Эльвира Сабирова
Логопедическая ритмика в системе работы при заикании и дизартрии. В помощь логопедам
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика – эффективный метод преодоления заикания
Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико – грамматическом оформлении речевого высказывания и др. логопедами- практиками предлагается эффективный метод преодоления речевых нарушений – логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Публикация «Логопедическая ритмика в системе работы при заикании и дизартрии, В помощь логопедам» размещена в разделах
- Дизартрия
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Почему – ЛОГОРИТМИКА?
Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
КОМУ ПОЛЕЗНА ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА?
Всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, а особенно детям с заиканием. Очень важна логопедическая ритмика для детей с заиканием так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.
КАК СТРОИТСЯ ЗАНЯТИЕ?
Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам. В программе логоритмического занятия :
• Нормализация темпа и ритма речи
• Развитие речевой моторики для правильного произношения звуков
• Развитие слухового внимания
• Развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе)
• Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики • Развитие пространственной организации движений (как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе)
• Развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания
• Увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов
• Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться.
Целью логопедической ритмики являются преодоления речевого нарушения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием путем воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой и движением.
Субъектом логоритмики является ребенок с фонетико-фонематическим недоразвитием, имеющий речевую патологию.
Предметом логоритмики являются моторная несформированность, слухоречевой ритм и система движений в сочетании с музыкой и словом.
Задачи логопедической ритмики :
Оздоровительные;
Образовательные;
Воспитательные;
Коррекционные.
Оздоровительные:
Укрепление костно - мышечного аппарата;
Развитие физиологического дыхания;
Совершенствование моторных функций;
Улучшение соматического здоровья.
Образовательные:
Формирование пространственных представлений;
Систематизация знаний о фонетической, лексической, грамматической сторонах речи;
Расширение представлений в области музыкальной культуры,
Совершенствование двигательных умений и навыков.
Воспитательные:
Воспитание личностных качеств детей.
Развитие способности сотрудничества, взаимоподдержки и взаимовыручки.
Коррекционные:
-Коррекция и компенсация нарушенных функций:
1)Речевых,
2)Моторных
Движения ребенка с заиканием обнаруживают разнообразные нарушения. Слабая координация движений, недостаточный уровень развития чувства ритма, нарушения одновременности движений. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются трудности действия с мелкими предметами, изменения в состоянии мимической моторики. В других случаях для детей характерны недостаточная четкость и организованность движений, неуверенность, затруднения в точном удержании заданной позы, темповые расстройства. Коррекция заикания у детей осуществляется, как известно, только комплексным методом. Помимо медицинских мероприятий, физических упражнений, нормализации речевой функции на логопедических занятиях, в основу метода включена и логопедическая ритмика, с помощью которой
нормализуются двигательные функции и речь, кроме того, на занятиях по логоритмике используются психотерапевтические и общевоспитательные методы. Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка с заиканием, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.
Логоритмические и музыкально-ритмические средства для детей с дизартрией.
Педагогическое, логопедическое и симптоматическое лечение дизартрии и других сопутствующих нарушений (зрения, слуха, эпилептиформенных спазмов и др.) включает также комплекс логоритмического воздействия, лечебной физкультуры, музыкально-ритмического воспитания. Задачи здесь будут следующие:
1. Подавить патологические двигательные реакции ребенка и урегулировать безусловно рефлекторную деятельность.
2. Улучшить координацию движений — элементы основной двигательной деятельности.
3. Улучшить общую двигательную активность ребенка.
4. Содействовать развитию психических функций детей: внимания, памяти, саморегуляции психической деятельности и др.
5. Содействовать нормализации речевой функции.
6. Оказать воспитательное влияние на ребенка и выровнять его поведенческие реакции.
Логоритмическая работа с дизартриками включает в занятия лечебную гимнастику. Она строится в зависимости от логопедического коррекционного курса. Ее можно разделить на три периода. Задачи первого периода: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания: слухового, зрительного, и памяти; коррекция просодии речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка.
В первом периоде важно обращать внимание на постепенное формирование двигательного навыка. Сначала педагог сам эмоционально, в надлежащем темпе выполняет движение от начала до конца, чтобы дети восприняли целостный образ движения в его динамике. Затем дает расчлененный показ действия в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. После этого дети сами воспроизводят действие, слушая указания педагога. Он обращает внимание детей на правильность выполняемых ими действий и поощряет их. Постепенно вводится музыкальное сопровождение, сначала с пояснением педагога, а затем дети самостоятельно выполняют движение под музыку.
Во втором периоде логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией, средства логоритмики используются для развития: моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, тонких, слухопроизносительных дифференцировок.
Так, для развития моторики артикуляторного аппарата используются безречевые игры (показать удивление, огорчение, испуг и др.) и речевые игры со звукоподражанием.
Для развития общих движений рекомендуются игры с движениями для верхних конечностей, кисти, пальцев; для нижних конечностей; упражнения с палкой, мячом, на преодоление сопротивления; упражнения для туловища. Широко используется ходьба под музыку по следам на полу с препятствиями между ними в виде дощечек; по нарисованным дорожкам; ходьба на носочках, пятках, на полной ступне.
В третьем периоде логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией, осуществляется закрепление речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений, умения коллективного общения. С этой целью проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами (несюжетные, сюжетные, с элементами спортивных игр, игры-драматизации.
В работе с детьми, страдающими дизартрией, надо соблюдать требования к подбору музыкально-ритмического материала в зависимости от характера речедвигательного и общедвигательного нарушений. Группы детей для логоритмических занятий целесообразно комплектовать по сходству нарушений. Так, в одну группу берутся дети с явлениями парезов, неловкие, дискоординированные. Музыкальное сопровождение занятий с этими детьми должно быть бодрым, ритмичным, стимулирующим их движения (марш, полька, галоп, музыкальные произведения с короткими, но четко выраженными ритмическими фразами). Для детей с гиперкинезами, тиками, миоклонусами следует подбирать музыкальные произведения с плавным, спокойным рисунком, с акцентирующими движение фразами; песни обязательно с ритмичным припевом и плавным запевом.
Для детей со спастическими явлениями музыка подбирается мелодичная, спокойная, способствующая расслаблению: вальс, колыбельная, музыка, иллюстрирующая явления природы: журчание воды, шум ветерка в листве, шум дождя и т. д.
Практика показывает, что регулярная совместная деятельность логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, учат общению со сверстниками, способствуют развитию не только двигательной сферы, но и осуществляется коррекция и развитие психологической сферы, что, несомненно, очень важно для работы с детьми.
Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.