Приложение МААМ

Логопедическая ритмика как форма кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений

Наталья Кременецкая
Логопедическая ритмика как форма кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: представить педагогическому коллективу систему приёмов и методов для устранения речевых нарушений путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании словом и музыкой.

1 шаг

Теоретической основой для построения системы работы по логопедической ритмике выступает теория уровневой организации движений Н. А. Берштейна. Согласно данной теории, выделяется 5 уровней организации движений:

Публикация «Логопедическая ритмика как форма кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений» размещена в разделах

Уровень А – руброспинальный уровень ЦНС: обеспечивает бессознательную регуляцию тонуса мускулатуры тела с помощью проприорецепции, статическую выносливость и координацию.

Уровень В – таламопаллидарный: обеспечивает коррекцию, внутреннюю увязку целого движения, согласование его составных частей, выразительное движение пантомимику, пластику.

Уровень С – пирамидно – стриарный: обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации, движения целевого характера, имеющие начало и конец.

Уровень Д – теменно=прематорный, кортикальный. Ведущей аффентной системой является представление опредмете. Афферентация опирается на смысловую сторону действия с предметом. Пространственное поле приобретает новые топологические качественные характеристики (вверх, вниз, между, над, прежде, потом). Происходит осознание правой и левой сторон тела.

Уровень Е – высший кортикальный уровень символической координации и психологической организации движений: осуществляет понимание чужой и собственной речи, содержание решаемой задачи, письменное и устное выражение своих мыслей: музыкальное и хореографическое исполнение. Действие этого уровня основывается на образном мышлении.

Соответственно в системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления :

Воздействие на неречевые и на речевые процессы

Логопедическая ритмика позволяет решить следующие задачи:

Укрепить костно-мышечный аппарат;

Изменить общую реактивность организма;

Разрушить патологические и динамические стереотипы;

Способствует формированию двигательных кинестезий;

Способствует формированию пространственно – временных представлений;

Развивает способность произвольно продвигаться в пространстве.

2 шаг

Занятия по логоритмике проводятся 2 раз в неделю, и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 30-35 мин. в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе.

3 шаг

Перспективный план на год

№ п/п Название занятия Содержание Месяц

1 В гостях у лесовичка

(Деревья и кустарники) § Песня-игра «Листочки» (7, с. 16)

§ Двигательные упражнения «Прогулка в лес» (10, с. 8)

октябрь

2 В траве сидел кузнечик.

(Насекомые) § Фонопедическое упражнение «Муха» (9, с. 54)

§ Песни «Комар», «Жуки» (14, ч. 1, с. 98,99)

3 Лесной магазин.

(Грибы. Ягоды) § Фонопедическое упражнение «Эхо» (Вопрос-ответ) (17, с. 83)

§ Упражнение на развитие координации «По ягоды» (15, с. 140)

4 Осеннее настроение

(Осень) § Фонопедическое упражнение «Погреемся» (17, с. 81)

§ Песня-игра «Листочки» (7, с. 16)

5 Спор овощей

(Овощи) § Пение «Гимн ноябрю» (14, ч. 2, с. 22)

§ Упражнение на развитие общей моторики «На огороде» (9, с. 16) ноябрь

6 Фруктовое лукошко

(Фрукты) § Пение «Груша» (5, с. 13)

§ Упражнение на развитие мимики «Лимон», «Яблочное повидло»

7 Рассказ лягушки-путешественницы.

(Перелетные птицы) § Упражнение на развитие общей моторики «Журавль» (8, с. 5)

§ Песня «Лягушки и журавлики» (2, с. 38-40)

8 В мире животных

(Дикие животные) § Логопедическая распевка «Звери» (5, с. 26-27)

§ Песня «Ежик» (14, ч. 3, с. 104)

9 У бабушки в деревне

(Домашние животные) § Фонопедическое упражнение «Корова» (17, с. 88)

§ Логопедическая распевка «Корова», «Конь» (5, с. 23-24) декабрь

10 Петушок – золотой гребешок

(Домашние птицы) § Фонопедическое упражнение «Петушок» (10, с. 42)

