Ольга Рогова
«В поисках музыкальных инструментов». Технологическая карта квест-игры в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» Первомайского района
(МБДОУ детский сад «Светлячок»)
Технологическая карта
«квест - игры» в старшей группе
по теме: «В поисках музыкальных инструментов»
Выполнила: воспитатель Рогова О. В
Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие".
Интеграция видов деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.
Цель: развитие творческих и музыкальных способностей детей различными средствами музыкальной деятельности
Задачи:
— продолжить знакомство детей с музыкальными инструментами;
— совершенствовать двигательную активность детей, способность к творческому воображению, фантазии, импровизации;
— побуждать к проявлению инициативы, воспитывать умение самостоятельно принимать решения, ставить перед собой цели, добиваться результата, активно высказывать свое мнение.
Предварительная работа: Разучивание песен и попевок; знакомство с творчеством П. И. Чайковского: «Зима» из фортепианного цикла «Времена года», просмотр мультфильма «Щелкунчик»; беседы с детьми о музыкальных инструментах; закрепление навыков игры на шумовых инструментах, знать их название, умение играть в оркестре.
Репертуар: песенка-приветствие «Добрый день», музыка А. Еремевой; распевка «Лиса и воробьи», музыка и слова А. Евтодьевой; песня «Надевайте валенки», музыка А. Слонова, артикуляционное упражнение «Спрячь витаминку», потешка «Как у деда Ермолая», «Зима» музыка П. И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года», музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик»: «Китайский танец», «Вальс цветов» «Ну-ка, угадай-ка» - музыкально-дидактическая игра, «Размести нотки в домики» - музыкально-дидактическая игра, «На горе-то калина» - игра в оркестре
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образователь-ные
задачи Содержание
непрерывной образовательной деятельности Образовательная область, вид деятельности Формы реализации Средства реализации Планиру-емые результаты
Развивать интерес и познавательную мотивацию к предстоящей деятельности.
Создать благоприятные условия для организации и проведения НОД.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Воспитатель: Здравствуйте, мои юные любители музыки, я очень рада видеть вас. Давайте для начала поприветствуем друг друга!
Исполняется песенка — приветствие «Добрый день»
Воспитатель: Сегодня я принесла вам музыкальную шкатулку с сюрпризом! А что в ней, вы узнаете, если отгадаете мою загадку!
На них — мелодии играют,
Песни, танцы исполняют,
Дарят творчества моменты –
Музыкальные….(инструменты)
— Пришла пора открыть шкатулку (Воспитатель открывает шкатулку, но обнаружив, что внутри нет музыкальных инструментов, изображает удивление).
- Ничего не понимаю, я сама вечером складывала инструменты в Музыкальную шкатулку, чтобы мы с вами сегодня поиграли в оркестре, а их здесь нет только какая-то незнакомая карта. Куда же все исчезло? Что могло произойти, как вы думаете, ребята? (Ответы).
Слышится голос: «Ни за что не догадаетесь, кто это сделал!»
Воспитатель: (растерянно оглядывается по сторонам и спрашивает): Кто вы? Чей это голос, покажитесь нам, пожалуйста!
Звучит зловещая музыка «Китайский танец» из балета «Щелкунчик», на экране проектора появляется изображение Мышиного Короля.
Воспитатель вместе с детьми приходят к выводу, что музыкальные инструменты исчезли из шкатулки не без его помощи.
Слышится голос: «Ха, ха, ха, это я – Мышиный Король, забрал музыкальные инструменты и спрятал их в музыкальном Зазеркалье. Если хотите их найти, я оставил вам карту, которая поможет в их поиске. Встретимся у волшебного дерева».
Воспитатель: Ребята, что же нам делать? Предлагаю срочно обсудить возникшую проблему. (Дети предлагают решения.) Спасибо, ребята, все ваши советы правильные. Ясно одно: нужно срочно спасать наши инструменты. Давайте быстрее отправляться в Музыкальное Зазеркалье. Но путь туда не близкий и добраться можно только на музыкальном параплане! Занимайте места! И так, наш музыкальный параплан отправляется в далекое путешествие! Полетели!
Дети берут легкую ткань, растягивают ее за 4 угла. Остальные становятся под ткань. Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов». Параплан «летит». Затем звучит сигнал: «Приземляемся! «Социально – коммуникатив-ное развитие»
Игровая деятельность, коммуникатив-ная деятельность. Приветствие,
установление
зрительного
контакта,
проблемная ситуация «Злой Мышиный Король украл музыкальные инструменты». Слово педагога,
ИКТ, аудиозаписи музыки из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского: «Вальс цветов» и «Китайский танец»; ткань для имитации параплана, музыкальная шкатулка, карта,
мультимедийная
презентация. Сформиро-вана мотивация детей на предстоя-щую деятельность
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образователь-ные
задачи Содержание
непрерывной образовательной деятельности Образовательная область, вид деятельности Формы реализации Средства реализации Планируемые результаты
Совершенство-вать двигательную активность детей, способность к творческому воображению, фантазии, импровизации.
