Рафиля Ризванова
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «На птичьем дворе в Простоквашино»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи.
Образовательные:
• закрепить знания детей по теме “домашние птицы”;
• активизировать предметный и глагольный словарь; закрепить навыки словообразования (притяжательные, сложные прилагательные);
• упражнять в практическом употреблении простых и сложных предлогов в речи;
Коррекцонно-развивающие :
Публикация «Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи „На птичьем дворе в Простоквашино“» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, логическое мышление;
• упражнять в чётком произнесении звуков и слов.
Воспитательные:
• формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, способность к согласованному взаимодействию;
• воспитывать доброжелательность.
Оборудование: ноутбук, проектор, магнитная доска, план-подсказка (разрезан на 6 кусочков, подарок (удочка) в коробке (на ней ребус,, картинки домашних птиц, силуэты домашних птиц и совы, плакат «Где спрятались птенцы?», маска кота Матроскина.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, проходите, посмотрите, у нас сегодня много гостей. Поздоровайтесь.
2. Сообщение цели.
- Сегодня мы отправимся в гости к коту Матроскину в деревню Простоквашино. Поедем мы на автобусе. Проходите, садитесь.
(Дети садятся на стульчики, расставленные в два ряда)
Артикуляционная гимнастика:
- «Автобус едет по ровной дороге» (укладывание широкого языка на нижнюю губу, «Автобус въезжает в туннель» (губы вытянуты, рот приоткрыт, «Автобус съезжает с горочки» (кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка приподнята, «Повернуть направо, затем налево» (движения языка влево-вправо, «Автобус подъехал к высокой горе» (кончик языка приподнят к верхним зубам, «Автобус подъехал к яме» (язычок «чашечкой», «Прокололась камера» (произношение звука ш-ш-ш-ш-ш, «Заклеим камеру» (круговые движения языка по верхней и нижней губе, «Накачаем насосом камеру» (произносится звук с-с-с-с-с-с, «Едем по ровной дороге».
- Дорога дальняя. Можно немного вздремнуть. Закройте глаза.
(Логопед надевает маску кота Матроскина)
- Вот и приехали.
Кот Матроскин: Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать к нам в Простоквашино. У меня сегодня день рождения. Дядя Фёдор прислал мне подарок, а вредный почтальон Печкин решил разыграть меня и спрятал подарок. Но он сделал план-подсказку, как найти подарок, разрезал план на части, а эти части раздал домашним птицам. Поможете мне найти мой подарок? (Да)
3. Основная часть. Закрепление изученного.
-У меня в хозяйстве много домашних птиц. Посмотрите на картинки и догадайтесь, какие домашние птицы есть у меня в хозяйстве.
(Дети подходят к столу, на котором разложены силуэты птиц, и определяют, силуэты каких птиц изображены на картинке)
-Всё ли верно на этой картинке? Кто здесь лишний? Почему? (Ответы детей)
Упражнение «Назови птенца». Кем были раньше эти домашние птицы? Курица была. (цыпленком); утка (утёнком); индюк. (индюшонком); гусь. (гусенком); петух (цыпленком).
-Молодцы! А теперь отправимся на поиски подарка. Догадайтесь, к кому из домашних птиц мы сначала пойдём. (Загадка о петухе).
Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днём он — забияка,
Поутру — часы. (Картинка петуха).
Дидактическая игра «Аналогии».
-Чтобы получить часть плана-подсказки, петух предлагает вам выполнить задание.
(Вся презентация прикреплена внизу и доступна для скачивания) :
Лошадь - сено, индюк… (трава, зерно, червяки)
Собака - будка, петух (курятник)
Кошка - котёнок, утка ….(утёнок)
Корова - молоко, мясо, шкура; курица. (яйца, мясо, перья).
Рыба - чешуя, гусь -. (перья).
-Молодцы! Вы справились с заданием, петух даёт вам часть плана-подсказки.
Послушайте следующую загадку, чтобы узнать, к кому мы пойдем дальше. (Загадка об индюке)
Словно начальник,
Важно он ходит,
Словно павлин,
Хвост свой разводит!
Похож на веер хвост,
Борода — нарост,
Нарядный сюртук,
И зовут его … (Картинка индюка)
Дидактическая игра «Чей голос?»
