Ирина Назарова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Живая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
закрепить понятие, что природа – это наш общий дом, знания детей о животных, рыбах, насекомых, птицах; тренировать в употреблении слов в косвенных падежах, в согласовании числительных с существительными; продолжить работу на словообразование; закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки; учить устанавливать причинно- следственные связи; развивать речь детей; развивать навыки учебной деятельности; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи „Живая природа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Материал к занятию :
презентация «Живая природа», счётные палочки, зеркала.
Ход занятия:
I Организационный момент.
- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (вдох – выдох)
А сейчас на своё место сядут те, чьё имя я назвала. (называть шепотом по 3 имени)
II Артикуляционная гимнастика. Слайд с артикуляционными упражнениями для губ.
«Птенчики», «Улыбка», «Трубочка», «Качели», «Вкусное варенье», «Лошадка» .
Открываем ротик – дом. (открыть рот)
Кто хозяин в доме том?
В нём хозяин язычок,
Он удобно в доме лёг. (посмотреть на язычок)
Двери – губы гибкие
Могут стать улыбкою, (улыбнуться)
Могут в трубочку собраться (губы в трубочку)
И опять заулыбаться. (улыбка)
На качелях оказался (рот открыть)
Вверх влетел и вниз спускался. (язычок поднять за верхние зубы, опустить за нижние)
Надоели превращенья
Лижет язычок варенье. (облизывать язычком верхнюю губу)
На лошадке покатался (цокать язычком)
И пошёл спать (рот закрыть)
Язычок спит, а мы молчим.
III Сообщение темы занятия.
- Послушайте стихотворение и определите о чём оно? Слайд природы.
Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
И поляны, и леса,
Звери, птицы и цветы,
И, конечно, я и ты!
- Правильно о природе. Природа наш общий дом. Тема нашего занятия : «Живая природа» А что такое природа, как вы думаете? (Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы, насекомые.)
- А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека).
- Молодцы! Я приглашаю вас сейчас в путешествие в мир живой природы. Ну что, пойдем?
IV Основная часть.
1) - Первая остановка – лес.
Пройти по залу. Подойти к экрану с картинкой леса. Слайд леса - Кто живёт в лесу? (животные) - Какие животные живут в лесу? - Как называются животные, которые живут в лесу? - Как называются животные, которые живут рядом с человеком?
2) Игра: «Чья тень?» Слайды игры. – Определите, чья тень? (Эта тень лисы, зайца,)
3) Игра: «Кто где живёт?» Слайды игры.
- Вспомните, как называются жилища диких животных. Составьте предложения с предлогом в. (Белка живёт в дупле. ….)
4) Пальчиковая гимнастика: "Есть у каждого свой дом".
Есть у каждого свой дом
У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на обеих руках по
Есть нора — надежный дом. одному пальцу на каждое двустишие.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом, Поочередно хлопают в ладоши и ударяют
Всем тепло, уютно в нем. друг о друга кулачками обеих рук.
5) Следующая остановка луг. Слайд луга. – Кто же живёт на лугу? Слайд с насекомыми.
6) Физкультминутка Слайд с кузнечиком
Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики! Прыг-скок, прыг-скок. Травушку покушали, тишину послушали, Выше, выше, высоко, прыгай на носках легко!
7) Остановка – река.
- Давайте пойдём дальше и подойдём к реке. Слайд реки.
- Вот и третья наша остановка – река. Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы:
- Кто живет в реке? - Какие рыбы живут в реке? (речные) слайд с речными рыбами - Какие рыбы живут в море? (морские) - Пересчитайте рыбу. (одна рыба, две рыбы, ….) - Назовите части тела рыбы. Слайд рыбы.
8) Выложить фигуру из счётных палочек по образцу.
9) Логоритмика на тему : «Речка».
Речка
К речке быстрой мы спустились, Дети идут к центру круга. Наклоняют-
Наклонились и умылись. ся, трут лицо руками.
Раз, два, три, четыре — На каждую строчку четыре движения
Вот как славно освежились. ладонями к лицу.
А теперь поплыли дружно. Идут по кругу, взявшись за руки.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс, Показывают «брасс».
Одной, другой — это кроль, Показывают «кроль».
Все как один плывем как дельфин. Идут по кругу, сложив вытянутые руки.
Вышли на берег крутой Меняют направление движения,
И отправились домой. маршируют.
- Да, ребята. В живой природе есть жизнь и в воде. Вы правильно назвали многих жителей водного пространства. В любом водоеме кипит жизнь.
- Как нужно относиться к водоёмам и их обитателям?
10) Ну а сейчас, мы «поднимемся высоко в небо». Слайд неба.
- Есть ли жизнь в воздухе? - Кто живёт в воздухе? - Чем отличаются птицы от животных? - Как называют птиц, которые улетают на юг? (перелётные). - Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (зимующие). Слайд перелётные и зимующие птицы. - Назовите перелётных птиц. Слайд с перелётными птицами. – Назовите зимующих птиц. Слайд с зимующими птицами. - Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? - Чем питаются зимующие птицы? - Как мы можем помочь птицам зимой?
11) Игра: «Кто лишний?» Слайды игры
12) Прослушивание голосов птиц. – Послушайте голоса птиц. – Что делает птица? Слайды с птицами и голосами птиц.
13) Беседа: - Какую пользу приносят птицы? Слайд : санитары леса. – Как называют птиц? – Как нужно относиться к птицам?
14) Правила поведения на природе. Слайды с правилами поведения на природе.
V Итог занятия.
- Вот и закончилось наше путешествие. - О чём мы говорили во время путешествия?