§ Логопедическая распевка «Утки», «Петух» (5, с. 22-23)

11 Снеговик принес письмо

(Зима) § Фонопедическое упражнение «Метель» (10, с. 74)

§ Песня «Елка» (14, ч. 3, с. 99)

12 Приключения вороны

(Зимующие птицы) § Фонопедическое упражнение «Метель» (10, с. 74)

§ Логопедическая распевка «Ворона», «Воробьишка» (5, с. 25)

13 Зимние забавы

(Зимние развлечения) § Фонопедическое упражнение «На коньках» (17, с. 84)

§ Речевая игра «Ты, мороз» (17, с. 74) январь

14 В доме моем

(Семья) § Логопедическая распевка «Доброе утро» (17, с. 51)

§ Песня «Мы в городе родились» (14, ч. 1, с. 22)

15 Край родной.

(Россия. Наш край) § Фонопедическое упражнение «Глобус» (13, с. 40)

§ Песня «Родной край» (2, с. 48-49)

16 Дом в котором мы живем

(Дом. Здание.) § Фонопедическая игра «Строим дом» (13, с. 39)

§ Песня «Мы в городе родились» (14, ч. 1, с. 22)

17 Новоселье

(Мебель) § Логопедическая распевка «Стул» (5, с. 19)

§ Песня «Ночь прошла» (14, ч. 1, с. 19) февраль

18 У меня зазвонил телефон

(Электроприборы) § Коммуникативная игра «Провода» (по плану логопеда)

§ Логопедическая распевка «Девочки и мальчики» (8, с. 7)

19 Защитники Отечества

(23 февраля) § Фонопедическое упражнение «Салют» (13, с. 39)

§ Песня «Гимн февралю» (14, ч. 2, с. 50-51)

20 Марья-искусница

(Одежда) § Логопедическая распевка «Платье», «Брюки» (5, с. 17-18)

§ Упражнение на развитие общей и мелкой моторики «Электрическая швейная машина» (4, с. 177)

21 Как Зайчонок маму искал

(8 марта) § Логопедическая распевка «Мамочка» (5, с. 24)

§ Песня «Ночь прошла» (14, ч. 1, с. 19) март

22 Обувной магазин

(Обувь) § Двигательные упражнения «Сапожная мастерская» («нитка с иголкой», «молоточки», «чистка») по плану логопеда

§ Логопедическая распевка «Ботинки», «Тапки» (5, с. 18-19)

23 Волшебная шляпа

(Головные уборы) § Песня «Музыка, здравствуй» (14, ч. 1, с. 102)

§ Двигательная игра «Нитка с иголкой» (разные виды «швов» : ходьба «змейкой», поскоки, галоп) по плану логопеда

24 Федорино горе

(Посуда) § Фонопед. упр. «Чайник» (7, с. 52-53)

§ Логопедическая распевка «Тарелка», «Чашка» (5, с. 21-22)

25 Как Незнайка ходил в магазин

(Продукты питания) § Логопедическая распевка «Каша» (5, с. 21)

§ Артикуляционная гимнастика «Пирожки» (10, с. 101) апрель

26 О чем плачет сосулька

(Весна. Растительный мир) § Фопедическое упражнение «Голоса вьюги весной» (17, с. 82)

§ Пальчиковая гимнастика «Веселый художник» (17, с. 123)

27 В лесу весной

(Весна. Животный мир) § Фонопедическое упражнение «В лесу весной» (9, с. 81-82)

§ Песня «Целебные звуки» (14, с. 83)

28 Паровозик из Ромашково

(Виды транспорта) § Фонопедическое упражнение «Паровоз привез нас лес» (17, с. 88-89)

§ Песня «Мчится паровоз» (14, ч. 3, с. 107)

4 шаг

Проведение мероприятия.

Л. –Я раскрываю почку в зелёные листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна, зовут меня ….(весна).

М. Р. –Приди, весна, и снова

Пусть рощи оживут

Под шум ручья лесного

Цветы в лесу цветут!

Пускай нас с солнцем вместе

Разбудит птичий гам

Мы станем бегать с песней

По рощам и лугам.

(звучит «весенняя песня»)

-Вы слышите нежную, трепетную и возвышенную «Весеннюю песню» - сочинил Вольфгант Моцарт (слушают).

Л. –Какие весенние месяцы вы знаете?

М. Р. – Давайте поинраем в наролную игру «Ручеек».

Л. –Нашему язычку стало скучно, тоже хочет поиграть.

Артикуляционная гимнастика:

Д. –Наш забавный язычок

Л. –Щёлк-4раза (дети щёлкают)

-Зубки чистим мы умнело (вправо, влево).

Д. –Мы нисколько не устали

Вверх и вниз им двигать стали (качели)

Словно пчелы пожжужали –ж-ж-ж-

Как машины порычаои р-р-р-

Как лошадки вскачь пустились галоп)

Вовремя остановились.

Л. -Садится тот, кто назовёт имя со звуком –к-или-г-

-Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (чем отличаются и чем похожи).

-1,2,3 за мною повтори

Ка-га-ка, гы-кы-гы, го-ко-го, кэ-гэ-кэ, го-ко-го, ку-гу-ку ак-уг-ук.

Д/И «Ушки на макушке» (если в слове звук Г)

(гараж, командир, корзина, огонь, курица, гантели, квакать, горизонт, квакушка, грузовик, корзина, кабан, гамак).

М. Р. –Давайте споём песенку про «Гуся» муз. Деля

Л. - Какой звук часто встречался в песне? (Г)

М. Р. -Ещё знаем «про квакушку» муз. Деля

Л. -А в этой песне какой звук? (К)

Д/И «Измени слово»

Кости-гости, калина-галина, кора-гора, колос-голос.

Игра «Закончи по смыслу слово»

На голове у клоуна клетчатая (кепка)

Кира испекла сладкий (кекс)

Всю ночь в тайге бушевала (вьюга)

На солнышке греется пушистая (кошка)

В клетке живут 2 весёлых (попугая)

М. Р. –сейчас поиграем в игру «Угадай настроение»

(вставайте в кружок)

Выбрать водящего считалкой

-Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха,

Кусь-4р.

Никого я не боюсь.

Игра муз. Деля

По кружочку я иду, и к кому-то подойду.

Ну, а ты не зевай

Настроенье угадай (гладит по спине).

(ай-ай-ай настроенье угадай!

Сердитое, весёлое, злое и т. д.)

5 шаг

- Без парусов не один корабль не доберётся до заданного места, дайте и мы с вами сделаем нашему кораблю паруса, но на парусе розового цвета, вы напишите свои впечатления, на парусе жёлтого цвета - свои советы, на парусе голубого цвета - понравилась вам наша тема и можно ли её считать актуальной.

Публикации по теме:

«Логопедическая ритмика для дошкольников» «Логопедическая ритмика для дошкольников» Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы.

Использование песочной терапии для коррекции речевых нарушенийИспользование песочной терапии для коррекции речевых нарушений По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики и коррекции.

Консультация для родителей «Применение оригами в преодолении речевых нарушений» В решении речевых проблем логопеды применяют много новых технологий. С каждым годом количество их растет – это и Су-Джок терапия, игры с.

Консультация «Предупреждение речевых нарушений» Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются.

Логопедическая ритмика. Применение логоритмических средств в коррекции общего недоразвития речи Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной. Первое.

Логопедическая ритмика в системе работы при заикании и дизартрии. В помощь логопедам Логоритмика – эффективный метод преодоления заикания Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени.

Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ. В настоящее время наблюдается усиленный рост числа речевых расстройств.

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений Доклад Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина. Основой.

«Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР». В помощь логопедам При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно, и к трем годам все трудности слогообразования оказываются.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка! Но.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая ритмика как форма кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений
Опубликовано: 17 ноября 2015 в 18:59
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая ритмика как форма кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кременецкая (УИ 391694) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД