Ирина Гурова
Логопедическая игра «Что (кто) в траве?» для автоматизации звука [Р]
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию игру, основной целью которой является автоматизация звука [Р] в словах с сочетаниями «тр» и «др».
Очень часто автоматизация самого сложного в русском языке звука начинается именно с таких слов. Звуки «т» и «д» являются в данном случае опорными для удержания языка у нёба. Когда отработаны слоги, слова такого типа, то их можно включать в предложения, чистоговорки, связный текст.
Публикация «Логопедическая игра „Что (кто) в траве?“ для автоматизации звука [Р]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Игры, дидактические пособия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2022
Для игры понадобится «травка». Она представляет собой круглый коврик, который связан из зелёных ниток. В коврике-траве имеются отверстия для того, чтобы прятать в них фишки, картинки. Вокруг коврика коричневыми нитками связана полоска – «трасса».
Также для игры нужны фишки – наклеенные скотчем на зелёные крышки картинки. Они парные, но выглядят по-разному, например в паре две астры, но одна фиолетовая, а вторая – розовая и т. п. Всего 16 пар (32 картинки): вёдра, дрозды, выдры, кедры, дрова, драконы, трубы, строитель, тетради, троллейбусы, трамваи, страусы, астры, острова, матрасы, Петрушки.
В игру можно вносить любые дополнительные элементы – игрушки, предметы, картинки, так как на её материале можно разыгрывать разнообразные сюжеты. Так, например, кошка на фото – это косметичка, в которую помещены 16 картинок (по одной из каждой пары). Для этой кошки можно придумать кличку с сочетанием «тр», например Труня или Траля. Она пришла с игрушками.
Цель игры: автоматизация [Р] в словах с сочетаниями «тр» и «др», а также в предложениях с этими словами.
Задачи:
- продолжать учить произносить автоматизируемый звук в словах, словосочетаниях и предложениях;
- уточнять словарный запас (на материале используемых в игре названий предметов (картинок);
- закреплять умение изменять число существительных;
- упражнять в согласовании числительного «два» с существительными в роде;
- закреплять умение составлять простое предложение, распространённое прямым дополнением; а также предложение с однородными дополнениями;
- развивать умение запоминать расположение предметов (картинок);
- развивать пальчиковую моторику, тактильное восприятие;
- развивать мышление, воображение.
Варианты игр и игровых упражнений:
Для «разминки» перед началом игры можно предложить детям покатать машинки по трассе, заводя «моторчик»: трррррр, дрррррр.
«Что (кто) в траве?»
Начало игры может быть разным. Например, логопед сообщает ребёнку, что кошка Труня пришла поиграть на травке и принесла разные предметы (по одной фишке из пары). Дети рассматривают предметы на фишках и называют их. Можно также составить предложения: «Кошка Труня принесла тетрадь». Логопед от имени кошки прячет все фишки в отверстия коврика (в траву). После этого ребёнок или дети по очереди ищут, вынимают фишки и рассказывают, что нашли в траве «В траве труба. В траве строитель. В траве выдра».
Возможны и другие варианты. Логопед сообщает ребёнку, что дети играли с игрушками (картинками). Потом они ушли домой обедать, а игрушки оставили (все фишки логопед может заранее или при ребёнке спрятать в траву). Пришли дети и никак не могут вспомнить те места, куда они положили свои игрушки. После этого ребёнку предлагается найти все игрушки и рассказать, что (кто в траве).
«Мемори на траве»
Игра проводится по общепринятым правилам «Мемори», но фишки раскладываются на траве. При этом можно использовать разные формы их расположения: по кругу, в произвольном порядке.
Также можно предусмотреть уровни сложности, то есть использовать не все 16 пар сразу, а, например, для начала всего 4-6, затем 8-12, постепенно усложняя игру с учётом возрастающих возможностей детей.
Игроки по очереди открывают по две картинки, переворачивая их. Если получилось обнаружить пару, то ребёнок забирает картинки себе. Побеждает тот, у кого оказалось наибольшее число картинок. При этом, конечно же, дети называют все картинки, которые оказываются у них. Это могут быть как существительные во множественном числе, например, «трубы», «троллейбусы», так и словосочетания – «две трубы», «два троллейбуса».
Также замечено, что дети сами могут придумывать сюжет для игры с предложенным материалом, используя дополнительные игрушки, предметы, картинки. Им очень нравятся ощущения от прикосновения к «траве».
Желаю Вам успехов!