Гульдар Атанова
«Путешествие в страну Математики». Конспект открытого занятия по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщение знаний и закрепление умений по пройденному материалу. Задачи:
Обучающие:
-Закрепить умение выкладывать числовой ряд.
-Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 12.
-Упражнять в порядковом счёте.
-Закрепить умение отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаков решение и ответ загадок.
-Закреплять знания о днях недели, временах года.
-Закрепить представление о геометрических фигурах, навык группировки фигур по определенным признакам.
-Закрепить пространственные представления: слева, справа, центр, под, над.
Развивающие:
-Развивать логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения.
-Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
-Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитатывающие:
-Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно или в парах, действовать по инструкции педагога.
-Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Средства: демонстрационный: магнитная доска, карточки с числами и знаками.
Раздаточный материал: геометрические фигуры, карточки с числами от 1 до 12 (приложение 2)
Предварительная работа:
Изготовление карты городов (приложение 1, пособий для дидактических игр (приложение4, дидактические игры с математическим содержанием, сюрприз от Царя (приложение 3) разучивание динамических пауз, гимнастики для глаз.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости.
Давайте с ними поздороваемся.
-hаумыhыгыз!
-hаумы,hаумы!
-hаулашам-сэлэм бирэм
- «hаумы» тигэн hэйбэт hуззе
-Бар доньяга ебэрэм.
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в страну Математики. А как вы считаете, для чего нам нужна математика, зачем придумали какую-то математику? Или может быть она не нужна нам совсем?
Предполагаемые ответы детей: Математика нам нужна для того чтобы мы могли посчитать, решить задачу, построить дом, построить самолёт, сравнить различные предметы. Без математики нам не справиться и не прожить.
Воспитатель:- Но прежде чем мы начнем заниматься математикой, давайте вспомним правила поведения во время занятия:
-Во время занятия ты, сиди спокойно и веди себя. (достойно)
- Стол и стул –это не кровать,и на них нельзя ….(лежать)
- Ответить хочешь – не шуми, а только руку …. (подними)
- Я вас попрошу на протяжении всего занятия не забывать про эти правила.
- А прежде чем поднимите руку, хорошо подумайте над ответом, не спешите. Помните, что говорят про тех людей, которые всегда спешат? («Поспешишь людей насмешишь»)
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Предполагаемые ответы детей: Да, очень любим.
Воспитатель: Тогда слушайте:
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И правил он страной, которая называлась - Математика.
Однажды решил он объехать свои города в царстве, посмотреть всё ли у него ладно да складно.
Посмотрел он по сторонам, а помощников-то у него нет.
Стал царь думать, что же делать ему? Как справиться одному?
Воспитатель: Как вы думаете?
Дети высказывают свои предположения.
Может быть, мы с вами поможем Царю- батюшке?
Ответы детей: Да поможем нашему Царю – батюшке.
Воспитатель: Ребята, а на чем мы можем путешествовать?
Предполагаемые ответы детей: На машине, на самолёте, на автобусе, на корабле.
Воспитатель: Верно, а одним словом как можно назвать эти названия?
Предполагаемые ответы детей: Эти названия можно назвать одним словом транспорт, либо средство передвижения.
Воспитатель: Молодцы. Правильно. Предлагаю взять свои стульчики и сесть за столы.
Сейчас мы проведем графический диктант и поймем, на чем мы отправимся в путешествие. Мы с вами будем рисовать по клеточкам под мою диктовку. На листочке у каждого стоит красная точка. От этой точки будем работать дальше. Итак, приступаем.
1 клеточка вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз,1 вправо, 1 вниз,1 вправо, 1 вниз,3 влево,1 вниз,5 вправо, 1 вниз,1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз,6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 4 вправо, 8 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 2 влево.
Воспитатель:Итак, что же у нас получилось?
Предполагаемые ответ детей: кораблик
Воспитатель: Отлично. Значит, мы с вами отправляемся в путь на кораблике. А для того чтобы начать путешествие и узнать название первого города, в который мы попадём, надо провести математическую разминку, которая называется «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!».
Вставайте дети в круг, я буду по очереди задавать вопрос, а вы должны быстро на него ответить.
Игра с с ромашкой (дети берут по одному лепестку и отвечают на вопросы).
1. Какой сегодня день недели?
2. Какой вчера был день недели?
3. Какой завтра день недели?
4. Сколько всего дней в неделе?
5. Какой день идёт после вторника?
6. Как называется пятый день недели?
7. Как называются выходные дни?
8. Сколько времён года?
9. Какое время года наступает после зимы?
10. Какое время года наступает после лета?
11. Назовите лишнее слово в ряду слов:
а) зима, среда, весна, лето, осень;
б) один, два, три, круг, четыре, пять;
в) плюс, минус, пятница, равно;
г) круг, квадрат, декабрь, многоугольник.
12. Сколько частей в сутках?
