Наталья Кременецкая
Логопедическая ритмика как форма кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: представить педагогическому коллективу систему приёмов и методов для устранения речевых нарушений путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании словом и музыкой.
1 шаг
Теоретической основой для построения системы работы по логопедической ритмике выступает теория уровневой организации движений Н. А. Берштейна. Согласно данной теории, выделяется 5 уровней организации движений:
Публикация «Логопедическая ритмика как форма кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Уровень А – руброспинальный уровень ЦНС: обеспечивает бессознательную регуляцию тонуса мускулатуры тела с помощью проприорецепции, статическую выносливость и координацию.
Уровень В – таламопаллидарный: обеспечивает коррекцию, внутреннюю увязку целого движения, согласование его составных частей, выразительное движение пантомимику, пластику.
Уровень С – пирамидно – стриарный: обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации, движения целевого характера, имеющие начало и конец.
Уровень Д – теменно=прематорный, кортикальный. Ведущей аффентной системой является представление опредмете. Афферентация опирается на смысловую сторону действия с предметом. Пространственное поле приобретает новые топологические качественные характеристики (вверх, вниз, между, над, прежде, потом). Происходит осознание правой и левой сторон тела.
Уровень Е – высший кортикальный уровень символической координации и психологической организации движений: осуществляет понимание чужой и собственной речи, содержание решаемой задачи, письменное и устное выражение своих мыслей: музыкальное и хореографическое исполнение. Действие этого уровня основывается на образном мышлении.
Соответственно в системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления :
Воздействие на неречевые и на речевые процессы
Логопедическая ритмика позволяет решить следующие задачи:
Укрепить костно-мышечный аппарат;
Изменить общую реактивность организма;
Разрушить патологические и динамические стереотипы;
Способствует формированию двигательных кинестезий;
Способствует формированию пространственно – временных представлений;
Развивает способность произвольно продвигаться в пространстве.
2 шаг
Занятия по логоритмике проводятся 2 раз в неделю, и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 30-35 мин. в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе.
3 шаг
Перспективный план на год
№ п/п Название занятия Содержание Месяц
1 В гостях у лесовичка
(Деревья и кустарники) § Песня-игра «Листочки» (7, с. 16)
§ Двигательные упражнения «Прогулка в лес» (10, с. 8)
октябрь
2 В траве сидел кузнечик.
(Насекомые) § Фонопедическое упражнение «Муха» (9, с. 54)
§ Песни «Комар», «Жуки» (14, ч. 1, с. 98,99)
3 Лесной магазин.
(Грибы. Ягоды) § Фонопедическое упражнение «Эхо» (Вопрос-ответ) (17, с. 83)
§ Упражнение на развитие координации «По ягоды» (15, с. 140)
4 Осеннее настроение
(Осень) § Фонопедическое упражнение «Погреемся» (17, с. 81)
§ Песня-игра «Листочки» (7, с. 16)
5 Спор овощей
(Овощи) § Пение «Гимн ноябрю» (14, ч. 2, с. 22)
§ Упражнение на развитие общей моторики «На огороде» (9, с. 16) ноябрь
6 Фруктовое лукошко
(Фрукты) § Пение «Груша» (5, с. 13)
§ Упражнение на развитие мимики «Лимон», «Яблочное повидло»
7 Рассказ лягушки-путешественницы.
(Перелетные птицы) § Упражнение на развитие общей моторики «Журавль» (8, с. 5)
§ Песня «Лягушки и журавлики» (2, с. 38-40)
8 В мире животных
(Дикие животные) § Логопедическая распевка «Звери» (5, с. 26-27)
§ Песня «Ежик» (14, ч. 3, с. 104)
9 У бабушки в деревне
(Домашние животные) § Фонопедическое упражнение «Корова» (17, с. 88)
§ Логопедическая распевка «Корова», «Конь» (5, с. 23-24) декабрь
10 Петушок – золотой гребешок
(Домашние птицы) § Фонопедическое упражнение «Петушок» (10, с. 42)
§ Логопедическая распевка «Утки», «Петух» (5, с. 22-23)
11 Снеговик принес письмо
(Зима) § Фонопедическое упражнение «Метель» (10, с. 74)
§ Песня «Елка» (14, ч. 3, с. 99)
12 Приключения вороны
(Зимующие птицы) § Фонопедическое упражнение «Метель» (10, с. 74)
§ Логопедическая распевка «Ворона», «Воробьишка» (5, с. 25)
13 Зимние забавы
(Зимние развлечения) § Фонопедическое упражнение «На коньках» (17, с. 84)
§ Речевая игра «Ты, мороз» (17, с. 74) январь
14 В доме моем
(Семья) § Логопедическая распевка «Доброе утро» (17, с. 51)
§ Песня «Мы в городе родились» (14, ч. 1, с. 22)
15 Край родной.
(Россия. Наш край) § Фонопедическое упражнение «Глобус» (13, с. 40)
§ Песня «Родной край» (2, с. 48-49)
16 Дом в котором мы живем
(Дом. Здание.) § Фонопедическая игра «Строим дом» (13, с. 39)
§ Песня «Мы в городе родились» (14, ч. 1, с. 22)
17 Новоселье
(Мебель) § Логопедическая распевка «Стул» (5, с. 19)
§ Песня «Ночь прошла» (14, ч. 1, с. 19) февраль
18 У меня зазвонил телефон
(Электроприборы) § Коммуникативная игра «Провода» (по плану логопеда)
§ Логопедическая распевка «Девочки и мальчики» (8, с. 7)
19 Защитники Отечества
(23 февраля) § Фонопедическое упражнение «Салют» (13, с. 39)
§ Песня «Гимн февралю» (14, ч. 2, с. 50-51)
20 Марья-искусница
(Одежда) § Логопедическая распевка «Платье», «Брюки» (5, с. 17-18)
§ Упражнение на развитие общей и мелкой моторики «Электрическая швейная машина» (4, с. 177)
21 Как Зайчонок маму искал
(8 марта) § Логопедическая распевка «Мамочка» (5, с. 24)
§ Песня «Ночь прошла» (14, ч. 1, с. 19) март
22 Обувной магазин
(Обувь) § Двигательные упражнения «Сапожная мастерская» («нитка с иголкой», «молоточки», «чистка») по плану логопеда
§ Логопедическая распевка «Ботинки», «Тапки» (5, с. 18-19)
23 Волшебная шляпа
(Головные уборы) § Песня «Музыка, здравствуй» (14, ч. 1, с. 102)
§ Двигательная игра «Нитка с иголкой» (разные виды «швов» : ходьба «змейкой», поскоки, галоп) по плану логопеда
24 Федорино горе
(Посуда) § Фонопед. упр. «Чайник» (7, с. 52-53)
§ Логопедическая распевка «Тарелка», «Чашка» (5, с. 21-22)
25 Как Незнайка ходил в магазин
(Продукты питания) § Логопедическая распевка «Каша» (5, с. 21)
§ Артикуляционная гимнастика «Пирожки» (10, с. 101) апрель
26 О чем плачет сосулька
(Весна. Растительный мир) § Фопедическое упражнение «Голоса вьюги весной» (17, с. 82)
§ Пальчиковая гимнастика «Веселый художник» (17, с. 123)
27 В лесу весной
(Весна. Животный мир) § Фонопедическое упражнение «В лесу весной» (9, с. 81-82)
§ Песня «Целебные звуки» (14, с. 83)
28 Паровозик из Ромашково
(Виды транспорта) § Фонопедическое упражнение «Паровоз привез нас лес» (17, с. 88-89)
§ Песня «Мчится паровоз» (14, ч. 3, с. 107)
4 шаг
Проведение мероприятия.
Л. –Я раскрываю почку в зелёные листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна, зовут меня ….(весна).
М. Р. –Приди, весна, и снова
Пусть рощи оживут
Под шум ручья лесного
Цветы в лесу цветут!
Пускай нас с солнцем вместе
Разбудит птичий гам
Мы станем бегать с песней
По рощам и лугам.
(звучит «весенняя песня»)
-Вы слышите нежную, трепетную и возвышенную «Весеннюю песню» - сочинил Вольфгант Моцарт (слушают).
Л. –Какие весенние месяцы вы знаете?
М. Р. – Давайте поинраем в наролную игру «Ручеек».
Л. –Нашему язычку стало скучно, тоже хочет поиграть.
Артикуляционная гимнастика:
Д. –Наш забавный язычок
Л. –Щёлк-4раза (дети щёлкают)
-Зубки чистим мы умнело (вправо, влево).
Д. –Мы нисколько не устали
Вверх и вниз им двигать стали (качели)
Словно пчелы пожжужали –ж-ж-ж-
Как машины порычаои р-р-р-
Как лошадки вскачь пустились галоп)
Вовремя остановились.
Л. -Садится тот, кто назовёт имя со звуком –к-или-г-
-Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (чем отличаются и чем похожи).
-1,2,3 за мною повтори
Ка-га-ка, гы-кы-гы, го-ко-го, кэ-гэ-кэ, го-ко-го, ку-гу-ку ак-уг-ук.
Д/И «Ушки на макушке» (если в слове звук Г)
(гараж, командир, корзина, огонь, курица, гантели, квакать, горизонт, квакушка, грузовик, корзина, кабан, гамак).
М. Р. –Давайте споём песенку про «Гуся» муз. Деля
Л. - Какой звук часто встречался в песне? (Г)
М. Р. -Ещё знаем «про квакушку» муз. Деля
Л. -А в этой песне какой звук? (К)
Д/И «Измени слово»
Кости-гости, калина-галина, кора-гора, колос-голос.
Игра «Закончи по смыслу слово»
На голове у клоуна клетчатая (кепка)
Кира испекла сладкий (кекс)
Всю ночь в тайге бушевала (вьюга)
На солнышке греется пушистая (кошка)
В клетке живут 2 весёлых (попугая)
М. Р. –сейчас поиграем в игру «Угадай настроение»
(вставайте в кружок)
Выбрать водящего считалкой
-Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха,
Кусь-4р.
Никого я не боюсь.
Игра муз. Деля
По кружочку я иду, и к кому-то подойду.
Ну, а ты не зевай
Настроенье угадай (гладит по спине).
(ай-ай-ай настроенье угадай!
Сердитое, весёлое, злое и т. д.)
5 шаг
- Без парусов не один корабль не доберётся до заданного места, дайте и мы с вами сделаем нашему кораблю паруса, но на парусе розового цвета, вы напишите свои впечатления, на парусе жёлтого цвета - свои советы, на парусе голубого цвета - понравилась вам наша тема и можно ли её считать актуальной.