них предложения. Животные тоже общаются с нами и между собой, издавая определенные звуки. Дети слушают запись звуков животных. «Кто что делает?»
Кошка – мурлычет, собака – лает, корова – мычит, конь – ржет, овца – блеет, свинья – хрюкает.
Упражнение для развития связной речи.
Л: Кто может объяснить пословицу.
«Собака друг человека.»
Что общего у слов и чем они отличаются?
Кошка, лиса, лошадь, корова, волк.
Д: ответы детей.
«Хозяюшкин дворик.»
Л: Ребята, сегодня мы с вами, очень много говорили о домашних животных.
Что нового и интересного узнали о животных.
Д: ответы детей.
Л: Вот ребята, посмотрите, у нас есть дворик с постройками для животных, но пуст здесь нет животных. И хозяйка заждалась ей не за кем ухаживать. Давайте с вами, слепим любимых домашних животных. И они будут жить в этом дворике. Дети выполняют задание звучит музыка по завершению работы, ставят свои поделки к нужной постройки.
Итог занятия : Ребята спасибо вам за помощь, а на память вам от хозяюшки медальоны с изображением домашних животных.