Надежда Павлова
Конспект НОД в подготовительной группе «Наши друзья — звуки и буквы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Задачи:
- формировать умение разгадывать числовые и буквенные шарады и ребусы;
- закреплять правильное произношение звука Л;
- совершенствовать умение определять позицию звука в слове;
- закреплять умение слушать поэтический текст и работать по поставленным к нему вопросам;
- развивать мелкую моторику пальцев рук через рисование по клеткам;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Наши друзья — звуки и буквы“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
- воспитывать и прививать учебные навыки, мотивационную готовность к обучению в школе.
Области интегрирования:
- познание;
- коммуникация;
- чтение художественной литературы;
- музыка;
- здоровье.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатель.
Место проведения: музыкальный зал.
Продолжительность: 30-35 минут.
Предварительная работа: непосредственно-образовательная деятельность в течение учебного года; индивидуально-коррекционные занятия по постановке звуков логопедом и автоматизация воспитателем во время режимных моментов, игровой деятельности и на логочасах; чтение Ю. Драгунский «Как мальчик Женя научился говорить букву Р», «Неправильная буква»; С. Михалков «Кот и кит»; работа с ребусами, шарадами, кроссвордами.
Оборудование и материалы: слайдовое сопровождение в виде иллюстраций по теме занятия; мульти-медиа система;, книга А. Шибаева «Буква заблудилась», магнитофон, запись песни «33 сестрицы»; ребусы.
№ Этапы работы Содержание этапа
Деятельность педагога Деятельность воспитанников
1 Цели и задачи
2 Предварительная работа Знакомство с ребусами шарадами, кроссвордами. Чтение художественной литературы.
3 Организационный момент -Сегодня мы с вами отправимся в одно увлекательное путешествие – в страну звуков и букв. Как вы думаете, кто нас там встретит?
- Давайте мы с вами узнаем, кто же нас встретит. Проходите за столы, занимайте места, которые обозначены табличками с вашими именами, берите конверты.
Чтобы узнать, кто же нас ждет, вы должны разложить в правильном порядке цифры и по буквам, расположенным под ними, прочесть слово.
- Посмотрите на экран, это Азбука, она рада вас приветствовать в своей стране.
- Азбука приготовила для вас несколько заданий. Если вы с ними справитесь, то вас ждет сюрприз. Вы согласны выполнить их? Ответы детей: звуки, буквы, Знайка и т. д.
Проходят на места, определив их по написанным именам. Достают карточки из конвертов.
Выполняют задание и прочитывают слова: КНИГА, АЗБУКА.
Дети соглашаются выполнить задания.
4 Ход занятия - Посмотрите на экран. Азбука привела нас к двум домикам. Как вы думаете, кто в них живет? Почему домики красного и синего цветов? Чем они различаются? Назовите гласные звуки. Назовите согласные звуки.
- Кто еще живет в стране Азбуки? Чем отличается звук от буквы?
Давайте расселим буквы по домам (звуковой диктант). Проходите за столы.
- Скоро вы пойдете в школу, а там есть не только уроки, но и переменки. И у нас сейчас переменка.
Переменка! Переменка!
Отдохните хорошенько:
Можно бегать и шуметь,
Танцевать и громко петь,
Можно сесть и помолчать,
Только – чур! - нельзя скучать!
- Следующее задание Азбуки: определить позицию звука в словах. Смотрите на экран, нужно определить, где находится звук Л. (кол-во слайдов должно совпадать с числом детей)
- Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если звук в слове будет находиться не на своем месте?
- Вы ответили верно. Но иногда перемена звука в слове может дать нам новое слово. Об этих переменах говорится в стихотворении Александра Шибаева «Буква заблудилась». Смотрите на экран, слушайте стихотворение и помогайте образовывать новые слова. На картинках есть подсказки, какую букву нужно поставить в слово.
«Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась :
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться…
Посмотрите-ка, ребятки,
РАКИ выросли на грядке!
