Дусмухамбетова Алтыншаш Габдрахимовна
Логопедический альбом игр и упражнений по заиканию
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое дыхание
Весёлое лесное путешествие
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,
одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь -
свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з!
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з!
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
(звук и взгляд направлять по тексту)
Пчё лку ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки-крылья
поднимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали?
Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать
Релаксация (расслабляющие упражнения)
Упражнения для расслабления мышц рук.
Логопед. Ребята, сядем ближе к краю стула, обопремся о спинку. Руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим. (Логопед показывает и помогает детям принять позу покоя)
Внимание!
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Формула общего покоя произносится логопедом тихим голосом, и замедленном темпе, с длительными паузами.
Есть у нас игра такая -
Очень легкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно:
Расслабление – приятно!
Упражнение 1. «Кулачки»
Логопед. Сожмите пальцы и кулачок (показывает, руки лежат на коленях) покрепче. Чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение!
Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхают. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Упражнение выполняется три раза.) А теперь слушайте и делайте, как я. Спокойный вдох – выдох, еще раз: вдох – выдох.
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряженьем,
Пальчики прижаты.
Большой палец прижимаем к остальным.
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.
Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребенка.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Упражнение 2. «Олени».
Логопед. Представим себе, что мы олени. (Поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами.) Вот такие рога у оленя! И вы поднимите так руки! Напрягите руки. (Показывает напряжение, с силой раздвигая пальцы.) Руки стали твердыми, как рога у оленя.
(Логопед проверяет степень напряженности мышц каждого ребенка.) Нам Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки. Уроните на колени. (Руки уже не скрещивают.) Расслабились руки. Отдыхают. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох! (Два раза.)
Посмотрите: мы – олени, Руки снова на колени,
Рвется ветер нам навстречу! А теперь – немного лени.
Ветер стих, Руки не напряжены
Расправим плечи, И рассла-а-бле-ны.
Логопед легким движением пальцев проводит по руке каждого ребенка от плеча до кончиков пальцев.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко. ровно. глубоко.
– Вот и закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, и, главное, вы почувствовали, как приятно, когда руки не напряженные. Вы поняли, как их расслабить, сделать мягкими, послушными!
Упражнения для расслабления мышц ног.
Логопед. Дети, примите позу покоя. Руки – на коленях. Успокоились. Слушайте и делайте, как я (Повторяют упражнения «Кулачки», «Олени» под команду и показ логопеда.)
Сжали кулачки, посильнее, чтобы косточки побелели, – разжали, расслабились. Теперь подняли руки над головой, как рога у оленей, – опустили, расслабились.
Также на последующих занятиях логопед повторяет с детьми предыдущие упражнения со стихами или без них, по окончании повторных упражнений логопед обращает внимание детей на приятные ощущения от расслабленности мышц, например: «Руки свободные, ненапряженные, хорошо!»
Руки не напряжены Наши руки так стараются,
И рассла-а-бле-ны. Пусть и ноги расслабляются.
Упражнение 1. «Пружинки».
Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. (Логопед показывает движения.)
Снова прижмем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно! Отдыхаем. Слушайте и делайте, как я. Вдох — выдох! (Два раза.)
Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
Дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу.
Ты носочки опускай, Крепче, крепче нажимай,
На пружинки нажимай, Нет пружинок – отдыхай!
(Упражнение повторяется три раза.)
Руки не напряжены, – Знайте, девочки и мальчики:
Ноги не напряжены Отдыхают ваши пальчики!
И рассла-а-бле-ны. Дышится легко. ровно. глубоко.
Упражнение 2. «Загораем».
Логопед. Представьте себе, что ваши ноги загорают. (Логопед показывает, как вытянуть ноги вперед, сидя на стуле.)Ноги поднимаем, держим. держим. Ноги напряглись! (Логопед подходит к каждому из детей и проверяет напряжение мышц ног.)
Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряженные наши ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились. Как хорошо, приятно стало, ноги ненапряженные. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим. Держим. Напрягаем.
Загорели! Опускаем! (Ноги резко опустить на пол.)
Ноги не напряжены
И рассла-а-бле-ны.
Упражнение повторяется три раза. Руки расслаблены, лежат на коленях. Можно предложить детям рукой ощутить напряжение мышц ног, а затем сравнить с их расслаблением.
Логопед. Вот и закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились, поняли, как расслабить свои ноги.
Упражнения для расслабления мышц рук, ног и корпуса
Логопед. Дети, начинаем игру.
Руки положите на колени, успокоились.
(Дети принимают позу покоя.)
Слушайте и делайте, как я:
(Дается формула общего покоя.
Повторяются все упражнения предыдущих занятий.)
Упражнение 1. «Штанга».
Логопед. Будем заниматься спортом. Встаньте! Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу. Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища). Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть — выдохнуть.
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом. (Наклониться вперед.)
Штангу с пола поднимаем. (Распрямиться.)
Крепко держим.
Логопед прикасается к мышцам плеча и предплечья детей, обращает их внимание на напряжение и последующее расслабление.
– И бросаем (Упражнение повторяется три раза)
Наши мышцы не устали –
И еще послушней стали!
Нам становится понятно:
Расслабление – приятно.
Упражнение 2. «Кораблик».
Логопед. Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижмем к полу правую ногу. (Правая нога напряжена. Левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола.)
Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону – прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена.)Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!
Стало палубу качать. Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем, А другую – расслабляем!
Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Логопед обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.
– А теперь сядьте и слушайте. (Логопед говорит медленно, спокойно.)
Снова руки на колени, Наши мышцы не устали
А теперь – немного лени. И еще послушней стали.
Напряженье улетело – Дышится легко. ровно.
И расслаблено все тело. глубоко.
Наша игра закончилась. Вы немного отдохнули, успокоились.
Поняли, как можно расслабить руки, ноги и все тело.
Упражнения для расслабления мышц живота
Логопед. Начинаем игру. Руки положите на колени, успокойтесь. (Дается формула общего покоя, и после нее повторяются кратко по три раза упражнения для расслабления рук, ног и корпуса.)
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело.
Упражнение «Шарик».
Логопед. Начинаем новое упражнение. Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. (Дети кладут ладонь на область диафрагмы.) Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар.
Тогда мышцы живота напрягаются. (Логопед показывает, как поднимается стенка живота при утрированном вдохе.) Это сильное напряжение, неприятно! Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом, так чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать!
Логопед обходит всех детей проверяет, правильно ли они выполняют это задание. Для наглядности можно встать рядом, положить руку ребенка себе на живот, на область диафрагмы, и предложить сделать одновременно с логопедом вдох – выдох. Ребенок при этом продолжает второй рукой контролировать сокращение собственных мышц при дыхании.
– Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь! И выдох свободный, ненапряженный! Делайте, как я.
Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем. (Делается вдох.)
Шарик лопнул – выдыхаем, Наши мышцы расслабляем!
Дышится легко. ровно. глубоко. (Повторить три раза.)
Закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились, расслабились ваши руки и ноги, вам легко и приятно дышится.
Упражнения для расслабления мышц шеи
Логопед. Дети! Начнем игру.
Принять позу покоя.
Слушайте и делайте, как я.
(Дается формула общего покоя, а затем повторяются
кратко упражнения для расслабления мышц живота.)
Упражнение «Любопытная Варвара».
Поверните голову влево, постарайтесь повернуть ее так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Теперь мышцы шеи слева напряглись, стали как каменные. Возвращаемся в исходное положение. Даже дышать трудно. Посмотрите прямо. Расслабились мышцы шеи. Легко дышится.
Любопытная Варвара А потом опять вперед –
Смотрит влево. Тут немного отдохнет.
Смотрит вправо. Шея не напряжена!
