Елена Ильина
Конспект урока письма для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Предлог».
Цель: формировать представление о предлоге, как об отдельном слове, его роли в предложении.
Задачи урока:
1. Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как о служебной части речи; о его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
2. Развивающие: совершенствовать культуру речи учащихся, развивать устную и письменную речь, фонематический слух, орфографическую зоркость.
3. Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Публикация «Конспект урока письма для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
Оборудование: таблица с буквами, словарные слова, таблица «Предлоги», «солнышко» с предлогами, картинка с предлогами для составления предложений, модели: предлог, слово-предмет, слово-признак, конверты со словами и конверты с предлогами, карточки для индивидуальной работы, тест.
1. Оргмомент
Эмоциональный настрой.
-Я желаю вам продуктивной работы на уроке и приятного общения.
-Все расселись по местам, никому не тесно?
Я скажу вам по секрету: будет интересно!
Но, правило урока гласит: интересно будет только тому, кто будет внимателен и активен на уроке, будет работать в тетради аккуратно и правильно выполнять задания.
2. Минутка чистописания
- Мы начнем сейчас урок с этих строк.
Вы на строчки посмотрите, что заметили – скажите.
Определите буквы, которые мы будем писать. В таблице они встречаются чаще, чем другие.
г о ж к д
а к ы ф г
к ш г ж з
х г щ к м
с и к т г
3. Актуализация знаний учащихся.
- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Объясните правописание слов.
Б…рёза, ш…л, ч…рный, под, д…журить, моро, ж. лтый.
- А теперь проверьте себя: правильно ли вы написали?
Те, кто не сделал ни одной ошибки, могут поставить на полях восклицательный знак.
Разделить слова на группы.
- Прочитайте еще раз эти слова глазами и попробуйте, разделить эти слова на группы.
- Подчеркните слова-предметы одной чертой, действия – двумя, признаки – волнистой линией.
4. Самоопределение к деятельности.
(3 мин.) - Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Какое слово оказалось лишнее? Почему?
- Кто знает, как можно назвать слово под?
- Ребята, изучая русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?
- Но мы не говорили о них так подробно, как будем говорить сегодня.
- Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Назовите тему урока.
- Правильно. Сегодня нам предстоит вспомнить все, что мы знаем о предлогах, это первое. А второе, я предлагаю вам самим, с моей помощью, попробовать доказать, что предлог – это, действительно, слово и научиться определять, что это именно предлог, а не что иное.
- К концу урока мы должны будем ответить на эти вопросы:
Предлоги
Что это?
Какие бывают предлоги?
Как пишутся предлоги?
На какие вопросы отвечают?
Для чего служат?
- Если мы сможем это сделать, то это значит, что цель достигнута.
b]5. Работа над новым материалом. [/b]
- Готовясь к нашему уроку, я выяснила, почему предлог называется предлогом. Название это произошло от слияния двух слов: пред+лог (от гр. логос, т. е. слово).
- Значит, что означает слово «предлог»? (То, что он стоит перед словом).
- А теперь вспомним прошедшие уроки и дадим определение: что такое предлог?
В русском языке существует огромное количество предлогов.
- Какие бывают предлоги?
- Запишите в тетради предлоги. Они нам помогут в дальнейшей работе.
- Выберите какой-либо понравившийся вам предлог и составьте словосочетание: предлог+ слово «береза».
- Запишите ваши словосочетания в тетради. Обведите предлоги в кружок.
- Прочитайте ваши словосочетания и назовите предлог.
- Итак, вы сказали, что предлог – это маленькое слово. Попробуем доказать. Допустим: Алеша сел на стул. Соедините мысленно предлог и слово. Что получилось? (Алеша сел НАСТУЛ). Привязываем: Встал с настула и ушел со настулом.) Бывают такие слова?
- Таких слов не бывает. Существуют отдельные слова: на и стул. А это значит (что предлог – это, хоть и маленькое, но, все таки, слово). А все слова в предложении или словосочетании мы пишем (раздельно).
- Итак, мы видим, что предлог – это слово, его нужно писать отдельно. Но теперь, давайте попробуем доказать, что данное маленькое слово является именно предлогом.
- Следующее задание.