Побуждать к проявлению инициативы, воспитывать умение самостоятельно принимать решения, ставить перед собой цели, добиваться результата, учиться активно высказывать свое мнение. Воспитатель: Внимание, вот мы и добрались! Ребята, давайте откроем карту Семиглавого Мышиного Короля. Вот первое задание: нам нужно найти «Остров волшебных красок».
Дети самостоятельно определяют маршрут, указанный на карте и двигаются в нужном направлении к указателю «Остров волшебных красок». На красках указание Мышиного Короля: «Перед вами зимний пейзаж, но он очень скучный, я прошу вас оживить картину.»
Воспитатель: Ребята, а как мы можем оживить эту картину? Ведь у нас нет ни красок, ни карандашей, только голубые кусочки ткани. (Дети высказывают свои предложения). Правильно, ребята, мы можем оживить картину с помощью своего тела и рук, и поможет нам в этом музыка, подскажите, как она называется?
Звучит муз. произведение «Зима»,
музыка композитора П. И. Чайковского
Дети: «Зима», музыка композитора П. И. Чайковского.
Воспитатель: Правильно ребята, она и подскажет, какие движения выполнять. Какая музыка?
И движения будут такими же. (Муз. руководитель с детьми советуются, что они будут изображать, показывают, какие движения будут выполнять, затем под музыку импровизируют.)
На экране проектора появляется зимний пейзаж с анимациями. Дети, самостоятельно, выполняют движения под музыку. По окончании на пейзаже появляются солнышко, снежинки и т. д.)
Воспитатель: Ребята, мы молодцы. На этом острове порядок, пора отправляться дальше. «Художественно – эстетическое развитие»,
«социально – коммуникатив-ное развитие», «физическое развитие».
Слушание музыки, двигательная и коммуникативная деятельность. Беседа,
танцевальная импровизация.
Слово педагога,
ИКТ,
мультимедийнаяпрезентация, голубые шарфики,
аудиозаписи музыки «Зима», музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года», карта, картинка с заданием
Дети проявляют двигательную активность, способности к творческому воображению, фантазии, импровизации.
Дети инициативны,
могут предложить выход из проблемной ситуации.
Развивать динамический слух, чувство ритма.
Воспитатель: Давайте вернёмся к карте. Куда дальше нам отправиться? Остров «Ритм» (находят его) читаем задание: «На нашем таинственном острове давно не слышно ритмичных звуков, помогите исправить это». Ребята, но у нас нет инструментов. Посмотрите, а там больше ничего нет? (Дети находят стаканчики). Ребята, а вы думаете, это нам может как-то помочь? А как? (Отвечают).
Ну, давайте попробуем. А поможет нам в этом потешка «Как у деда Ермолая»
«Весёлые стаканчики» - игра на развитие чувства ритма.
Воспитатель: Ребята, я думаю, что мы справились и мы на правильном пути. «Художественно – эстетическое развитие», «социально – коммуникатив-ное развитие», «речевое развитие».
Двигательная, коммуникативная, речевая деятельность.
Беседа,
музыкально - дидактическаяигра на развитие чувства ритма.
Слово педагога,
ИКТ, мультимедийнаяпрезентация, карта,
пластиковые стаканчики,
картинка с заданием. У детей совершенствуется чувство ритма.
Закреплять
у детей вокально-певческие навыки. Воспитатель: Давайте вернёмся к карте. Нам нужно найти остров «Домисолька». (Передвигаются, находят)
Вот мы с вами очутились на острове, который называется «Домисолька». Как вы думаете, кто живёт на этом острове? Правильно, здесь живут весёлые нотки.
Воспитатель: Ребята, давайте поищем, где спрятано задание?
Дети: В нотках. (Находят).
Воспитатель: (Читает) «Дорогие друзья, помогите ноткам вернуться в свой домик, на свои места». Ребята, а как называется домик, где живут ноты? (Ответы). А сколько всего нот в музыке? А как они называются? Давайте нотки найдём и поместим их в свой домик. (На доске нотный стан, дети ищут ноты, крепят нотки на линеечки).
«Размести нотки в домики» -
музыкально-дидактическая игра
Ребята, а если ноты сложить вместе, что получается?
Дети: Песня.
Воспитатель: Вы любите петь песенки? (Ответы детей).
Воспитатель: Но перед тем как спеть песню, что нам нужно сделать? Правильно, разбудить наш голосок. Давайте присядем на стулья. (Обратить внимание на посадку)
Ребятки, давайте-ка я вас угощу музыкальной витаминкой, чтобы у нас всё получилось.
Артикуляционное упражнение «Спрячь витаминку».
Воспитатель Раз – я вижу витаминку, за правой щекой. Дети прячут язык за правую щёку
Два – я вижу витаминку за левой щекой. Дети прячут язык за левую щёку
А витаминка сначала сладкая, покажите мимикой сладкую витаминку, а потом она кислая, да ещё и горькая. Всё съели витаминку. (Дети открывают широко). Витаминкой угостились (дети облизываются) и приступили к распевкам.
