Екатерина Шатохина
Логопедический проект для детей с ОНР в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Школа»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический проект
для детей с ОНР
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
«Школа»
Тип проекта : познавательно – речевой, творческий.
Участники: дети, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный 2 недели
- 20.05.24 – 31.05.24г.
Публикация «Логопедический проект для детей с ОНР в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности „Школа“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Подготовительная группа
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Цели проекта :
- проведение целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы;
- целенаправленное воспитание у детей интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь;
- обогащение словаря по лексической теме «Скоро в школу»;
- повышение познавательной и социальной активности;
-развивать познавательный интерес, желание и потребность узнавать новое;
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- повышение родительской компетентности в вопросах пред школьные подготовки.
Актуальность проекта - Воспитание положительного отношения к школе у детей и родителей.
Этапы проекта :
1 этап – подготовительный
Цель: Подготовительный, выявляющий первоначальные знаний детей, разработка системы занятий, подбор разнообразных материалов, оформление логопедического кабинета и группового помещения по теме проекта.
2 этап- практический
Цель: реализация содержания проекта.
3 этап – заключительный.
Цель: знакомство родителей и коллектив ДОУ с реализацией проекта.
Реализация проекта.
Беседы: «Скоро в школу мы пойдём», «Кто такой первоклассник», «Правила поведения в школе», «Чему учат в школе», «Профессия учитель».
Ежедневное проведение логопятиминуток.
Артикуляционная гимнастика «Язычок идёт в школу» - артикуляционная сказка.
Дыхательная гимнастика «Сдуй пушинку», «Перемена» (играем в футбол)
Работа по развитию мелкой моторики:
Пальчиковые игры
«Скоро в школу»
Скоро в школу мы пойдем
(«шагают» пальцами по столу)
И портфель с собой возьмем.
(загибают пальцы по одному)
Книжки, ручку, карандаш
Мы в портфель положим наш.
(соединяют и разъединяют пальцы)
Будем мы читать, писать,
(хлопают в ладоши)
И учиться все на «пять»!
(показывают пять пальцев)
(Метельская Н. Г. «100 физминуток»)
«В школу»
В школу осенью пойду.
(«шагают» пальцами по столу)
Там друзей себе найду,
(загибают пальцы по одному)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду,
(сжимают и разжимают кулачки)
Но свой садик не забуду!
(Нищева Н. В. «Система коррекционной работы»)
«Портфель»
Семь вещей у нас в портфеле:
(сжимают и разжимают пальцы рук)
Промокашка и тетрадь,
(загибают поочередно пальцы)
Ручка есть, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Убирала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь – приятель наш.
(Никитина А. В. «33 лексические темы»)
«Карандаш»
Все нарисует карандаш,
(держат в руке «карандаш»)
Когда ему работу дашь.
(стучат пальцами по столу)
Но сам без дела не сиди:
(сжимают и разжимают пальцы рук)
Карандашом руководи.
(пишут «карандашом» по столу)
(Никитина А. В. «33 лексические темы»)
Игры со счётными палочками, фасолью, шнурками «Конструируем букву», игры су Джок и массажными валиками.
Игры в планшете с песком.
Вечер загадок о школьных принадлежностях.
Подвижные игры и физминутки: «Мы устали - отдохнём», «Зарядка», «Перемена», «Кто быстрее на урок», «Футбол», «Самый меткий».
Разрезные картинки по теме «Школа».
Логические игры и упражнения: «Дорисуй букву», «Раскрась правильно», «Что в портфеле», «Будь внимателен», «Штриховка», «Найди тень», решение ребусов, шарад, кроссвордов на тему «Школа».
Речевые игры и упражнения: «Слова-родственники», «Как должен выглядеть школьник», «Назови чей», «Сосчитай школьные принадлежности», «Кто что делает», «Найди лишний предмет в каждом ряду», «Сосчитай до 10, 20», «Вставь пропущенный предлог», «Мой, моя, мои, моё», «Угадайка», «Что общего и чем отличаются?», «Объясни словечко», «Какое слово не подходит?», «Из чего-какой?», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Скажи какой, какое, какая?», «Образуй новое слово».