Воспитатель: Молодцы, справились с разминкой! И я предлагаю обратить внимание на карту, на нем изображены города,по которым мы будем путешествовать,первый город в который мы отправимся- этот город называется «Числоград». В этом городе живут числа, они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место, а для этого я приготовила для вас карточки с цифрами, каждый из вас будет какой – то цифрой. Ваша задача взять эти карточки и как заиграет музыка побежать по кругу, затем как остановиться музыка встать в один ряд по возрастанию от 1 до 12.
(Звучит музыка дети начинают бегать по кругу)
Воспитатель: И так проверяем, правильно ли каждый из вас нашёл своё место в ряду. Молодцы, справились с заданием. А теперь снова заиграет музыка и ваша задача побежать по кругу, а по окончании звучания музыки встать в один ряд по убыванию, т. е. в обратном порядке от 12 до 1.
И так, проверим, правильно ли вы нашли своё место в ряду.
А теперь игра такая «Кто ваш сосед?»
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием. И мы отправляемся дальше. Следующий город – «Весёлые задачи». Но для того чтобы нам до него добраться нам необходимо переплыть через реку.
3. Физкультминутка
Мин атлайым
hин атлайhын (шагаем на месте)
Аяктар тыпырлайзар:
Тап та топ,тап та топ (топаем ногами)
Мин йырлайым (показываем на себе)
hин йырлайhын
Э кулдарга кунелле:
Сэп тэ сэп,сэп тэ сэп. (хлопаем)
Воспитатель:Вот мы и добрались до города «Весёлые задачи»!Здесь в мире и согласии живут все животные. Они приготовили для вас математические загадки, если вы правильно отгадаете все загадки,то мы сможем отправится в следующий город. Попробуем отгадать эти загадки?
1. Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?
Предполагаемые ответы детей: нужно сложить число 2 и число 4 получиться 6
Воспитатель: Правильно. Айше выложи с помощью чисел и знаков на доске, решение и ответ загадки. (2+4=6). Хорошо.
2. Четырнадцать зёрнышек мышка нашла.
Четыре из них кроту отдала.
А те, что остались, в чулане закрыла
И трогать мышатам она запретила.
Мышата лишь в щёлочку смотрят на них.
Считают и спорят: сколько же их?
Предполанаемые ответы детей: осталось зёрнышек 10, потому что мышка отдала кроту 4 зёрнышка, а всего было14.
Воспитатель: Молодцы ребята! Саша выложи на доске решение и ответ загадки. (14 - 4 =10).
3. Мама – мартышка купила книжки,
Целую неделю деткам читала
А сколько книжек, не сосчитала
Она читала мартышкам
Каждый день по книжке.
Вы, ребята не зевайте,
Сколько книжек, сосчитайте!
Предполагаемые ответ детей: семь, так как в одной неделе семь дней.
Воспитатель: Молодцы! Догадливые вы ребята. Арина выложи на доске цифры по порядку от 1 до 7.
Молодцы, вы отгадали все загадки, и посмотрите, на карте следующий город, в который мы сейчас отправимся, называется он «Геометрические фигуры».
Вход в город закрыт на замок.
Чтобы замок открылся мы должны провести гимнастику для глаз.
Мы так долго занимались.
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть.
Мы закроем не спеша, (закрывают ладонями глаза)
Посидим в темноте
Краска чёрная везде.
А теперь их открываем
И немного поморгаем: раз, два, три, четыре, пять.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
Воспитатель: Замок открылся, и нас встречают жители этого города, геометрические фигуры, посмотрите какие они все разные! Мы с вами не раз знакомились с фигурами. (На магнитной доске выкладываются геометрические фигуры.)
Воспитатель: Вам предлагается задание «Дорисуй недостоющую фигуру» (Работа на листочках)
Дети садятся за столы и начинают рисовать фигуры.
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились! И посмотрите, конечная остановка, «Резиденция царя». Мы добрались до царя.
На этом наше сегодняшнее путешествие подошло к концу.
3. Рефлексия.
Воспитатель: Итак, дорогие ребята! Убедились ли вы что без математики нам никуда не деться?
Предполагаемые ответы детей: да, мы убедились.
Воспитатель: Какие задания для вас были лёгкими, а какие - трудными?
Предполагаемые ответы детей: Нам очень было интересно путешествовать по городам математики, и мы поняли, что математика окружает нас везде. Без знаний математики нам не прожить.
Воспитатель: Хорошо. А теперь такой вам хитрый вопрос: что же вы делали в городе «Числоград»?
Предполагаемые ответы детей.
-А в городе «Геометрические фигуры» чем занимались?
Предполагаемые ответы детей.
-А какой город я не назвала?
Предполагаемые ответы детей: город «Весёлые задачи».
-Что интересного вы там делали?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: А теперь такой вопрос: Математика предмет – интересный или нет?
Предполагаемые ответы детей
Воспитатель: За службу добрую и верную решил Вас царь отблагодарить вас как самых смелых, умных, смышленых и послушных детей и дарит вам с сюрприз, который он приготовил для вас, пока вы путешествовали по странам и решали задания.
Приложение 3
Приложение 2
Приложение 1
Приложение 4