ирина латухина
Логопедическое занятие для учащихся 5 классов коррекционной школы VIII вида «Дифференциация букв Ш-Ж и звуков [Ш]-[Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дифференциация букв Ж-Ш и звуков [ш-ж] в слогах, словах и фразовой речи».
Цели: 1. Закреплять знания о согласных звуках и буквах Ж-Ш. Учить выделять звуки Ж-Ш в слогах, словах, предложениях и соотносить звуки с буквами и символами. Познакомить со сравнительной характеристикой звуков, нормами их артикуляции. Закреплять знания норм орфографии (правописание жи-ши). 2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память. 3. Воспитание навыка работать в паре, умение слушать собеседника.
Публикация «Логопедическое занятие для учащихся 5 классов коррекционной школы VIII вида „Дифференциация букв Ш-Ж и звуков [Ш]-[Ж]“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Темочки
Оборудование: предметные картинки, мяч, картины-образцы написания строчных и заглавных букв Ж ж, Ш ш.
Ход: I. Речевая разминка «Проговори чистоговорку»
- Краб крабу сделал грабли
- У гусыни усов ищи не ищи, не сыщешь
- У ёлки иголки колки
-Тридцать три вагона в ряд, тараторят тарахтят
II. Сообщение темы
- Послушайте стишок и вы узнаете, о каких звуках и буквах сегодня пойдёт речь.
Стишок с выделением голоса звуков [ж-ш]:
Без тропинок, без дорожек,
Деловито, не спеша,
Ходит, бродит серый ёжик,
Тихо иглами шурша.
- Какие звуки при чтении, я выделила голосом?
- Сегодня на занятии мы будем работать с буквами и звуками Ж-Ш.
III. Основная часть
1. Игра «Разбросанные картинки» (развитие зрительного внимания).
На доске в разброс расположены картинки, имеющие в названии [ш-ж].
-Посмотрите на картинки и назовите только те, в названии которых есть [ш], а затем [ж].
2. Характеристика звуков по аккустико-артикуляционному сходству и различию.
[ш]- согласный, твёрдый, глухой;
[ж]- согласный, твёрдый, звонкий
3. Игра с перекидыванием мяча «Наоборот» (развитие слухового внимания).
Педагог бросает мяч со слогом ЖА, ребёнок обратно педагогу бросает слог ША.
(по аналогии слоги: ШУ, УЖ, ШИ, ШО, АЖ, ЖИ, ОЖО, УША, ШТА, ЖМУ, ЖКО)
4. Знакомство с буквой Ж и Ш.
- Наш звук [ш] обозначается буквой Ш. Эта буква похожа на извивающуюся змею (картинка). - Из каких элементов состоит буква? (из трёх крючков) - Наш звук [ж] обозначается буквой Ж. Эта буква похожа на жука (картинка). - Из каких элементов состоит буква? (из двух полукругов и трёх палочек) - На письме слова (выставляется образец) мы обозначаем заглавными и строчными буквами. Назовите отличие заглавной буквы от строчной?
Упражнение «Угадай букву»
- На доске расположены буквы, которые потеряли свои элементы, допишите их, чтобы получились буквы (каждый из желающих выходит и дописывает недостающий элемент, называя букву).
5. Физминутка. Пальчиковая гимнастика. Оформление тетради.
6. Упражнение на зрительную зоркость.
- Пропишите буквы по моему образцу (образец письменных букв в тетради): Ш, ж, ш, Ж
7. Слуховой диктант.
- Я буду называть слова, если вы услышите [ш], то запишите это слово в первую колонку. Если в слове услышите [ж], то запишите его во вторую колонку. - Давайте вспомним правило на правописание жи – ши (ответы учеников)
Слова для диктанта: шапка, жук, кошка, камыш, пиджак, жаба, мышка, уши, кожа, ёжик, жажда, ножницы, машина (проверка)
- Давайте, каждый выберет слово и устно составит с ним словосочетание (ответы учеников).
8. Работа на уровне предложений (в парах).
- У вас на партах находятся карточки с деформированными предложениями. Необходимо правильно составить и записать предложения в тетрадь.
Предложения: Кошка ловить шустрая мышка.
Бабушка жарить рыба сковорода на.
Маша вязать варежки пушистые.
Миша мазать хлеб масло.
- Возьмите карандаш и в словах, обведите в кружок все буквы ш, а буквы ж – подчеркните (проверка).
IV. Заключительная часть
Упражнение «Разложи картинки»
- У вас на партах находятся картинки, в названиях которых есть звуки [ш] и [ж]. Необходимо разложить картинки на две группы (проверка).
V. Итог. Рефлексия.
- С какими звуками и буквами сегодня работали? - Что узнали об этих звуках и буквах? - Если вам занятие понравилось, то наклейте на доску смайлик с хорошим настроением, а если не понравилось, то смайлик с грустным настроением.