Составьте предложения с предлогами по картинке. Подберите подходящие предлоги.
- Запишите одно из предложений в тетради.
- Выделите предлоги в ваших предложениях, обведя в кружок. (Слабые учащиеся списывают предложения с карточек).
- Какие слова вы выделили?
- Почему? Докажите, что это предлог.
- Существует еще одно доказательство, что это маленькое слово является именно предлогом. Попробуйте между предлогом и словом вставить другое слово. Например: за (каким) забором, перед (каким) забором.
- Итак, мы вывели еще один признак предлога и сможем всегда доказать, что это предлог и его нужно писать отдельно от других слов. (Слайд 7).
- Повторим хором: Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
- Теперь еще раз вспомните, на какие вопросы отвечают слова-предметы, действия, признаки?
- А теперь попробуйте задать вопрос к предлогу.
- Получилось?
- Значит, предлог, хоть и слово, но не самостоятельное. Он не отвечает ни на какие вопросы и не может существовать отдельно от других слов. Это слово служебное. (Слайд 8).
- Повторим хором: «Предлог – это служебное слово».
- А вот для чего служат предлоги в нашей речи? Какую работу они выполняют? Я думаю, что вы сможете ответить на этот вопрос, когда выполните задание (работа в парах).
У детей на столах разрезанные слова:
Дети любят сидеть ___ скамейках ___ деревьями.
- Получается предложение?
- Чего не хватает?
- Возьмите из конверта предлоги, теперь удалось? Какой вывод можно сделать? (Слайд 9).
Вывод: Предлоги служат для связи слов в предложении.
-Запишите предложение по памяти, подчеркните предлоги.
- Докажите, что это предлоги.
6. Физминутка
]Вверх рука и вниз рука! Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки.
Приседания с хлопками: вниз – хлопок и вверх – хлопок!
Ноги, руки разминаем, точно знаем: будет прок!
Крутим, вертим головой, разминаем шею. Стой!
И на месте мы шагаем, ноги выше поднимаем!
Потянулись, растянулись, вверх и в стороны, вперед.
И за парты мы вернулись. Вновь урок у нас идет.
- А теперь вернемся к нашим вопросам. Сможем ли мы на них ответить?
7. Первичное закрепление знаний.
- А сейчас проверим, как вы определяете предлоги на слух. Я буду читать текст, а вы записывайте только предлоги.
Картину повесили НАД диваном. На картине наши приключения. Щенок спрятался под крыльцом. Дорожка вела в лес. Из леса вышел медведь. Мы убежали по тропинке к речке. Через речку ведет мостик. Около мостика красивые березы. За этими березками наш дом. Щенок уже сидит перед домом.
- Прочитайте, какие предлоги вы услышали и записали.
8. Вторичное закрепление.
Разноуровневые задания (по выбору).
Работа на карточках
1- Найти и выделить предлоги.
2 – Вставить подходящие предлоги в тексте.
Алёша пошёл в лес за грибами. На поляне у старых пней было много опят. У Алёши теперь полная корзина с грибами.
2 -Составить и записать предложение с предлогом.
9. Проверка усвоения знаний.
Тест
Предлог это…
А) звук
Б) слово
2. К предлогу можно задать вопрос?
А) нет
Б) да
3. Предлог пишется…
А) слитно
Б) раздельно
4. Сколько предлогов в предложении:
Таня с Колей весело играли на улице.
А)2
Б)1
Самопроверка.
10. Домашнее задание.
- Дома я предлагаю вам самостоятельно составить и записать 3 предложения с разными предлогами.
11. Рефлексия.
- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте вспомним, о чем вы узнали сегодня на уроке, какие новые знания приобрели.
Он членом предложенья не бывает,
Но дело этот малый твёрдо знает.
Другим словам он руку помощи даёт.
Им помогает, связи бережёт,
Но пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно.
- Пользуясь таблицей, расскажите о предлоге так, как будто вы рассказываете своему товарищу, который не был на уроке.
- А теперь скажите, важны ли знания, полученные сегодня на уроке? Почему?
- Оцените результаты своей работы с помощью цветных сигналов.
А я вам дарю памятку о правописании предлогов. Надеюсь, она вам всегда поможет.