Эльвира Юрженкова
Конспект логопедического занятия для автоматизации звука [Р] «Кто работает на ферме?»
Тема: Автоматизация звука [Р] в предложениях
Задачи:
- развивать правильное произношение звука «Р» в словах, предложениях;
- развивать фонематический слух. звук»,
-развивать моторику артикуляционного аппарата
- формировать умения образовывать предложения
Публикация «Конспект логопедического занятия для автоматизации звука [Р] „Кто работает на ферме?“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Оборудование: звуковая дорожка, пальчиковый твистер, мяч, картинки с изображениями (фермер, доярка, тракторист, комбайнёр, ветеринар)
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Послушай внимательно стихотворение, которое я прочитаю.
Фермер славится делами.
Сам хозяйство он ведёт.
Фруктами и овощами
Нас снабжает круглый год.
В поле вырастит пшеницу,
Вырастит на ферме птицу,
Пчёл семейство заведёт,
Соберёт душистый мёд.
Он растит для нас томаты.
Весь в трудах он день-деньской!
Распевают звонко птицы,
На ветвях родных берёз,
Сеет фермер рожь, пшеницу,
И гречиху, и овёс.
- Скажи, пожалуйста, какой звук я произносила чаще? (звук [Р]).
- Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р] в словах, предложениях. О ком это стихотворение? Где работает фермер? Совершенно верно, фермер работает на ферме, а работает он там не один, ему помогают люди других профессий, и сегодня на занятии мы их вспомним.
2. Артикуляционная гимнастика.
Но перед этим нам нужно размять язычки.
«Сказка о Весёлом Язычке»
Жил был язычок в своем домике. Проснулся он рано утром посмотрел на часы, пора вставать, стрелочки побежали.
«часы»- губы в улыбке, попеременно касайтесь правого и левого края кончиком языка. По утрам язычок чистит зубки и умывается.
«чистим зубки»- улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
Пошел веселый язычок завтракать и пить чай.
«покусаем язычок»- покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад.
«чашечка» - рот широко открыт, высунуть широкий язык и приподнять его края, чтобы получилась форма чаши.
Открыл окошко, посмотрел, какая погода, потом опять в домик спрятался.
«окошечко»--улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его, рот не закрывать (3-4 раза).
Захотел язычок прогуляться, вышел на улицу, пришел на футбольное поле и стал играть в мяч.
«загоним мяч в ворота»-рот закрыт, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щечкой надувать «мячик».
Затем пошел на горку,
«горка»-губы улыбаются, кончик языка за нижние зубами, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
прокатился пару раз и пошел в песочницу куличики стряпать, нужна лопата.
«лопата» -улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 - 5,
Нагулялся язычек, наигрался и пошел вприпрыжку домой.
3. Уточнение артикуляционного уклада звука [Р].
- Давай вспомним, как правильно мы учились произносить звук [Р]. (Артикуляционный профиль звука [Р])
- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]?
(Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).
- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит, слегка касается бугорков за верхними зубами).
- Что делает горлышко? (поёт)
- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)
(Ребенок повторяет перед зеркалом.)
- Правильно.
Ротик свой мы открываем,
Язычок приподнимаем,
В бугорочки упираем,
Краешки к зубам прижмём,
Да и сильно дуть начнём.
Язычок наш задрожит
Никуда не убежит.
Всем он так и говорит:
«Эта сильная струя
Дрожать заставила меня.
Не от страха я дрожу,
Лишь мотор свой завожу».
4. Произношение изолированного звука.
Один из работников фермы-тракторист. Он проснулся рано утром, сел в трактор и поехал работать (Звуковая дорожка на звук [Р])
- Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчё тливо: Р-Р-Р…
Физкультминутка «Мы в гостях на ферме были»
(Видео)
5. Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук»
- Сейчас я буду называть сельскохозяйственные профессии, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь профессию, в названии которой есть звук [Р]
(фермер, зоотехник, доярка, пастух, ветеринар, скотовод, комбайнёр)
6. Автоматизация звука в словах.
- Какие сельскохозяйственные профессии ты знаешь? (Фермер, доярка, тракторист, комбайнёр, ветеринар)
Игра «Один – много» (с мячом). Фермер-фермеры, доярка-доярки, тракторист, комбайнёр, ветеринар)
7. Автоматизация звука в предложении.
Игра «Кто работает на ферме?».
- Я работаю на ферме. (Фермер, доярка, тракторист, комбайнёр, ветеринар)
Игра "Пальчиковый твистер"
Заключительная часть
- Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).
- Что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.