Ольга Функ
«Конь — боевой товарищ кавалериста». Конспект занятия в старшей группе по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы;
- Формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач;
- Продолжать формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ с помощью опорных картинок без помощи воспитателя.
- Закреплять знание слов синонимов к слову «кавалерист» (конник, всадник, конармеец)
Формировать умение анализировать поступки героев
- Поддерживать интерес к чтению.
Развивающие:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать связную речь.
-Развивать зрительную память, мышление,
- Расширять словарный запас.
Воспитательные:
- Воспитывать духовно-нравственные ценности: милосердие, служение Отечеству, патриотизм, взаимопомощи.
- Воспитывать культуру речевого общения; воспитывать любовь к животным.
-Формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач;
- Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Виды детской деятельности: двигательная, коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы.
Предварительная работа: слушание и разучивание военных песен, разучивание физминутки. Рассматривание фотографий советских кавалеристов.
Материал и оборудование: аудиозапись отрывка песни «Выйду ночью в поле с конем» песни, опорные картинки к рассказу.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, давайте с вами прослушаем отрывок из песни «Выйду ночью в поле с конем», вы ее все хорошо знаете, поэтому можете подпевать. Понравилась вам песня? Тогда скажите мне, про кого в ней поется? (ответы детей)
2. Основная часть.
1. Чтение рассказа «Конник Айдар и его конь».
Воспитатель. У кавалериста особое отношение к коню, потому что он его верный спутник, боевой друг и помощник, часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою.
А как по-другому можно назвать кавалериста (конник, всадник, конармеец). Молодцы!
В народе говорят:
Кавалерист без коня - что солдат без ружья.
Конник сам голодает, а коня накормит.
Конь и его хозяин – неразлучные друзья.
- Послушайте, я сейчас прочитаю вам очень интересный рассказ.
Это было в те далекие времена Великой Отечественной войны, когда советская армия защищали нашу Родину от фашистских захватчиков. Славно сражались наши воины-сабельники 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии и бились не на жизнь, а на смерть. И вот на той войне воевал один конник Айдар. Он был добрым и справедливым человеком, но с врагом боролся смело и беспощадно. Был у Айдара надежный, преданный боевой товарищ - его конь.
Много они выходили в боевые походы, много повидали переделок и ни разу друг друга не подводили. И вот, в одном из боев, вражеская пуля попала коню прямо в заднюю ногу. Упал конь на землю, а конник далеко с него вылетел, но не повредил себе ничего. Оборачивается он назад, глядит, а его любимый конь лежит не шевелится.
Подождал до вечера и, когда стемнело, Айдар вместе в боевыми товарищами привезли коня в расположение части. Аккуратно извлек Айдар пулю из его ноги, приложил к ране целебные травы и перевязал. Через три дня конь уже мог стоять на ногах, а через семь - уже бегал и радовался. Каждый день хозяин прикладывал к его ране свежие травы и менял перевязку. И через две недели от раны лишь след остался, и конник уже запрягал своего друга-коня для боевой атаки.
Прошло некоторое время. Много совершили воины-кавалеристы очередных подвигов. А однажды в жарком бою был сильно ранен сам Айдар. Слетел он с коня и упал без движения. А наши воины еще сильно и долго били врага и к вечеру отбросили фашистов далеко от своего рубежа. Вот вернулся сабельный эскадрон в часть, глядят, а Айдара нет с ними. Решили они, что погиб их товарищ смертью храбрых на поле сражения. Что делать? В степи по темноте не найти ни раненых, ни убитых, и решили они отправиться на поиски на следующее утро.
А конь Айдара все время возле своего хозяина находился. А когда солнце зашло, конь облизал рану коннику, и Айдар открыл глаза, но встать не смог, потому что сильное было ранение, и он очень ослаб.
Тогда конь опустился передними копытами на колени рядом с хозяином, но тот все равно не смог влезть на него. Тогда конь полностью лег и раненый конник смог, ухватившись за седло, с большим трудом влезть ему на спину.
После этого конь встал и потихоньку побрел в воинской части. А солдаты в это время отдыхали после сражения. Вдруг слышат - кто-то идет в темноте. Они насторожились, прислушиваются. Затем один солдат пригляделся и говорит: «Да это же конь нашего Айдара». Смотрят солдаты, а на спине у коня лежит еле живой конник. Сняли они раненого и отнесли в медсанчасть.
Вот так и спас конь своего хозяина от смерти. А история эта разнеслась по всему свету. И до сих пор вспоминают люди конника Айдара и его преданного боевого товарища - коня.
2. Беседа по содержанию рассказа по вопросам.
- В какую войну произошла эта история? С кем воевала наша советская армия? О ком рассказывает эта история? Как звали конника? Как бились с врагом наши воины-сабельники (бились не на жизнь, а на смерть). Каким его описывают в рассказе (очень добрым и справедливым, а врагом справлялся смело и беспощадно). Кто был у Айдара самым верным и боевым товарищем? Что случилось с конём в бою? Как его спас Айдар? Как лечил он коня? А что в другом бою случилось с конником? Как спас его верный и преданный друг?
Какие важные качества проявил конник по отношению к своему коню?
3. Двигательная разминка.
Ребята, давайте отдохнем и прокатимся на конях? Вставайте в круг.
Физминутка.
Конь меня в дорогу ждет,
(руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот,
(ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
(покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро я в седло вскочу,
Не поеду – полечу!
(подскоки на месте)
Цок-цок-цок,
Цок-цок-цок,
(руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там, за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой.
(подскоки на месте)
Дидактическая игра «Разложи по порядку»
Воспитатель. Ребята, хотела я вам картинки к нашему рассказу показать, да вот беда, перепутались они между собой. Помогите мне, пожалуйста, разложить их по порядку. Пусть каждый из вас найдет себе помощника, с кем бы хотелось выполнить это задание. (Дети расходятся для выполнения задания)
- С чего начинался рассказ? Какая картинка должна быть первой? Ребенок подходит, выставляет картинку.
- Что случилось потом? Какая картинка должна быть следующая.
- Чем закончился рассказ? Ребенок выставляет на мольберте последнюю картинку.
Воспитатель: «Ребята послушайте этот рассказ еще раз, а потом вы будете рассказывать его сами.
Воспитатель: Ребята, пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, то рассказ можно пересказать втроем, даже вчетвером. (Дети по желанию пересказывают рассказ по частям с помощью опорных картинок)
Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, что мы с вами сегодня делали? Вы помните, что у нашего рассказа не было названия. Давайте мы все вместе его придумаем? (Дети придумывают)
Воспитатель: В следующий раз мы с вами познакомимся еще с одним рассказом.