Ольга Мамонова
«Три брата ветра». Конспект занятия по знакомству с природными явлениями для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
продолжать знакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человек; учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе; развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь (ветер, ветерок, ветрище, буран, пурга, вьюга, ураган, смерч, торнадо).
Материалы и оборудование:
большая емкость с водой, бумажный кораблик, листы двусторонней цветной бумаги по количеству детей.
Ход образовательной деятельности
Педагог предлагает детям послушать сказку:
В некотором царстве в некотором государстве жили-были три брата: Старший брат - Ветрище, Средний брат - Ветер и младший брат - Ветерок. Как-то раз разгорелся у братьев спор: кто из них самый нужный и важный.
Вот вышел вперед старший брат стал всем рассказывать, какой он сильны, могучий, разрушительный.
Педагог: Ребята, а сильный ветер - это хорошо или плохо? Почему?
Дети: Сильный ветер - это плохо. Он разрушает дома, ломает деревья, срывает крыши, переворачивает автомобили, рвет линии электропередач.
Педагог: А чем хорош сильный ветер?
Дети: Разгоняет тучи, гонит по морю корабли, крутит колеса мельниц.
Педагог: А какими словами можно назвать сильный ветер Ветрище?
Дети: Ураган, буран, торнадо, смерч, метель, вьюга, пурга.
Педагог: Давайте немного поговорим об урагане и торнадо.
Ураганы - это мощные тропические циклоны, то есть огромные атмосферные вихри размером от 200 до 1000 км, внутри которых скорость ветра составляет более 100 км/ч. На Дальнем Востоке и в Азии ураганы называют тайфунами.
Ураган нельзя путать с торнадо, которые еще называют смерчами. Торнадо значительно меньше в размерах и длятся всего несколько минут, а ураганы продолжаются по несколько дней вплоть до месяца.
А давайте мы с вами попробуем превратится в сильный ветер Ветрище и попробуем определить, когда сильный ветер плох, а когда хорош.
Опыт "Море"
В глубокую емкость пускаем бумажный кораблик, сильно дуем.
Вывод: сильный ветер - это опасно.
Педагог: Слушайте дальше нашу сказку.
Вот вышел средний брат Ветер и стал доказывать свою важность и нужность: "Я в поле гуляю, деревья качаю, снег пушистый кружу, облака гоняю. "
Педагог: Ребята, вы хотите поиграть со средним братом Ветром?
Дети: Хотим.
Педагог: У меня есть игра-превращалочка. Она может превратить вас в кого угодно.
Чики-чики-чикалочка -
Игра-превращалочка!
Вокруг себя повернитесь
И в деревья превратитесь.
Игра-имитация "Дерево"
Педагог: Ваши ноги - это корни дерева. Ваше туловище - это ствол. Ваши руки - это ветви дерева. Ваши пальцы - это листья дерева. Деревья, вы касаетесь на ветру. Сначала подул лёгкий ветерок - зашелестели листочки на деревьях (дети шевелят пальчиками) об ветер усилился - закачались веточки (дети шевелят кистями рук). Совсем погода испортилась: сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону). Но вот ветер стих, погода улучшилась. Деревья отдыхают.
Педагог: Чики-чики-чикалочка -
Игра-превращалочка!
Вокруг себя повернитесь
И в детей превратитесь.
Слушаем сказку дальше.
Дошла очередь до младшего брата. Тогда он стал доказывать, что это он самый нужный и важный: "Я ветерок-ветерок, бегаю вдоль дорог, шевелю листочки, травки и цветочки".
Педагог: Ребята, а вы хотите с младшим братом поближе познакомиться?
Дети: Хотим!
Педагог: Ну тогда помашите на себя руками.
Что вы почувствовали?
Дети: Ветерок.
Педагог: Возьмите листы бумаги и помашите на себя этими листами. Вам удобно?
Дети: Нет, неудобно, лучше помазать веером.
Педагог предлагает детям изготовить из бумаги веер. Дети машут веером.
Педагог: А что вы сейчас чувствуете?
Дети: Движение воздуха, прохладу, свежесть.
Педагог: А что такое ветерок?
Дети: Это слабое движение воздуха.
Педагог: Продолжаем сказку:
По сей день спорят три брата: Ветрище, Ветер и Ветерок, доказывая друг другу свою важность и нужность.
Педагог: А вы как считаете? Кто из братьев самый важный и нужный?
Дети: Каждый по-своему важен и нужен.
Педагог: Правильно, ребята, каждый из братьев важен и нужен в природе.
Список использованных источников
1. Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей старшей группы. Образовательная область "Познавательное развитие". - Воронеж: ООО "Метода", 2014. - С. 22-25.
2. Погодные явления. Демонстрационный материал для дошкольных образовательных учреждений. - М. : Айрис-пресс, 2003.
3. Природные бедствия. Детская энциклопедия "Обо всем на свете". - М. : ООО "НД Плэй", 2018. - С. 14-15, 22-23.