Ирина Гурова
Логопедическая дидактическая игра «Найди-ка!» для автоматизации звука [Р] в словах и предложениях
▼ Скачать +Заказ
Логопедическая дидактическая игра для автоматизации звука [Р] в словах и предложениях
Предлагаю вашему вниманию игровой материал, который можно использовать для организации разнообразных игр и игровых упражнений по автоматизации звука [Р] на разных этапах со старшими дошкольниками и детьми школьного возраста.
Игра представляет собой набор из 20 карточек в виде контурных изображений предметов, имеющих в названии звук [Р] которые оформлены в программе Word и распечатаны на принтере. Использованы доступные изображения из интернета.
Публикация «Логопедическая дидактическая игра „Найди-ка!“ для автоматизации звука [Р] в словах и предложениях» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» август 2024
На каждом большом предмете – контурном изображении – маленькие картинки, имеющие также в своих названиях [Р]
Карточки пронумерованы. Изображения на карточках подобраны таким образом, что на каждой следующей по порядку (от 1 до 20) есть одна повторяющаяся картинка (они имеют в названии сочетания «тр» и «др»).
Кроме того, на карточках «спрятаны» маленькие картинки, соответствующие контурным изображениям. Среди изображений имеются картинки по нескольким лексическим темам.
Цель игры: автоматизация [Р] и развитие зрительного внимания, восприятия.
Задачи:
- автоматизировать звук [Р] в словах и предложениях,
- расширять объём, развивать концентрацию зрительного внимания,
- развивать зрительный гнозис,
- уточнять, активизировать словарный запас,
- упражнять в согласовании числительных с существительными,
- развивать воображение, словесное творчество,
- способствовать развитию количественного и порядкового счёта от 1 до 20.
Варианты игровых упражнений:
«Найди-ка пару!»
Это игровое упражнение используется на этапе автоматизации звука «р» в словах с сочетаниями «тр» и «др».
Задача ребёнка – раскладывать карточки по порядку, соответственно номерам. При этом на каждой следующей карточке нужно находить и называть повторяющийся предмет (дрова, трава, труба, дракон, ведро, выдра, трамвай, страус, дротик, матрос, Петрушка, тетрадь, трон, троллейбус, подруги, строитель, друзья, дрозд, медсестра, остров).
Дополнительная задача – составлять предложения по парам рядом стоящих картинок: «Дрова лежат на траве». «Дракон гуляет по траве». «Выдра убегает от дракона». «Выдра подружилась с драконом» и т. п.
«Разложи и назови»
В этом упражнении ребёнку предлагается разложить карточки по порядку, узнать по контурному изображению предмет и назвать его (корона, груша, ведро, барабан, рыба, ракета, пирамидка, гранат, арбуз, морковка, кружка, рукавица, коробка, торт, пирожное, мороженое, трон, паровоз, пароход, баран).
«Прятки»
Все карточки разложены на столе. Можно расположить их в круге или по рядам. Ребёнок называет большую картинку (карточку). Затем находит такой же маленький предмет и рассказывает, где, на какой большой картинке он находится. Это достаточно сложная задача – требует сосредоточения и высокой концентрации внимания. В ходе задания логопед может задавать вопросы, на которые ребёнок отвечает предложениями:
- Есть ли рыба на короне?
- Рыбы на короне нет.
- А есть ли рыба на троне?
- Нет рыбы на троне.
- Есть ли рыба на пирамидке?
- Да, рыба на пирамидке!
«Узнай и назови»
Все карточки перевёрнуты изображениями вниз. Задача ребёнка узнать предметы по силуэту и назвать их.
Можно продолжить игру и назвать ещё и маленькие картинки, воспользовавшись фонариком для их узнавания.
«Найди и назови»
С целью уточнения и закрепления словарного запаса логопед подбирает карточки и предлагает найти на них предметы, относящиеся к определённой лексической группе. Для их обозначения используются разные мелкие предметы.
«Найди и назови транспортные средства»
«Найди и назови всё съедобное»
«Найди и назови людей разных профессий (занятий)»
«Помоги животным найти своих друзей». Ребёнок ставит игрушки рядом с соответствующими картинками-изображениями животных.
Возможны и другие варианты заданий («Съедобное – несъедобное». «Живое – неживое»).
«Укрась картинку»
Для этого упражнения можно выбрать одну карточку. Ребёнок называет картинки и закрывает их мелкими предметами.
Конечно же, используя картинки, можно проводить разнообразные грамматические игры («Один-много», «Назови ласково», «Чего не стало?», «Жадина», «Весёлый счёт» на согласование числительного с существительными и т. д.). И это ещё далеко не полный перечень вариантов.