Дидактические и настольные игры: «Мемо», «Что в пенале», «Собери портфель», «Чей портфель», «Добавь букву», «Живые буквы», «Живые цифры», «Неделька», ходилки «В школу», «Хорошо или плохо», «Режим дня», «Составь задачу», «Кто скажет правильно», «Математические задачки и примеры».
Игры по развитию фонематического слуха: «Подбери схему», «В какой букве живёт звук», «Звуковой анализ слов», «Составь слово», «Разгадай ребус по первому звуку», «До
Труд: «Дежурные», «Помощники».
Работа над чё ткостью дикции: речевая зарядка «Пенал», проговаривание скороговорок.
Развитие связной речи: составление рассказа «Однажды на уроке» с придумыванием конца рассказа, составление рассказа о профессии учителя.
Экскурсия в школу (начало учебного года, комнату ПДД для закрепления правил дорожного движения с беседой «По дороге в школу» ДОУ.
Наблюдение: «Школьники идут домой», «Здание школы».
Сюжетно-ролевые игры: «На уроке», «Учим буквы», «Школа», Магазин школьных принадлежностей».
Знакомство с букварем и чтение слов.
Выставка сюжетных и предметных картинок на школьную тематику :
Набор картинок «Школьные помещения»;
Наборы картинок «Школьные принадлежности».
Чтение произведений на школьную тематику :
-В. Берестов: «Читалочка»
-З. Александрова: «В школу»
-С. Маршак: «Первое сентября»
-Яков Аким: «Учитель Так-Так и его разноцветная школа»
-Антон Соя: «Ёжка идёт в школу, или Приключения трёхсотлетней девочки»
-Л. Фадеева: «Мы теперь ученики»
-Гудрун Мебс: «В школу! - кричат бабушка и Фридер»
- Л. Воронкова «Подружки идут в школу»
- Л. Н. Толстой «Филиппок»
- А. Барто «Сережа учит уроки». ««Звонки»
- Б. Заходер «Первый урок».
Ознакомление с пословицами и поговорками русского народа об учении, труде и книгах.
Заучивание стихов о школе и школьной жизни, стихотворений к выпускному.
Сценки «Мой день в детском саду», «Недоразумение», «Разговор малышей».
Познавательное занятие на тему «Скоро в школу мы пойдем» - обогащение и расширение знаний детей.
Словарь: школа, класс, учитель, урок, перемена, ученик, первоклассник, отличник, двоечник, ранец, портфель, пенал, учебник, тетрадь, ручка, линейка.
Квест-игра: «Школа и школьные принадлежности».
Просмотр фильмов:
1. «Переменка № 1».
2. «Приключения запятой и точки»;
3. «В стране невыученных уроков»;
4. «Проделкин в школе»;
5. «На задней парте»;
6. «Маша идёт в школу»;
7. «Лесная школа»;
8. «Опять двойка».
Просмотр перечисленных фильмов преследует не только развлекательную и воспитательную цели (высмеивание нерадивости, легкомысленное отношение к учебе и т. д., но частично решает проблему профилактики страхов перед поступлением в школу.
Просмотр презентации «Школа. Школьные принадлежности»
Самостоятельная игровая деятельность детей :
- Рассматривание иллюстрированных книг, сюжетных и предметных картинок на школьную тематику.
- Изо-деятельность по теме по замыслу детей.
Образовательная деятельность в процессе организации различных видов деятельности:
Логопедическое фронтальное занятие по развитию лексико-грамматических категорий.
Школа. Школьные принадлежности. Согласование притяжательных местоимений с существительными.
Цели: Развивать мелкую моторику, формировать словарь; развивать у детей умение согласовывать местоимения и существительные; учить дифференцировать ротовой и носовой выдох; развивать звонкость голоса; развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза; учить координации речи с движениями; воспитывать у детей любознательность; воспитывать интерес к занятиям.
Художественное творчество. Аппликация.
«Ажурная закладка для букваря».
