Елена Голдеева
Логопедическое развлечение «Большие буквы. Звуки [р], [р`] — [л], [л`] и буквы Р, Л»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: 1. Закрепление навыка различения звуков [л, л` - р, р`] в слогах, словах, предложениях.
2. Совершенствование фонематического слуха.
3. Закрепление навыка определения позиции звуков в словах (начало, конец).
4. Деление слов на слоги (одно-, двух-, трёхсложные слова).
5. Развитие логического мышления и памяти, произвольного внимания.
6. Воспитание внимания к своей речи и к речи логопеда.
Публикация «Логопедическое развлечение „Большие буквы, Звуки [р], [р`] — [л], [л`] и буквы Р, Л“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Сценарии развлечений
- Буквы. Сценарии развлечений с буквами
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа логопеда. Логопедия
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2015
Оборудование: «телевизор», сюжетные картинки (по ходу сказки, буквы «Р», «Л» (на каждого ребёнка, большие буквы (Д, Р, У, Ж, Б, А; У, Л, Ы, Б, К, А, предметные картинки, портретные картинки (Мальвина, Пьеро, Артемон, Арлекин, 2 стола, 4 «кочки», фишки.
Действующие лица: ведущий (логопед, клоун Буквоед (воспитатель логопедической группы, дети ( 2 команды: «Ромашки» и «Колокольчики»).
Предварительная работа: чтение с детьми сказки А. Толстого «Золотой ключик, …», рассматривание иллюстраций.
Ход развлечения:
(Заходят под музыку дети, разделё нные и 2 команды: «Ромашки» и «Колокольчики», с эмблемами на одежде. Садятся на стулья по обе стороны зала и берут в руки буквы «Р», «Л»)
Ведущий:
- Здравствуйте, дорогие наши гости! Сейчас мы вам покажем праздник, который называется «Большие буквы». А поможет мне в этом мой друг.
(Входит клоун Буквоед).
Буквоед :
- Здрасьте! А вот и я! Привет, велосипед! Салют, парашют!
(Здоровается с детьми).
- Давайте знакомиться: меня зовут Буквоед. Запомнили?
Дети:
- Да.
Буквоед (раскланивается) :
- Буквоед. А вас как зовут – вы скажете хором. Своё имя назовите – раз, два, три! (Ответы детей).
- Всё понятно! Всех мальчишек сегодня зовут: «Бу-бу-бу», а всех девочек: «Сю-сю-сю». Как настроение? Не слышу? Давайте так: я спрашиваю вас, а вы в ответ топаете, хлопаете, свистите…понятно? Итак, приготовились! Начали! Как настроение?
Дети (хлопают, топают, свистят,)
Буквоед :
- Настроение у вас просто супер, высший класс! Значит, можно начинать наш праздник?
Дети:
- Да.
Буквоед :
- А теперь будьте внимательны. Слушайте загадку.
Столяр Джузеппе Сизый нос
Полено как-то в дом принёс.
Он начал что-то мастерить –
Полено стало говорить.
Кто в этой сказке говорил?
Кого Джузеппе смастерил? (Буратино).
Ведущий:
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке «Золотой ключик, или необыкновенные путешествия Буратино и его друзей», где нас ожидают необычные встречи и приключения. Но чтобы наше путешествие удалось, нужно как можно больше знать о звуках [р], [р`], [л], [л`] и буквах «Р», «Л».
Вы поделены на 2 команды: «Ромашки» и «Колокольчики» и будете соревноваться между собой. За каждое правильно выполненное задание Буквоед будет давать по большой букве, а вы в конце праздника, после выполнения всех заданий, из этих букв сложите слова. Буквы будут разные, и слова будете складывать тоже разные. Но если вы ошибётесь и неверно выполните задание, тогда получите восклицательный знак, который затем можно поменять на букву.
- Итак, мы отправляемся в путешествие по сказке.
(Звучит музыка, Буквоед вставляет в «телевизор» сюжетные картинки по ходу сказки).
I.
- Столяру Джузеппе попалось под руку полено, которое пищало человеческим голосом. Джузеппе дарит говорящее полено своему другу Карло. Карло мастерит деревянную куклу и называет её Буратино.
Первое задание. Давайте вспомним, как говорило полено человеческим голосом и какие сигналы подавало.
Игра: «Сигнальщики» :
- Я буду показывать и называть картинки, а вы будете поднимать сигнальные карточки с буквами : «Р, Л». Если в названиях картинок слышатся звуки [р, р`], вы поднимаете карточку с буквой «Р», если звуки [л, л`] – карточку с буквой «Л». А Буквоед будет следить за выполнением задания.
(Логопед называет картинки и выставляет их на мольберт, а дети поднимают сигнальные карточки с буквами).
Буквоед :
- Команда «Ромашки» получает свою первую букву : «Д».
- Команда «Колокольчики» - букву «У».
II.
Ведущий:
- Отправляемся дальше по сказке. (Звучит музыка).
- Папа Карло клеит Буратино одежду из цветной бумаги и покупает ему азбуку. Буратино же продаёт азбуку и покупает билет в кукольный театр. Во время представления комедии куклы узнают Буратино.
- А теперь 2-е задание. Давайте мы поможем Буратино узнать кукол: нужно найти среди похожих по звучанию имён те, которые имеют отношение к нашей сказке.
- Задание для команды «Ромашка».
(Показ портретной картины Мальвины)
- Мальпина, Бальвина, Мальвина, Марьвина.
- Нашли имя? Какое?
(Оценивает Буквоед).
Задание для команды «Колокольчики» :
(Показ Пьеро).
- Пьемо, Дьеро, Пьеко, Пьеро.
- Какое имя из нашей сказки?