-Индюк просит вас поиграть в игру «Чей голос». Послушайте голоса птиц и определите, голос какой птицы вы слышите. ( Аудиозапись голосов птиц: Индюк болбочет, утка крякает, курица кудахчет, гусь гогочет, петух кукарекает.)
-Молодцы! Мы получаем еще одну часть плана.
Идем дальше. Послушайте загадку. (Загадка о курице)
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Картинка курицы)
Дидактическая игра «Найди цыпленка».
-Ребята, курица потеряла своих цыплят, помогите ей найти их. Кто где спрятался? (Закрепление предлогов за, под, из-за, из-под).
Цыпленок спрятался за забором. Я достал его из-за забора. (И. т. д.)
-Сосчитайте, сколько всего цыплят? (6)
За то, что мы помогли курице, она нам дает еще одну часть плана.
-Послушайте загадку, к кому пойдём дальше. (Загадка о гусе).
Травку щиплет — не корова,
И шипит, но не змея.
Подскажите это слово,
Как зовут его, друзья? (Картинка гуся)
Ребята, гусь приглашает нас на зарядку.
Физминутка.
Наш гусак встает на зорьке, (дети потягиваются, руки за голову)
Он к реке шагает с горки.
Он гусиную зарядку (маршируют)
Любит делать по порядку.
Для начала — бег на месте, (бегут на месте)
Крылья врозь, а лапки вместе. (разводят руки в стороны)
Упражнения для шеи, (движения головой вниз, вперед, назад)
Чтоб росла еще длиннее,
Тренировка для хвоста, (приседают)
А потом — бултых с моста. (прыгают вперед)
Он плывет на середину, (плавно раздвигает руки)
Чистит лапки, моет спину. (отводят руки за спину)
Крикнул селезень: кряк — кряк!
Физкультурник наш гусак!
-У гуся спрятаны 2 части плана, поэтому он приготовил для вас 2 задания.
Ответьте на вопросы :
- У гуся красный клюв. Как об этом можно сказать одним словом? Гусь какой?
- У гуся длинная шея. Значит, он какой?
- У гуся красные лапы. Значит, он какой?
- У гуся короткий хвост. Значит, он какой?
- Если у гуся белые крылья, он какой?
- Как одним словом назвать птиц, которые плавают по воде?
Дидактическая игра «Исследователи».
- Гусь приглашает вас поиграть в игру «Исследователи». (Дети подходят к столу) Перед вами на картинках домашние птицы. Вы должны внимательно посмотреть на картинку через лупу и сказать, какую часть тела вы видите, и какой птице она принадлежит. (Я вижу петушиный гребешок. Я вижу утиный клюв. И т. д.)
- Молодцы! Гусь дает вам две части плана.
Идём дальше. Послушайте загадку. (Загадка об утке)
Вперевалочку хожу,
Травку пощипать люблю,
В воду залезаю,
Плаваю, ныряю! (Картинка утки)
Составление рассказа по серии картин. (Рассказ по серии картин Радлова «Добрая утка»)
-Утка хочет вам рассказать историю, которая однажды с ней произошла.
Посмотрите на картинку :
Какое время года изображено? Какая стоит погода?
Кого мы видим на картине? Что они делают?
Посмотрите на следующую картинку. Куда пришли птицы? О чем утка спросила курицу? Что ответила курица? Что предложила утка курице?
Смотрим на третью картинку. Как курица с цыплятами смогли перебраться на другой берег? Как вы думаете, что было дальше? Что можно сказать об утке: она какая? Как можно назвать этот рассказ (Рассказ по цепочке).
- Утке понравился ваш рассказ, и она даёт вам последнюю часть плана-подсказки.
Собирание разрезной картинки. Дети собирают план из частей.
Ориентируясь по плану, находят подарок.
Разгадывание ребуса. Матроскин: Что-то коробка не открывается. Смотрите, на ней что-то нарисовано.
Это ребус. Его надо отгадать, и коробка откроется. Тут нарисована уточка и зачёркнута буква “т”, а сверху нарисована буква “д”. Догадайтесь, какое слово получится. (Удочка).
Матроскин: Ура! (Матроскин открывает коробку).
- И, правда, удочка. Вот спасибо дяде Фёдору. Завтра пойду на рыбалку. И вам спасибо. Вы помогли найти мой подарок, и я буду ждать вас на чаепитие.
(Логопед снимает маску Матроскина).
4. Итог занятия.
Ребята, что мы сегодня делали? Какое задание для вас было самым интересным?