Цели: познакомить детей с новым приёмом аппликативного оформления бытовых изделий – прорезным декором. Учить вырезать геометрические и растительные элементы на полосе бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство композиции.
Логопедическое фронтальное занятие по развитию лексико-грамматических категорий.
Школа. Школьные принадлежности. Расширение словаря по теме.
Цели: формировать словарь; развивать у детей фонематический слух; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; учить различать слова по отнесенности к частям речи; развивать навыки звукобуквенного анализа; воспитывать интерес к школьным занятиям, воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
Развитие речи
Составление рассказа по картине «В школу».
Цель: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретённые ранее навыки построения сюжета. Самостоятельно придумывать события предшествовавшие изображённым. Активизировать в речи слова, относящиеся к теме «Школа». Развивать интонационную выразительность речи.
Художественное творчество. Рисование.
«Моя первая буква».
Цели: учить составлять декоративный узор из разнообразных элементов. Закреплять умение рисовать крупно и аккуратно. Упражнять в подборе красивых цветовых сочетаний. Развивать творческие способности, наблюдательность, самостоятельность.
Логопедическое фронтальное занятие по развитию связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом).
Цели: обучать детей составлению по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий (на закрытом фрагменте, обучать составлению плана, развивать у детей воображение и творческие способности, воспитывать аккуратность и чувство ответственности за свои поступки.
Взаимодействие с родителями
- Помощь родителей в подборе литературы, мультфильмов и видеофильмов о школе
- Консультации для родителей на темы: «Что должен знать и уметь будущий первоклассник», «Как предотвратить трудности в школе?», «Как определить готовность ребенка к школе», «Воспитание самостоятельности у будущего школьника»
- Родительское собрание «Ваш ребенок будущий первоклассник»
- Фотовыставка «Мои родители школьники» (фото-материалы из семейных архивов)
-Оформление выставки «Школьные принадлежности»
-Оформление страничек книжки-самоделки «Азбука»
-Изготовление семьями схем-маршрутов «Безопасная дорога от дома до школы»
Заключительный этап
-Составление книжки-самоделки «Азбука»
-Мини-музей «Школьные принадлежности»
-Выставка схем-маршрутов «Безопасная дорога от дома до школы»
- Выставка творческой работы «Школа моей мечты»
-Фото-выставка «Мои родители школьники»
- Выпускной бал «До свидания, детский сад, здравствуй, школа»
Ожидаемые результаты по проекту
- Сформируется положительная динамика речевого развития.
- Сформируется лексико-грамматический строй речи.
- Активизируется словарь.
- Сформируется представление о правилах поведения в школе.
- Воспитается положительное отношение к школе у детей подготовительной группы, интегративные качества, необходимые для успешного включения детей в школьную жизнь.
Список литературы:
1. Бардышева Т. Ю., Тетрадь логопедических заданий. Подготовительная к школе группа., Москва, Изд. Скриптоний 2003, 2024г.
2. Гомзяк О. С. "Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста (группы от 5 до 6 и от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи" «Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР – III уровня» М. : Издательство ГНОМ, 2014г.
3. Гомзяк О. С., Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в подготовительной к школе логогруппе, М. : Издательство ГНОМ, 2014г.
4. Гомзяк О. С., Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе, М. : Издательство ГНОМ, 2014г.
5. Жукова н., Букварь., ЭКСМО, 2020г.
6. Затулина Г. Я., Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа, Центр педагогического образования, 2008.
7. Колдина Д. Н, Рисование в детском саду. Подготовительная группа., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022г.
8. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа, Издательский дом «Цветной мир», 2019г.
9. Ушакова О. С., Развитие речи детей 6-7 лет. Подготовительная к школе группа. – ТЦ Сфера, 2021г.
10. Буквы. Гласные и согласные звуки., ООО «Издательство «Учитель», 2022г.
11. Уроки для самых маленьких. Школьные принадлежности, ПРОФФ-ПРЕСС.
12. Набор карточек «Готовимся к школе», Айфолика, 2022г.
13. Слоги и слова. Найди пару., ООО «Искателькнига», 2020г.