Ирина Гурова
Логопедическая дидактическая игра «Гирлянда из ёлочек» для автоматизации [л] в словах и предложениях
▼ Скачать + Заказать документы
Главной целью игры является автоматизация звука [л], но с её помощью решаются и другие важные задачи.
Для изготовления игры понадобился цветной картон, распечатанные и вырезанные картинки, имеющие в названии звук [л], кисточка и клей.
Из цветного картона нужно вырезать 16 ёлочек (8 пар, совпадающих по цвету – зелёные, оранжевые, белые, чёрные, жёлтые, синие, красные, коричневые). На каждую ёлочку с одной стороны наклеены 3 картинки так, что по содержанию и расположению они абсолютно совпадают только на двух ёлочках разного цвета. Таким образом, пары можно подобрать и по цвету, и по одинаковым картинкам. При этом картинки повторяются и на других ёлочках, но уже в других сочетаниях (для игры подобраны 8 видов картинок по 6 штук: солдатики, куклы, лошадки, ласты, колобки, лодки, белки, стулья).
Публикация «Логопедическая дидактическая игра „Гирлянда из ёлочек“ для автоматизации [л] в словах и предложениях» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Гирлянды из бумаги и не только
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Логопедические игры
- Новогодние елочки. Мастер-классы, поделки
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Для организации игры нужна нитка или верёвочка и два стула.
Задачи:
- Автоматизировать звук [л] в словах и предложениях.
- Уточнять, закреплять словарный запас.
- Закреплять умение употреблять предлог «на» с существительным в предложном падеже в составе предложения.
- Упражнять в изменении числа существительных (1-6).
- Развивать зрительное восприятие и внимание.
- Закреплять названия цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, коричневый, белый, чёрный).
- Способствовать развитию межполушарного взаимодействия.
- Развивать пальчиковую моторику, зрительно-моторную координацию.
Варианты игры «Гирлянда из ёлочек»
* «Цветные пары»
Игра проводится индивидуально. От стула к стулу (можно использовать и другие предметы, имеющиеся в помещении) логопед протягивает, привязывает верёвочку, сообщая ребёнку, что сейчас он сделает красивую новогоднюю гирлянду.
На столе разложены все ёлочки. Взрослый предлагает рассмотреть их, затем вешает на верёвку одну ёлочку и просит ребёнка рассказать, как она украшена, то есть, какие на ней картинки, например, «На ёлке кукла, лошадка и ласты». Затем логопед обращает внимание на то, что есть ещё одна ёлка такого же цвета и просит ребёнка найти её, повесить и рассказать, что на ней. Ребёнок подбирает нужную ёлочку, вешает её и составляет предложение. Предложение отличается от первого, так как на второй ёлочке картинки уже подобраны по-другому. Затем взрослый вешает ещё одну ёлку, а ребёнок подбирает такую же по цвету. Таким образом, взрослый и ребёнок по очереди вешают ёлочки, и в конце получается гирлянда.
В ходе игры ребёнок составляет предложения. В случае затруднений взрослый оказывает помощь.
* «Парная картинка»
Этот вариант игры способствует развитию зрительного внимания. Взрослый вешает на верёвку ёлочку, а ребёнку нужно найти другую, на которой имеется одна парная картинка, такая же, как на предыдущей (как на фото). В ходе игры ребёнок составляет предложения.
* «Пары из всех картинок»
Эта игра является значительным усложнением предыдущей. Ход игры такой же, но пары ёлочек подбираются по всем картинкам, как на фото.
Педагог размещает на верёвке ёлочку, а ребёнку нужно найти парную. Она будет другого цвета, но с такими же картинками.
В процессе действий ребёнок составляет простые распространённые однородными дополнениями предложения о том, какие картинки на ёлочке.
*«Не зевай – картинку называй»
Этот вариант игры немного похож на «Доббль». Проводится игра с двумя игроками за столом. Стопка ёлочек лежит посередине. Каждый игрок выбирает любую ёлочку из стопки так, чтобы картинки были не видны и располагает её перед собой рубашкой вверх. По сигналу игроки переворачивают ёлочки и рассматривают их. Тот, кто первый обнаружил картинку, совпадающую с картинкой на ёлке из общей стопки, забирает её себе. Если парной картинки нет (такое здесь может быть, то ёлочка перемещается вниз (под общую стопку). Выигрывает тот, кто оказался самым внимательным и быстрым, то есть имеет по итогам игры большее количество ёлок.
* Игровое упражнение «Весёлый счёт»
Это упражнение можно провести уже после того, как все елочки уже висят на нитке в виде гирлянды. А также возможен и другой вариант – просто разложить их на столе или даже поставить. Логопед предлагает ребёнку сосчитать названные предметы. Ребёнок, в зависимости от своих возможностей, считает их зрительно или прикасаясь к каждой картинке: «Одна кукла, две куклы, три куклы, четыре куклы, пять кукол, шесть кукол».
* Игровое упражнение «Покажи, не ошибись»
Это упражнение способствует развитию межполушарного взаимодействия.
1 вариант. Все ёлочки разложены на столе перед ребёнком. Взрослый называет цвет ёлочек, например, «чёрные» или «зелёные» и т. п. Задача ребёнка – найти и показать на карте соответствующие ёлки двумя руками. Усложнение упражнения является ускорение темпа называния цветов.
2 вариант. Этот вариант аналогичен первому, но немного сложнее. Взрослый называет три слова. Задача ребёнка – найти соответствующие картинки на двух ёлочках и показать их двумя руками.
Игры и упражнения с ёлочками проходят динамично, весело и интересно! В ходе игр и игровых упражнений дети многократно произносят слова с автоматизируемым звуком [Л], тем самым закрепляя, улучшая его звучание.