На виду у детворы
КРЫСУ красят маляры.
Закричал охотник: - Ой!
ДВЕРИ гонятся за мной!
Тает снег, течет ручей.
На ветвях полно ВРАЧЕЙ.
Мама с БОЧКАМИ пошла
По дороге вдоль села.
Миша дров не напилил,
Печку КЕПКАМИ топил.
Сели в ЛОЖКУ и – айда!-
По реке – туда, сюда!
Старый дедушка Пахом
На КОЗЕ скакал верхом.
Жучка БУДКУ не доела:
Неохота, надоело…
Мы собирали васильки,
На головах у нас – ЩЕНКИ.
Синеет море перед нами,
Летают МАЙКИ над волнами.
На болоте нет дорог,
Я по КОШКАМ – скок да скок!
Забодал меня КОТЕЛ,
На него я очень зол.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался ДОМ!
Врач напомнил дяде Мите:
-Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять ЦАПЕЛЬ перед сном!
- Такое изменение слов называется шарадой. Вы молодцы, отгадали все шарады, загаданные в стихотворении. В домиках живут звуки. В красном домике – гласные, в синем – согласные.
Дети называют звуки.
Там живут буквы. Буквы можно написать и увидеть, а звуки – произнести и услышать.
Дети пишут звуковой диктант, заселяя в синий и красный дома предлагаемые взрослым звуки.
Дети выполняют движения по тексту стихотворения А. Шибаева.
Дети поочередно определяют позицию звука Л в словах.
Слова будут глупыми, ненастоящими, нельзя будет узнать, о чем говорили.
Дети называют новые слова, заменив одну букву в слове.
МАКИ
КРЫШУ
ЗВЕРИ
ГРАЧЕЙ
ДОЧКАМИ
ЩЕПКАМИ
ЛОДКУ
КОНЕ
БУЛКУ
ВЕНКИ
ЧАЙКИ
КОЧКАМ
КОЗЕЛ
СОМ
КАПЕЛЬ
5 Закрепление нового материала. - Сейчас вы отгадывали шарады, предложенные Азбукой. Работали дружно, все вместе. А сейчас я предлагаю вам разгадать шарады каждому самостоятельно. Берите карточки с шарадами, разгадывайте их, а потом поделитесь со всеми решением. Дети проходят к столам, глее лежат карточки с шарадами и ребусами (по 2 карточки на каждого ребенка). Дети решают ребусы и по мере готовности озвучивают свои ответы.
6 Повторение пройденного - Много заданий приготовила для нас Азбука, со всеми заданиями вы справились. Я предлагаю вам на прощанье приготовить подарки для нее. Но сначала согреем наши пальчики.
- Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики» :
Эти пальчики щипают /большим и указательным пальцами щипаем ладонь другой руки
Эти пальчики гуляют/ средний и указательный пальцы «идут» по другой ладони
Эти любят поболтать / средний и безымянный трутся друг о друга
Эти – тихо подремать / безымянный и мизинец прижимаем друг к другу
А большой с мизинцем-братцем очень любят умываться / большим пальцем делаем круговые движения по мизинцу.
- Приготовили ручки, слушаем внимательно. Если сбились, то не мешаем другим.
Рисование по точкам «Цветок»
- Кто скажет, сколько всего букв?
- На занятиях по музыке мы с вами для выпускного бала учим песенку о них. Давайте и подарим ее Азбуке.
Дети выполняют движения по тексту.
Дети рисуют по клеткам.
33
Дети исполняют песню.
7 Обобщение и итог занятия - Путешествие подошло к концу. Что мы сегодня с вами научились делать, что повторяли?
- Азбука приготовила для вас сюрприз. Посмотрите на экран и вы узнаете, что лежит в коробке. Ответы детей о деятельности на занятии.
Дети открывают коробку и получают книги из серии «Читаем по слогам»