И рассла-а-бле-на. (Движения повторяются по два раза в каждую сторону.)
–Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямились! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте, как я.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно – Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на.
А сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи сзади. Стали твердые. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно! Хорошо дышится. Слушайте и делайте, как я.
А теперь посмотрит вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно – Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на.
Закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились. Расслабились ваши руки, ноги, шея. Руки и ноги стали послушными. Вам легко и приятно дышится.
Упражнения для расслабления мышц речевого аппарата (губ, нижней челюсти)
Логопед. Дети, начинаем игру.
Сядьте в позу покоя.
(Дается формула общего покоя.)
Слушайте и делайте, как я: вдох – выдох.
Руки, ноги ненапряженные, расслаблены.
Все тело расслаблено.
(Повторяются упражнения для расслабления мышц шеи.)
Упражнение «Хоботок».
Логопед (показывает, как надо вытянуть – губы). Вытяните губы «хоботком». Напряглись, губы. А теперь они стали мягкими, ненапряженными. (Логопед показывает спокойное положение губ. Рот слегка приоткрыт, расслаблен.) Слушайте и делайте, как я.
Подражаю я слону:
Губы «хоботком» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Губы не напряжены
И рассла-а-бле-ны.
Все последующие упражнения для расслабления мышц речевого аппарата повторяются по три раза. Дети могут ощутить напряжение и расслабление губ, прикасаясь к ним чистым пальцем.
Упражнение «Лягушки».
Логопед. Внимательно смотрите, как я буду делать следующее упражнение. (Логопед показывает движение губ, соответствующее артикуляции звука и. Фиксирует внимание детей на напряжении и расслаблении губ.) А теперь слушайте и делайте, как я.
Вот понравится лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам! Потяну – перестану.
И нисколько не устану!
Губы не напряжены
И рассла-а-бле-ны.
Упражнение «Орешек».
Логопед. А теперь представьте, что вы разгрызаете твердый орешек. Крепко сожмите зубы. Вот так. (Логопед показывает, как надо сжать зубы.) Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало, рот приоткрылся, все расслаблено. Слушайте и делайте, как я.
Зубы крепче мы сожмем,
А потом их разожмем. Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется.
– Вы учились расслаблению речевого аппарата.
Логопед. Ребята, оставайтесь в позе покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается новая игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете всё слышать, но вы не будете двигаться и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и про себя повторяйте мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!» Внимание. Наступает «Волшебный сон». (Тихим голосом, замедленно, с длительными паузами дается новая формула общего покоя. Отдельные формулы внушения повторяются два-три раза с изменением логического ударения.)
Реснички опускаются.
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем. (Два раза.)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко. ровно. глубоко.
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают. засыпают. (Два раза.)
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на.
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется. (Два раза.)
Дышится легко. ровно. глубоко…
Длительная пауза. Дети выводятся из «Волшебного сна» :
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Громче, быстрее, энергичнее:
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Закончилась игра. Вы немного отдохнули, успокоились, расслабились ваши руки, ноги, все тело, а также расслабились губы и нижняя челюсть.
Упражнения для расслабления мышц речевого аппарата (губ, челюсти, языка)
Логопед. Дети, начнем игру. Принять позу покоя. Руки, ноги не напряжены. Расслаблены. Все тело расслаблено. Шея не напряжена. Расслаблена. Дышится легко, ровно, глубоко! (Повторяются упражнения для расслабления губ и нижней челюсти.)
Вытянули губы вперед – у. Расслабились.
Растянули губы – и. Расслабились.
Сжали зубы. Расслабились. (Три раза.)
Расслабились губы и нижняя челюсть.
Упражнение «Сердитый язык».
Логопед. Сегодня будем учиться расслаблять мышцы языка. (Логопед показывает, как кончик языка с силой упирается в верхние зубы. Объясняет, что язык при этом напрягается, что это напряжение неприятно.)
Опустите язык! Он расслабился, как будто спит. Слушайте и делайте, как я.
С языком случилось что-то:
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы!
Он на место возвращается
И чудесно расслабляется.
Упражнение «Горка».
Логопед показывает, как, удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть спинку языка высокой горочкой. Объясняет, что долго удерживать это напряжение неприятно. Просит детей несколько раз повторить это упражнение. При выполнении упражнения логопед обращает внимание детей, но при расслаблении языка наступает приятное ощущение.
Логопед. Слушайте и делайте, как я!
Спинка языка сейчас
Станет горочкой у нас!
Я растаять ей велю –
Напряженья не люблю.
Язык на место возвращается
И чудесно расслабляется.
Логопед. Дети, оставайтесь в позе покоя. К нам приходит волшебный сон».
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают. Засыпают. (Два раза.)
Напряженье улетело.
И расслаблено все тело. (Два раза.)
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы. (Два раза.)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык. (Два раза.)
Дышится легко… ровно… глубоко…
Закончилась игра. Вы хорошо отдохнули, успокоились и расслабились.
Упражнения для расслабления речевого аппарата.
Внушение состояния покоя и расслабленности по представлению.
Логопед. Дети, примите позу покоя. Расслаблены наши руки и ноги. Все тело не напряжено. Расслаблено. (Повторяются упражнения для расслабления губ и нижней челюсти.) Вытягиваем губы вперед («Хоботок») – расслабляемся. Растягиваем губы («Лягушки») – расслабляемся. Сжимаем крепко зубы («Орешек») – разжимаем – расслабляемся. Упираемся языком в верхние зубы («Сердитый язык») – расслабляемся. Упираемся языком в нижние зубы («Горка») – расслабляемся. Расслаблен наш речевой аппарат!
Логопед. Дети! Вы уже умеете отдыхать. Ваши руки, ноги, речевой аппарат расслабились по вашему желанию. Оставайтесь в позе покоя! Слушайте! Приходит «Волшебный сон».
Напряженье улетело.
И расслаблено все тело. (Два раза.)
Будто мы лежим на травке.
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас.
Руки теплые у нас.
Жарче солнышко сейчас.
Ноги теплые у нас.
Дышится легко. ровно. глубоко.
Губы теплые и вялые,
Но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется. (Два раза.)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык! (Пауза длительная.)
Нам понятно, что такое
Состояние покоя.
Закончилась игра. Вы хорошо отдохнули, успокоились и расслабились.
Режим относительного молчания
«Спит добрый волшебник». Условия игры даются в виде сказки: «. Добрый великан много потрудился для людей, засеял поля, построил красивые дома. Он устал и заснул. Поэтому люди во всем городе соблюдают тишину, никто не разговаривает, машины едут без сигналов. Вот и ты не буди его, играй молча в свои игрушки, построй город из кубиков. Займись конструктором. Нарисуй в своем альбоме этого доброго великана, каким ты его себе представляешь, или нарисуй город.» В поощрение ребенку можно присвоить звание «Почетного стража» или наградить «Волшебным жезлом» (заранее приготовленной красивой «волшебной» палочкой, а вечером ему разрешается какое-нибудь «малое волшебство» (например, пускание мыльных пузырей из соломинки и т. д.).
«В кино» (или «В театре»). Взрослый предлагает ребенку другие условия игры-молчанки. «. Теперь мы отправимся в кино (в театр). В зрительном зале полагается сидеть спокойно, не разговаривать, чтобы не мешать другим.» В это время ребенок смотрит сам или показывает своим куклам открытки, альбомы, книги, диафильмы. В альбоме в конце игры появляется нарисованный в домике флажок и присваивается звание «Лучший зритель».
«Аквалангист». Эта игра-молчанка, как и предыдущие, начинается с рассказа взрослого. «. В морях, на разной глубине – очень интересно: там плавают удивительные рыбы, на скалах растут красивые водоросли, кораллы, а под камнями прячутся огромные крабы. Смелые аквалангисты в масках опускаются на дно моря, молча изучают его обитателей. Под водой нельзя разговаривать – иначе можно захлебнуться.» К этому сюжету хорошо подобрать игровой реквизит: ракушки, камешки, слепить с ребенком водоросли, рыб, подводных жителей или предложить малышу все это нарисовать и вырезать. Можно сделать маску, подводное ружье, ласты. После ряда «погружений» «на берегу» можно рассмотреть собранные дары моря. Дети должны их называть коротко и четко, кратко отвечать на вопросы взрослых. В конце игры ребенок получает звание «Лучшей аквалангист». В домик на странице альбома «заплывает золотая рыбка».
«В горах». «. Путешественники идут по горным тропам. Кругом заснеженные вершины. Это очень красивые, но опасные места. Разговаривать нельзя: от звука голоса могут сорваться нависшие шапки снега, начнется обвал. В горах на трудных переходах всегда соблюдают полную тишину.» Здесь можно использовать рюкзак, палку, компас, спортивную обувь. На «привале» можно спеть песни, послушать четкое чтение (рассказ) взрослого. В конце игры участникам присваивается звание «Отважный турист». После игры в альбоме изображается горный цветок необыкновенной красоты.
Общение короткими фразами
«Посмотри и назови». У логопеда – набор картинок, названия которых начинаются с ударного звука а (аист, астра). Задание: На правильном речевом выдохе произнести название картинки, выделяя ударный гласный. Выигрывает тот, кто говорит красиво, т. е. дышит правильно, не напрягается, дольше и громче произносит ударный звук.
На последующих занятиях игра проводится с картинками, названия которых начинаются с гласных о, э и т. д.
Чтобы удлинить речевой выдох и закрепить навык свободного вступления в речь после паузы, детям предлагаются для заучивания короткие стихи. Первое слово в стихе начинается на соответствующий ударный гласный. Стихи даются в естественном, но неторопливом темпе. Эти стихи – материал для игры «Парад букв».
"Посмотри и запомни». Показывается сюжетная картинка и дается задание: «Посмотрите внимательно! Запомните, что на этой картинке красного цвета». Логопед медленно считает до трех, затем поворачивает картинку изображением к себе. Дети поочередно говорят, что они запомнили. Можно пригласить к столу одного ребенка, который поможет логопеду проверять ответы остальных детей. По ходу игры он будет говорить, подражая логопеду : «Верно», «Ошибся!», «Вспомни!». Потом дети по этой же картинке вспоминают, что видели зеленого, синего и другого цвета. В конце игры также, как и в предыдущей, проводится подсчет очков.
Активизация развернутой речи
«Посмотри, подробнее расскажи.
Оборудование. Красивая коробка с сюжетными картинками.
Логопед достает по одной картинке, показывает их детям и говорит: «Кто придумает предложение по этой картинке? (Бабочка села на цветок.) А кто скажет лучше, подробней? (Красивая бабочка сидит на душистом цветке.) Картинку в награду получает тот, кто придумал и правильно произнес наиболее распространенное предложение. В конце игры дети подсчитывают выигранные картинки.
«Живая игрушка».
Оборудование. Красивая «волшебная» палочка; игрушки, изображающие людей, животных; кукольная мебель, посуда.
Логопед. Ребята, вы знаете, что в сказках оживают игрушки. У меня «волшебная» палочка. Смотрите (дотрагивается до куклы, кукла Зоя ожидает! Она встала с кроватки. Теперь Зоя делает зарядку. (Показывает, как кукла поднимает руки.) Кто хочет дальше показать и сказать, что делает «живая» игрушка?
Дети по очереди изображают и называют разные действия «живых» игрушек. Пользуются распространенными предложениями. (Например, ребенок говорит: «Вот бежит собачка. Она хочет погулять с Зоей».) Логопед отмечает тех, кто интересно играл с «живыми» игрушками и понятно, спокойно произносил полные предложения.