Распевка «Лиса и воробьи»
Воспитатель: Голосок наш разбудили, пора выполнять задание. Нам нужно спеть песенку. А какую, вы узнаете по музыкальному вступлению.
Исп. песню «Надевайте валенки»
«Художественно – эстетическое развитие», «социально – коммуникатив-ное развитие», «речевое развитие».
Пение, коммуникатив-ная и речевая деятельность.
Беседа,
музыкально-дидактическая игра, артикуляционное упражнение,
распевка,
песня
Слово педагога,
ИКТ, карта, мультимедийнаяпрезентация,
картинка с заданием, магнитная доска с изображением нотного стана, ноты из картона,
распевка А. Евтодьевой «Лиса и воробьи»,
музыка А. Слонова «Надевайте валенки»
У детей совершенствуются вокально-певческие навыки.
Закреплять навыки игры
на шумовых инструментах.
Воспитатель: Мы на правильном пути. Предлагаю продолжить наш поиск. Сверимся с картой Мышиного короля. Нам нужно найти «Остров музыкальных инструментов» (находят и читают задания). «На этом острове живут музыкальные инструменты. Но здесь случилась неразбериха. Мышиный король перепутал все инструменты, и теперь они не помнят, как они называются и к каким группам инструментов относятся».
«Угадай-ка» - музыкально-дидактическая игра
Воспитатель: Правильно, ребята, вы вспомнили все, что мы с вами проходили на музыкальных занятиях. Воспитатель подводит детей к «волшебному дереву», звучит музыка Чайковского. Дети рассматривают музыкальные инструменты, расположенные возле него.
Воспитатель: Смотрите, вот это волшебство! Произошло настоящее чудо. У волшебного дерева появились наши музыкальные шумовые инструменты. А еще здесь — телеграмма. Ее прислал нам Мышиный Король. Давайте прочитаем: «Мои дорогие деточки, следил за вами через волшебный экран, какие же вы молодцы, все мои задания выполнили, не растерялись, какие вы талантливые! Даже я подобрел и развеселился. Так и быть, возвращаю вам ваши шумовые инструменты!
Поиграйте для друзей вы в оркестре веселей!»
Воспитатель: Ребята, произошло чудо! Мы превратили Злого Семиглавого Мышиного Короля в доброго. И спасли наши любимые музыкальные инструменты! Давайте поиграем в оркестре, а я буду дирижёром.
«На горе-то калина» - игра в оркестре «Художественно – эстетическое развитие»,
«социально – коммуникатив-ное развитие»,
«речевое развитие», «познавательное развитие».
Игровая,
коммуникатив-ная, речевая, познавательная
деятельность. Беседа,
музыкально-дидактическая игра, игра в оркестре.
Карта,
картинка с заданием, карточки с изображением музыкальных инструментов, телеграмма от Мышиного Короля, музыкальные шумовые инструменты: погремушка, колокольчик, маракас, ложки, трещётка, сорока, музыкальный треугольник;
музыка П. И. Чайковского
«Вальс цветов». У детей совершенствуются навыки игры на музыкальных инструментах.
Дети знают названия музыкальных инструментов,
могут определить группу, к которой они относятся.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образователь-ные
задачи Содержание
непрерывной образовательной деятельности Образовательная область, вид деятельности Формы реализации Средства реализации Планируемые результаты
Формировать у детей умение давать оценку своим действиям.
Подвести итоги НОД.
Побуждать активно высказывать свое мнение. Воспитатель: Подошло к концу наше увлекательное путешествие в Музыкальное Зазеркалье. Какие задания мышиного короля мы выполняли? Спасибо всем, кто проявил свои музыкальные таланты и способности. Красивая музыка способна творить чудеса и добро. Я предлагаю подарить нашему дереву нотки. Они будут разноцветные: красные нотки обозначают: «Мне очень понравилось наше путешествие», зелёные нотки обозначают: «Я узнал или узнала много интересного», синие нотки обозначают: «Мне было скучно». Приглашаю всех выбрать понравившиеся нотки.
Рефлексия — игра «Украсим музыкальный Фонтан цветными нотками». Под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Дети выбирают нотку своего цвета, в соответствии с настроением.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад на музыкальном параплане, занимайте места, отправляемся в путь.
Дети берут легкую ткань, растягивают ее за 4 угла. Остальные становятся под ткань. Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов». Параплан «летит». Затем звучит сигнал: «Приземляемся!»
Воспитатель: Вот мы очутились с вами в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего понравилось? Ну а сейчас настала пора прощаться.
Воспитатель: (поёт). До свидания.
Дети (поют): До свидания
«Социально – коммуникатив-ное развитие»,
«художественно – эстетическое развитие».
Коммуникатив-ная,
игровая деятельность. Ситуация общения, игра. Слово педагога,
речь детей, разноцветные ноты, дерево, ткань для имитации параплана,
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
музыка
П. И. Чайковского Дети анализируют собственную деятельность, умеют высказывать свое мнение.