(Оценивает Буквоед).
Задание для команды «Ромашки» :
(Показ Артемона)
Аркемон, Артемон, Артесон, Уртемон.
- Что за имя куклы нам подходит?
Задание для команды «Колокольчики» :
(Показ Арлекина)
Марлекин, Арзекин, Арлекин, Арлецин.
- Какое имя правильное?
(Буквоед оценивает ответы детей и выдаёт каждой команде по букве).
Музыкальная пауза
Ведущий:
- Чтобы веселее было нам путешествовать по сказке, споём песню «Волшебная планета».
III.
Ведущий:
- Отправляемся по сказке дальше.
(Звучит музыка).
Синьор Карабас даёт Буратино пять золотых монет и отпускает домой. По дороге домой Буратино встречает двух нищих – кота Базилио и лису Алису. Затем Буратино попадает в страну Дураков, где закапывает в землю золотые монеты.
Слушаем 3-е задание. Давайте найдём для Буратино обратно дорогу из страны Дураков, а поможет нам в этом игра «Волшебная цепочка».
(На двух столах приготовлены предметные картинки. Конечный звук в названии одной из картинок является начальным звуком в названии другой картинки).
- Сначала играет команда «Колокольчики». Возьмите со стола по одной картинке (дети выполняют задание.
- Команда «Колокольчики», выстраивайте «волшебную цепочку»! Первое слово в цепочке – «лимон».
Слова: лимон
носки
индеец
цыплёнок
ком
муха
ананас
сыр
радио
обруч
часы
- «Колокольчики»! Называйте слова.
(Дети по очереди называют слова)
- Правильно, Буквоед? Дадим им букву?
(Аналогично играет команда «Ромашки»).
Первое слово – карандаш.
Слова: карандаш
шкаф
флажок
куст
топор
ракета
автобус
сом
мяч
чайник
кот
(Буквоед оценивает игру команды «Ромашек»).
IV.
Ведущий:
- Продолжим путешествие по сказке.
(Звучит музыка).
Буратино знакомится с обитателями пруда, узнаёт о пропаже золотых монет и получает от черепахи Тортиллы золотой ключик.
- А сейчас 4-е задание. Представьте, что мы вместе с Буратино оказались в пруду и, чтобы не утонуть, мы будем перепрыгивать с кочки на кочку, но прыгнуть нужно будет столько раз, сколько слогов в слове.
Сначала выполняет задание команда «Ромашки».
(Ведущий произносит слова, а дети прыгают с «кочки» на «кочку»).
Слова: ряска, пруд, головастик, личинки, курточка, колпак, дверь, ласточка, карман, лилия, руки.
(Аналогично выполняет задание команда «Колокольчики»).
Слова: луна, лист, гребёнка, черепаха, листья, лягушки, молоко, ключик, кроватки, берег, пузыри.
(Буквоед оценивает игру детей).
V.
Ведущий:
- Продолжим путешествие по сказке.
(Звучит музыка).
Несмотря ни на что, Буратино решает выведать у Карабаса Барабаса тайну Золотого ключика. И он узнаёт эту тайну, сидя в большом кувшине в харчевне «Трёх пескарей».
5 задание.
- А теперь для вас – «Интеллектуальный блиц – опрос». За каждый правильный ответ – фишка.
Вопросы:
- Из чего папа Карло смастерил Буратино? (Полено, дрова).
- Как называются все деревянные человечки, которые играют в театре? (Куклы).
- Что за насекомое живёт за печкой у папы Карло? (Сверчок).
- Из какого материала сделаны монеты? (Из золота).
- Кем раньше работал папа Карло? (Шарманщиком).
- Как звали директора кукольного театра, человека с чёрной, длинной бородой? (Карабас Барабас).
- Что получил Буратино от черепахи Тортиллы? (Золотой ключик).
- Как звали продавца пиявок? (Дуремар).
- Что было нарисовано на холсте в каморке папы Карло? (Котёл, очаг, огонь).
- Где живёт черепаха Тортилла? (В пруду).
(Оценивает Буквоед).
Музыкальная пауза
- А теперь игра «Пильщики».
Встаём парами в круг.
«Запилила пила,
Зажужжала, как оса, …»
VI.
Ведущий:
- Наше путешествие продолжается.
Что нашли за потайной дверью Буратино и его друзья? Конечно, новый театр.
6-е задание.
- Команда «Ромашки»! Назовите 10 слов со звуками :[л, л`]. А команда «Колокольчики» вслух считает количество слов. (Дети называют слова).
- Команда «Колокольчики»! Назовите 10 слов со звуками : [р, р`], а команда «Ромашки» считает. (Дети называют слова).
(Буквоед оценивает выполнение последнего задания).
- Путешествие в нашу сказку закончилось. Теперь составьте из больших букв слова. У каждой команды свои буквы. Команда «Колокольчики» собирает за первым столом, а команда «Ромашки» - за вторым столом.
(Дети составляют слова).
- Какое слово получилось у команды «Ромашки»? (ДРУЖБА).
- А у команды «Колокольчики»? (УЛЫБКА).
- Молодцы! Обе команды справились с заданиями, правильно составили слова. Победила дружба!
- Давайте встанем парами по кругу, улыбнёмся друг другу и станцуем танец «Буратино».
Ведущий:
- Вот видишь, Буквоед, какие у нас умные, сообразительные и смекалистые дети. Они столько всего знают о звуках [р, р`, л, л`] и буквах «Р, Л», что им не составило труда выполнить все задания.
Буквоед :
- Спасибо, ребята! Вы все молодцы! Вы такие ловкие, умные, умелые. А сейчас командам – сладкие призы.
Ведущий:
- Наш праздник окончен. Всем спасибо! До свидания!