Людмила Толстик
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Моя Родина — станица Ленинградская»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема «Моя станица Ленинградская»
Коррекционно-образовательные цели. Углубление представлений о малой родине – станицы Ленинградской. Расширение и уточнение словаря по теме (станица, Ленинградская, Октябрьская площадь, улица, музей, река, мост, здание, памятники, парк, кубанская, казаки, казачки, прекрасная, красивейший, стоять, возникать, возвышаться, стремиться, создавать, возводить, восторгаться, любоваться). Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения; косвенная речь). Автоматизация правильного произношения свистящих и шипящих звуков и их дифференциация в пересказе.
Публикация «Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи „Моя Родина — станица Ленинградская“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, планирующей функции речи, речевого слуха, памяти, общих речевых навыков, координации речи с движением.
Воспитательные цели. Воспитание самостоятельности, ответственности, активности, любви к своей малой родине.
Оборудование. Ноутбук, презентация по теме «Моя любимая станица Ленинградская», небольшой матерчатый мяч, CD с записью «Гимна станицы Ленинградской», проигрыватель или музыкальный центр.
Ход занятия
1. Мотивационный момент [Сообщение темы занятия. Создание положительного эмоционального фона. Автоматизация правильного произношения свистящих и шипящих звуков и их дифференциация. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи. Развитие речевого слуха, памяти. Совершенствование умения пользоваться косвенной речью. ]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие с ними.
Логопед. У нас сегодня будет необычное занятие. Сегодня мы отправимся на экскурсию по родной станице. Как называется наша станица? (Ленинградская).
У каждого на свете есть, наверное,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по-особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски чисто тянется душа…
Вадим Неподоба
Эти слова написал кубанский поэт Вадим Неподоба. Любимый уголок земли, о котором написал поэт, называется малой родиной. Наша с вами малая родина – кубанская станица Ленинградская. Станица, в которой живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, ученые и спортсмены, художники и поэты… Все они стремятся сделать нашу станицу еще лучше, богаче, красивее.
Логопед включает презентацию «Моя любимая станица Ленинградская». Звучит гимн станицы Ленинградской.
Слайд 1
Логопед. Мы любим свою станицу. Для нас это место, где мы родились, живем, растем, ходим в школу, учимся, работаем, играем с родителями и друзьями. А знаете ли вы, что станица Ленинградская раньше называлась Уманская, зародилась более 175 лет назад из Уманского куреня, (так в старину назывались поселения, в которых жили казаки, основателями станицы были казаки переселенцы из города Умани и окрестных сел, что над речкой Уманкой. Великая императрица Екатерина даровала казакам Запорожцам кубанские земли. Так на берегу реки Сосыка они основали Уманский курень
Слайд 2 Уманский курень
2. Рассматривание сюжетной картинки из жизни казаков Уманского куреня. Развитие связной речи.
Логопед. Казаки, которые захотели переселиться из Украинского Уманского куреня на Кубань, строили свои хаты из камыша, бревен и глины. А в центре небольшой площади, ныне парке станицы построили храм Трех Святителей. Вся жизнь казаков строилась вокруг храма. Девизом казаков-запорожцев стояла борьба за веру. Черноморцы наследовали этот девиз, идя на Кубань оберегать русские границы от людей иной, не христианской веры.
Логопед. Кто был первым основателем нашей станицы?
Дети. Казаки, они стали заселять местность на берегу реки.
Логопед. Что первым построили казаки?
Дети. Казаки строили хаты и курени. Постройки были маленькими, крыши – соломенные.
Логопед. Что строили казаки в центре станицы?
Дети. Казаки-запорожцы построили храм.
Логопед. Прошло 175 лет со дня основания станицы. Все эти годы она росла и развивалась. Станица Ленинградская славится своими людьми, которые живут в ней, теми, кто осваивал и защищал эту прекрасную землю и сегодня делают все, чтобы она по праву была лучшей станицей края.
История любого народа раскрывается через памятники и памятные места. В нашей станице есть много красивых памятников, установленных в честь выдающихся людей - писателей, полководцев, героев войны и труда.
Слайд 4
Перед вами – памятный знак в честь 200-летия нашей станицы (1994г.). Он установлен в память о казаках основателях нашей станицы.
Слайд 5
Очень многое об истории родной станицы можно узнать в нашем историко-краеведческом музее, который мы с вами посещали. Здание музея –старинный особняк, построен более ста тридцати лет назад. Такие кирпичные здания строили богатые купцы и зажиточные люди станицы. В музее собраны и хранятся предметы быта и обихода казаков, фотографии и другие исторические ценности.
Слайд 6
Одно из самых любимых мест отдыха Ленинградцев Октябрьская площадь.
3. Упражнение «Семейка слов». [Совершенствование навыков словообразования. ]
Логопед берет в руки небольшой матерчатый мяч.
Логопед. Давайте образуем слова из одной семейки со словом Ленинградская. Как называют жителей станицы Ленинградской?
1 -й р е б е н о к. Ленинградцы.
Логопед. Какие улицы в Ленинградской?
2-й ребенок. Ленинградские.
Логопед. Как называется жительница Ленинградской?
3-й ребенок. Ленинградка.
Логопед. Как называют жителя Ленинградской?
4-й ребенок. Ленинградец.
Логопед. Очень хорошо! Я вами горжусь!
4. Подвижная игра «На зорьке» Координация речи с движением.
На зорьке румяной Идут по кругу
Шиповник проснулся Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, «протирают» кулачками глаза
Он каждым листочком Поднимают одну руку вверх, затем другую,
К заре потянулся. тянутся на носочках вверх.
А зорька к нему потянулась в ответ, Наклоняются, ноги прямые касаются носочков
Бутоны окрасила Изображают ладонями сложенными в виде бутона
В розовый цвет…
Татьяна Голуб
5. Чтение логопедом рассказа «Моя родина - станица Ленинградская» [Развитие речевого слуха. ]
Логопед предлагает детям сесть удобно и послушать рассказ.
Логопед. Родина для каждого человека – это, прежде всего: мама, дом в котором он родился, родная улица. Ленинградская —моя любимая станица. Я здесь родилась, здесь же родились мои родители, поэтому я себя считаю коренным жителем. В нашей станице есть библиотеки, кинотеатр «Горн», фонтаны, памятники, красивейшие скверы и парк, музыкальная, спортивная, художественная школы, новый плавательный бассейн «Акватика», поэтому каждый житель станицы имеет возможность провести свое свободное время так, как ему хочется, где ему интересно. Ленинградцы дружат со спортом и для этого в станице созданы все условия: есть Детская спортивная школа, спортивные площадки, стадион, а на реке Сосыка есть база для занятий в секции по Академической гребле. Наша станица большая красивая, но особенно она красива и нарядна в праздники, когда дома и дороги украшены флагами, лампочками, шарами, а на Октябрьской площади проводятся концерты. Люблю я свою станицу не за что-то, а просто от души и чистого сердца. Мне хочется, чтобы станица стала самым чистым и красивым местом страны. Кубанцы говорят «Если есть на Земле рай – это Краснодарский край!», а моя станица – славный уголок Кубани.
6. Беседа по прочитанному. [Углубление представлений о Ленинградской. Развитие диалогической речи. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения, косвенная речь. Развитие памяти). Словарная работа.
Логопед продолжает презентацию с видами станицы Ленинградской.
Логопед. С какого предложения начинается рассказ? Как автор говорит о родине?
Дети. Родина для каждого человека – это, прежде всего: мама, родной дом, родная улица. Логопед. Почему автор считает себя коренным жителем?
Дети. Автор считает себя коренным жителем, потому что он здесь родился, здесь родились его родители.
Логопед. Чем гордиться наша станица? Где можно провести свободное время?
Дети. В нашей станице есть библиотеки, кинотеатр «Горн», фонтаны, памятники, красивые парки и скверы, музыкальная, спортивная, художественная школы, новый бассейн «Акватика», поэтому каждый имеет возможность провести свое свободное время так, как ему хочется.
Логопед. Как называется река, протекающая в станице Ленинградской?
Дети. Главная река называется Сосыка.
Логопед. Где в станице можно заниматься спортом?
Дети. В детской спортивной школе, на спортивных площадках, стадионе, бассейне.
Логопед. Какие достопримечательности станицы вы видите на этих слайдах.
1-й ребенок. Я вижу стелу в честь казаков.
2-й ребенок. А я узнал памятник «Неизвестному солдату», который находится на октябрьской площади.
3-й ребенок. Я вижу кинотеатр «Горн» в центре станицы.
4-й ребенок. А я вижу памятник Самолет на въезде в станицу Ленинградскую.
Логопед. Очень хорошо. Вы дали толковые ответы на мои вопросы.
7. Коллективное составление плана пересказа. [Развитие диалогической речи, памяти, планирующей функции речи. ]
Логопед предлагает детям всем вместе составить план перечета.
Логопед. С чего вы начнете рассказ?
Дети. Сначала мы расскажем о том, что значит родина для каждого человека.
Логопед. О чем будете рассказывать дальше?
Дети. Потом мы расскажем о том, почему автор называет себя коренным жителем.
Логопед. Как вы продолжите рассказ?
Дети. Мы продолжим рассказ тем. Что расскажем о том, где можно провести свободное время в станице.
Логопед. И как вы закончите свой рассказ?
Дети. Мы расскажем о том, что наша станица самая красивая и чистое место страны, и о том, что мы гордимся нашей станицей.
Логопед предлагает детям вновь занять стульчики и еще раз читает рассказ, предупредив детей о последующем пересказе.
8. Повторное чтение рассказа логопедом. [Развитие речевого слуха. ]
9. Пауза для подготовки детей к пересказу.
Логопед дает детям пару минут для подготовки к пересказу.
10. Пересказ текста детьми. [Развитие связной речи. Автоматизация правильного произношения и
дифференциация свистящих и шипящих звуков в процессе пересказа. ]
Логопед предлагает детям пересказать текст. Он обязательно нацеливает детей на правильное произношение свистящих и шипящих звуков. В завершение данного этапа работы логопед оценивает деятельность каждого ребенка.
11. Рефлексия Подведение итогов занятия. Создание предпосылок к дальнейшим занятиям, самооценка, поощрения. Педагог предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, какое задание им наиболее понравилось, почему, в какую игру они хотели бы поиграть на следующем занятии и т. д.