Ирина Минчук
Логопедическая НОД на тему: Знакомство с буквами Ш, Ж, Щ. Закрепление знаний о предложении, его структуре
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с буквами и звуками алфавита. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родному языку.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
образовательные:
- уточнение и закрепление представлений детей о терминах предложение, слово, звук;
- учить детей составлять предложения, используя опорные слова, давать полные ответы на вопросы;
- определять количество и последовательность слов в предложении;
Публикация «Логопедическая НОД на тему: Знакомство с буквами Ш, Ж, Щ, Закрепление знаний о предложении, его структуре» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
- учить детей слышать в словах разные звуки, выделять один из группы слов и предложений по общему признаку артикуляции;
- познакомить детей с новыми буквами Ш,Ж,Щ;
коррекционно - развивающие:
- развивать творческую активность детей на занятии;
- развивать память, мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие, фонематический слух, речь;
- развивать правильную артикуляцию звуков и мелкую моторику рук.
воспитательные:
- воспитывать интерес и уважительное отношение к родному языку;
- формирование навыков учебной деятельности, умения слушать и слышать учителя;
- воспитывать доброжелательное отношение к друг другу, желание говорить красиво и правильно;
- формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
предметные и сюжетные картинки, демонстрационный материал к сюжету сказки, наборное полотно с кассой букв, счетный материал, цветные карандаши, конверт с заданиями, карточки для штриховки, предметы, в названии которых есть звуки Ш, Ж, Щ, фланелеграф.
Предварительная работа :
заучивание алфавита в стихотворной форме, пальчиковой гимнастики.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Активизация внимания, установка на активность в процессе занятия, приветствие гостей.
Психогимнастика «Приветствие гостей» :
Добрый день! – они нам скажут,
Добрый день! – ответим мы.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Возьмемся за руки друзья,
Ведь без гостей нам жить нельзя.
Дети обращают внимание на множество книг на столе у педагога, но среди них они выбирают лишь одну, особо значимую – «Азбуку».
Дети характеризуют её особую значительность в обучении чтению.
Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок».
Логопед : Сегодня мы познакомимся с тремя буквами. Попробуйте догадаться с какими.
Стук в дверь и входит почтальон:
Я веселый почтальон,
Точен я везде, во всем.
Еле смог я к вам добраться,
Чтоб помочь вам догадаться.
Вам конверт отдать придется.
Может в нем ответ найдется
Или может в нем подсказка
Для сюжета вашей сказки.
Почтальон отдает конверт и посылку. Уходит:
До свидания, мне пора.
Ждут важные меня дела.
Педагог читает письмо:
Я Незнайка, который живет в Солнечном городе коротышек. Учусь в первом классе. Учитель мне задал задание придумать предложения, используя названия этих предметов. Ребята, помогите мне. Заранее благодарен.
Дети придумывают предложения со словами, названиями предметов из посылки :
шарф, щетка, жук.
Определяют количество слов в предложении, звуков и слогов в опорных словах, используя счетный материал.
Затем вскрывают конверт из посылки и выполняют задания:
1. Загадки со словами – отгадками на звук Ш:
Шарф, шляпа, шило, шкаф.
Дети замечают, что слова начинаются на звук Ш. Уточняют характеристику и правильную артикуляцию звука Ш. Открываю одно из трех окошек домика, где видят там букву Ш.
2. Логопед читает чистоговорку, в которой дети определяют часто встречающийся звук Ж. Открывают второе окошко домика и видят второго жильца – букву Ж.
3. Задание: «Буква заблудилась».
Дети определяют третий звук Щ. Снова открывают окошко и приветствуют третьего жильца – букву Щ.
Физкультминутка.
У меня спина прямая, я наклонов не боюсь.
Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь.
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два.
Я хожу с осанкой гордой,
Прямо голову держу, никуда я не спешу.
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два.
Я могу и поклониться, повернусь туда – сюда.
Ой, прямёшенька спина!»
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два.
Логопед : Задачи сложные решив, найдя ответ к загадкам.
Мы к сказке нашей поспешим, откройте шире глазки.
Сказка о буквах Ш, Ж, Щ.
Жили были три соседа. Были очень похожи друг на друга: толстые, неуклюжие, в широких и длинных шубах. Шубы были наглухо застегнуты и снизу подвязаны. И умели они только шипеть. Поэтому люди их часто путали и никак не могли запомнить. (Используем картинный наглядный материал и фланелеграф)
Тогда соседи решили изменить свой внешний вид. Первый сосед решил не изменять что либо. Ему нравилась его шуба. Он охотно откликался на прозвище – шипящий.
Это буква и звук Ш. Уточнение артикуляции и характеристики звука и буквы Ш (согласный, твердый, всегда глухой).
Второй аккуратно поднял нижний шнурок до пояса и сильно затянул. Он так зажал себя с двух сторон, что потом развязать уже не смог. Так и остался зажатым. И ему так больше нравилось. Во первых, его фигура стала привлекательная и голос стал звонче. Это буква и звук Ж. Уточнение артикуляции и характеристики звука и буквы Ж (согласный, звонкий, всегда твердый). И прозвался он жужжащим.
А третий сосед был немножко ленивым. Он не стал долго думать, взял и развязал нижний шнурок. Пусть, думает, узнают меня по шнурку. Вот и ходит он со шнурком, который болтается и щекочет ему пятки. Повторите и вы Щ-Щ-Щ. Чувствуете, как щекотно вашему языку? Вот такая добрая буква и звук Щ. Уточнение артикуляции и характеристики звука и буквы Щ (согласный, глухой, шипящий, всегда мягкий).
Так и живут эти буквы по соседству в родном алфавите. Но теперь их уже никто не путает и знают как их зовут.
Пальчиковая гимнастика «Скоро в школу».
В школу осенью пойду (дети шагают пальчиками по столу)
Там друзей себе найду
Научусь писать, читать, (загибают по одному пальчику)
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду! (грозят указательным пальчиком правой руки)
Но свой садик не забуду.
Дети по одному подходят и берут со стола предмет, называют его и уточняют, какой звук присутствует в названии Ш, Ж или Щ. Характеризуют его.
Дидактическая игра «Эхо».
Дети повторяют последний слог последнего слова в предложении трижды.
Собирайтесь, детвора, начинается игра! ра –ра –ра
Да, ладошек не жалей, бей в ладоши веселей! лей – лей – лей
Как поет в селе петух? ух – ух – ух
Да не филин, а петух! ух – ух – ух
Вы уверены, что так? так – так- так
А на самом деле как? как – как- как
Это ухо или нос? нос – нос – нос
Или, может, сена воз? воз – воз – воз
Вы хорошие всегда? да – да – да
Или только иногда? да – да – да
Не устали отвечать? чать – чать – чать
Разрешаю помолчать.
Дети выполняют штриховку букв Ш, Ж, Щ на индивидуальных карточках.
Логопед :
Скажите, что вам на занятии понравилось больше всего?
Что вызвало затруднение? Как вы думаете, чем помогли Незнайке?
Наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями.