Приложение МААМ

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков Ш — Ж»

Мичина Татьяна
Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков Ш — Ж»
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА: Дифференциация звуков Ш – Ж.

ЗАДАЧИ:

- учить детей дифференцировать звуки Ш – Ж по глухости-звонкости в слогах, словах и предложениях;

- совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов;

- развивать зрительное и слуховое внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Публикация «Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР „Дифференциация звуков Ш — Ж“» размещена в разделах

наглядный материал на звуки Ш - Ж; круглая магнитная доска; две маленькие доски; мяч; звуковая дорожка; символы звуков Ш и Ж (колокольчик и воздушный шарик, из которого выходит воздух).

Ход ЗАНЯТИЯ:

I. ОРГ. МОМЕНТ: Позови на занятие.

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ Отгадайте загадку :

У мамы и ребяток

вся одежда из заплаток ЖИРАФ ЖОРА животное жарких стран.

Жора грустный почему? Да. Он потерял свои заплатки. А мы ему поможем их найти. Сегодня будем мы шипеть, жужжать – звуки Ш и Ж – различать. Жоре заплатки помочь отыскать.

III. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА покусать верхнюю, а затем нижнюю губу, одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю губы, показать верхние, а затем нижние зубы

Вкусное варенье, Заборчик, Чашечка.

Хорошо размяли язычок? ЗАПЛАТКУ ДЛЯ ЖОРЫ.

IV. СРАВНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УКЛАДОВ ЗВУКОВ Ш и Ж

Давайте произнесём звук Ж и посмотрим в зеркало, как укладываются губы, зубы, при произношении звука? (губы бубликом, зубы приоткрыты, язычок образует чашечку). Что делает голосок? (звенит). Значит звук Ж звонкий. На доске появляется символ звука Ж - колокольчик.

Мы знаем, что у звука Ж есть дружок, он тоже согласный, всегда твёрдый. Произнесите этот звук – Ш (дети произносят хором). Как укладываются губы, зубы при произношении звука Ш? (губы бубликом, зубы приоткрыты, язычок образует чашечку)Что делает голосок? (молчит). Значит звук Ш глухой. На доске выставляется символ звука Ш – шляпа.

ВЫВОД: Что общего при произношении этих звуков? А в чём их различие? Правильно выполнили задание ЗАПЛАТКА ДЛЯ ЖОРЫ.

V. «ГОВОРЯЩИЙ КАРАНДАШИК» Звук заблудился. Постарайся вывести звук из лабиринта. Проверим правильность удержания карандаша. Какого цвета карандаш ты взял? «ФОКУС» Веди карандашом по дорожке, не останавливайся и произноси звук непрерывно. Звуковой человечек выйдет из лабиринта, если до конца дорожки будешь произносить чистый звук.

Прошипи как змейка, прожужжи как жучок. Постарайся петь красиво и вести линию ровно.

ВЫВОД: Как правильно произносить звуки Ш и Ж? Следить, чтобы не раздувались щёки. Аккуратно провели жучка и змейку ЗАПЛАТКА ДЛЯ ЖОРЫ.

VI. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш – Ж НА СЛУХ.

1. Игра «Весёлый диктант». Сначала диктант – молчанка. Мы молчим, работают колокольчики.

А теперь я проговариваю звуки, а вы звените в колокольчик, если слышите звук Ж и молчите, если слышите звук Ш

Произнеси звуки по схеме, где колокольчик указывает на работу голоса ШШЖ ЖШЖ ЖЖЖ ШШШ ЖЖШ. Следим за артикуляционным укладом. Помогаем колокольчиком.

ЗАПЛАТКА ДЛЯ ЖОРЫ

2. Игра «Поймай звук». На доске картинка.

- Внимательно слушайте и хлопните («поймайте») звук Ш (Ж) в слове:,

Вот от ножек и до ушек

Моет Женю жаркий душик,

И макушку, и живот

Жене душ водой польёт.

Моет Женю жаркий дождик

От макушки и до ножек,

Моет шею, моет уши,

Как же хорошо под душем!

ЗАПЛАТКА ДЛЯ ЖОРЫ

2. Игра «Пропавшие звуки» : (картинки). Поднимите картинку, которую я назову: апка, .аба, .ё(о)луди, .уба, .ук, .уравли, .аль, .айба, .ишка.

ЗАПЛАТКА ДЛЯ ЖОРЫ

3. Игра с мячом «Закончи слова слогом ШИ или ЖИ» : Каранда (ши, камы (ши, гара… (жи, эта (жи, камы… (ши, ланды (ши, черте (жи, кры (ши, малы (ши, экипа (жи, клави (ши, у (жи)

ЗАПЛАТКА ДЛЯ ЖОРЫ

VII. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш – Ж В ПРОИЗНОШЕНИИ

а) дифференциация изолированных звуков :

- Пройдите по звуковой дорожке и правильно произнесите нужный звук.

б) дифференциация звуков в слогах и словах.

Игра «Наоборот» :

- Замените звук Ш на Ж :

Ша – ша – жа – жа; шо – шо - … шу – шу - … ши – ши - …

Уши – ужи, шить – жить, шаль – жаль, Луша - лужа

- Замените звук Ж на Ш :

Жа – жа – ша – ша; жу – жу – … жо – жо - … жи – жи - …

Жар – шар, жарить – шарить, жутко – шутка, тужить – тушить ЗАПЛАТКА ДЛЯ ЖОРЫ

в) дифференциация звуков Ш – Ж в словах :

- на слух: если услышишь в слове Ш – шляпу покажи, если услышишь – Ж –колокольчиком звени.

- в произношении: дети называют картинки и группируют их на разных частях доски со звуком Ш (камыши, мешок, пушка, ландыш, шапка, кошка мышка); на другой – со звуком Ж (ножницы, лыжник, художник, жираф, одежда, ежи, журавли).

ЗАПЛАТКА ДЛЯ ЖОРЫ

VIII. СЛОГОЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ

а) Вспомним, как мы делим слова на слоги: хлопаем на каждый слог, «укладываем» слово на ладошку. Сколько слогов в слове – столько и хлопков. Их можно посчитать. Сколько слогов в слове Жора? Обозначьте его двумя слоговыми дорожками. Определим главный ударный слог. Как? Позовем Жору.

Ж – согласный, твёрдый, звонкий;

О- гласный;

Р – согласный, твёрдый, звонкий;

А – гласный; ударный;

ВЫВОД : Что можно сказать о согласных этого слова?

ЗАПЛАТКА ДЛЯ ЖОРЫ

б)Убрали из слова гласные, согласную, которая рычит как царь зверей. Какой звук остался?

IX. ФИЗМИНУТКА Просадили звук Ж на язычок, зажужжали как жуки и полетели. (дети поочерё дно превращаются то в жуков и жужжат: ж-ж-ж, то в ужей и шипят: ш-ш-ш).

X. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш – Ж В ПРЕДЛОЖЕНИИ «СКАЖИ ПРАВИЛЬНО» :

Окошко лежит на рыжей кошке. У карандашей жёлтая Шура. У пожарной машинки Паша. У плюшевого медвежонка Маша. Большой жук нашел Женю. В живом мышонке живёт норка. ЗАПЛАТКА ДЛЯ ЖОРЫ

XI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.

-Что мы сегодня делали?

- О каких звуках мы сегодня говорили? Чем они отличаются?

– Как мы звуки отличали?

- Какие слова со звуком Ш (Ж) вы запомнили …

- Для чего мы это делали?

-С каким настроением закончилось наше занятие?

– Помогли Жоре собрать его пятнышки? Где живёт Жора? Чтобы ему стало теплее подарим свои солнышки Жоре.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. ОРГ. МОМЕНТ: Позови на занятие.

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ Отгадайте загадку :

У мамы и ребяток

вся одежда из заплаток ЖИРАФ ЖОРА животное жарких стран.

Жора грустный почему? Да. Он потерял свои заплатки. А мы ему поможем их найти. Сегодня будем мы шипеть, жужжать – звуки Ш и Ж – различать. Жоре заплатки помочь отыскать.

3. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА покусать верхнюю, а затем нижнюю губу, одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю губы, показать верхние, а затем нижние зубы

Вкусное варенье, Заборчик, Чашечка.

Хорошо размяли язычок? ЗАПЛАТКУ ДЛЯ ЖОРЫ.

4. СРАВНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УКЛАДОВ ЗВУКОВ Ш и Ж

звук Ж и посмотрим как укладываются губы, зубы, (губы бубликом, зубы приоткрыты, язычок образует чашечку). Что делает голосок? (звенит). Значит звук Ж звонкий.

Мы знаем, что у звука Ж есть дружок, он тоже согласный, всегда твёрдый. Произнесите этот звук – Ш Как укладываются губы, зубы при произношении звука Ш? Значит звук Ш глухой.

ВЫВОД: Что общего при произношении этих звуков? А в чём их различие? Правильно выполнили задание ЗАПЛАТКА ДЛЯ ЖОРЫ.

«ГОВОРЯЩИЙ КАРАНДАШИК» ЗАПЛАТКА ДЛЯ ЖОРЫ.

5. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш – Ж НА СЛУХ.

Игра «Весёлый диктант». Сначала диктант – молчанка.

А теперь я проговариваю звуки,

Произнеси звуки по схеме, ШШЖ ЖШЖ ЖЖЖ ШШШ ЖЖШ. Следим за артикуляционным укладом. Помогаем колокольчиком.

ЗАПЛАТКА ДЛЯ ЖОРЫ

2. Игра «Поймай звук». На доске картинка.

Вот от ножек и до ушек

Моет Женю жаркий душик,

И макушку, и живот

Жене душ водой польёт.

Моет Женю жаркий дождик

От макушки и до ножек,

Моет шею, моет уши,

Как же хорошо под душем!

ЗАПЛАТКА ДЛЯ ЖОРЫ

6. Игра «Пропавшие звуки» : (картинки). апка, .аба, .ё(о)луди, .уба, .ук, .уравли, .аль, .айба, .ишка.

ЗАПЛАТКА ДЛЯ ЖОРЫ

3. Игра с мячом «Закончи слова слогом ШИ или ЖИ» : Каранда (ши, камы (ши, гара… (жи, эта (жи, камы… (ши, ланды (ши, черте (жи, кры (ши, малы (ши, экипа (жи, клави (ши, у (жи)

ЗАПЛАТКА ДЛЯ ЖОРЫ

7. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш – Ж В ПРОИЗНОШЕНИИ

а) дифференциация изолированных звуков :

- Пройдите по звуковой дорожке и правильно произнесите нужный звук.

б) дифференциация звуков в слогах и словах.

Игра «Наоборот» :- Замените звук Ш на Ж :

Ша – ша – жа – жа; шо – шо - … шу – шу - … ши – ши - …

Уши – ужи, шить – жить, шаль – жаль, Луша - лужа

- Замените звук Ж на Ш :

Жа – жа – ша – ша; жу – жу – … жо – жо - … жи – жи - …

Жар – шар, жарить – шарить, жутко – шутка, тужить – тушить ЗАПЛАТКА ДЛЯ ЖОРЫ

в) дифференциация звуков Ш – Ж в словах :

- на слух: если услышишь в слове Ш – шляпу покажи, если услышишь – Ж –колокольчиком звени.

- в произношении: дети называют картинки и группируют их на разных частях доски со звуком Ш (камыши, мешок, пушка, ландыш, шапка, кошка мышка); на другой – со звуком Ж (ножницы, лыжник, художник, жираф, одежда, ежи, журавли).

ЗАПЛАТКА ДЛЯ ЖОРЫ

8. СЛОГОЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ

ВЫВОД : Что можно сказать о согласных этого слова?

ЗАПЛАТКА ДЛЯ ЖОРЫ

б)Убрали из слова гласные, согласную, которая рычит как царь зверей. Какой звук остался?

9. ФИЗМИНУТКА

10. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш – Ж В ПРЕДЛОЖЕНИИ «СКАЖИ ПРАВИЛЬНО» :

Окошко лежит на рыжей кошке. У карандашей жёлтая Шура. У пожарной машинки Паша. У плюшевого медвежонка Маша. Большой жук нашел Женю. В живом мышонке живёт норка. ЗАПЛАТКА ДЛЯ ЖОРЫ

11. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.

-Что мы сегодня делали?

- О каких звуках мы сегодня говорили? Чем они отличаются?

– Как мы звуки отличали?

- Какие слова со звуком Ш (Ж) вы запомнили …

- Для чего мы это делали?

-С каким настроением закончилось наше занятие?

– Помогли Жоре собрать его пятнышки? Где живёт Жора? Чтобы ему стало теплее подарим свои солнышки Жоре.

Публикации по теме:

Фронтальное логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Д]-[Т]»Фронтальное логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Д]-[Т]» Цель: - дифференциация звуков в слогах, словах, фразах; - развивать фонематический слух и артикуляторную моторику; - развивать речедвигательные.

Фронтальное занятие «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме. Задачи: Коррекционно-развивающие: - закреплять знания детей о гласных звуках.

Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С]-[З]» Конспект ООД по звуковой культуре речи в старшей группе №11 Тема: Дифференциация звуков с-з Цель занятия: закрепить правильное произношение.

Конспект занятия в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [ц]–[ч]» Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения.

Логопедическое мультимедийное занятие «Дифференциация звуков [р]-[л]». Наши друзья Крош и Лосяш». Цели занятия: Коррекционно - образовательные: Закрепление правильного произношения звуков [Л], [Р] в речи детей. Уточнение артикуляции;.

Логопедическое занятие для учащихся 5 классов коррекционной школы VIII вида «Дифференциация букв Ш-Ж и звуков [Ш]-[Ж]» Тема: «Дифференциация букв Ж-Ш и звуков [ш-ж] в слогах, словах и фразовой речи». Цели: 1. Закреплять знания о согласных звуках и буквах.

Логопедическое занятие в 1 классе «Дифференциация [Ч]-[Щ]» Цель: Закреплять знания о звуках Ч – Щ и дифференцировать их. Задачи: 1. Закреплять навыки различения звуков урока в слогах, словах, предложениях.

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группыКонспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема : «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ». Цель : Развитие речи в коммуникативно – познавательной деятельности. Задачи : 1. Упражнять.

Подгрупповое логопедическое занятие «Дифференциация свистящих и шипящих звуков» Цель: с помощью игровой мотивации стимулировать и облегчить уточнение и сравнение артикуляции свистящих и шипящих звуков и закрепить их.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Дифференциация звуков [С]-[Ш] Цели: коррекционно - образовательные: Учить детей давать акустико –артикулляционную характеристику звуков С,Ш с опорой на различные виды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков Ш — Ж»
Опубликовано: 20 ноября 2016 в 19:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков Ш — Ж»» (включая файлы) размещена пользователем Мичина Татьяна (УИ 924942) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД