Ольга Морозва
Логоритмические занятия для дошкольников 5–7 лет с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы: исправление речевых нарушений дошкольников, основанных на взаимосвязи речи, музыки, движения.
Задачи программы:
- активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
- увеличение объема памяти;
- развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
- развитие фонематического слуха;
- развитие чувства ритма;
- воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движением;
- развитие певческих навыков.
Публикация «Логоритмические занятия для дошкольников 5–7 лет с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического музыкально-ритмического и физического воспитания.
Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика – это движение, речь и музыка. Логопедическая ритмика стала неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико - фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи, заикание и алалия (отсутствие речи). У детей – логопатов наблюдается недоразвитие и ряда психомоторных функций:
- страдает внимание, память;
- имеет место общая моторная неловкость;
- недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук.
Дефекты зрительного восприятия приводят к тому, что у ребенка запаздывает сенсорное развитие, возникает проблема с ориентацией в пространстве.
Дефекты произвольного слухового внимания проявляются в трудностях сосредоточения на задании педагога, данном в словесной форме; определяют чувства ритма и рифмы; приводят к сложностям формирования у ребенка фонематических процессов.
Дети, имеющие речевые дефекты и дети с задержкой психического развития, отличаются и рядом личностных особенностей:
- у них может быть снижена работоспособность на занятиях, дети быстро утомляются, отвлекаются;
- отмечается повышенная возбудимость, двигательная расторможенность;
- эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частых сменах настроения, капризности, плаксивости.
В работе с такими детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения, постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве.
Логоритмика позволяет сформировать у ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное внимание.
Методами логоритмики можно развивать у детей общие речевые навыки: дыхание, темы и ритм речи; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения.
Логоритмические занятия имеют разнообразные цели – расширение словаря детей, отработка грамматических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия и весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями и музыкально-двигательными упражнениями.
В логоритмике выделяют два основных направления с детьми:
Первое предусматривает развитие неречевых процессов:
-совершенствование общей моторики, координация движений, ориентация в пространстве;
- регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей;
- активизация всех видов внимания и памяти;
Второе направление – развитие речи детей–логопатов и корректирование их речевых нарушений.
Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного занятия, объединяются одной лексической темой.
«Детский дом»
I. Ходьба под музыку с остановкой;
II. «Хлопаем» - «Топаем»;
III. Слушание: «Тук-тук-тук» - повтори музыкальный рисунок;
IV. Коррекция речевых нарушений:
а) поиграем животиками (диафрагмальное дыхание);
б) слоговая зарядка: та-та-та;
в) пение: «Строим дом»;
V. «Зайцы и медведи» (развитие слухового внимания).
Начало осени I. Марш – стоп;
II. «Зайцы и медведи»;
III. «Тук-тук-тук» - ритмический рисунок;
IV. Поиграем животиками:
- слоговая зарядка: ма-ма-ма…;
- пение – АУ (тихо-громко);
- «Дует, дует ветер»;
V. Хоровод-игра «Ходит Ваня».
Фрукты
I. Ходим – бегаем;
II. «Топотушки» (попеременно двумя ногами) – идём за яблоками;
III. Слушание – «Что звучит» (колокольчик – барабан)
«Барабан - бей, бей…» стр. 33 Новиковская;
IV. «Узнай по запаху» (фрукты) (выработка глубокого длительного вдоха);
V. Пение: – «Ау»;
- «Дует, дует ветер»;
VI. Игра «Солнышко и дождик».
Овощи «Зайка-огородник№ (стр. 25, Картушина М. Ю., 4-5 лет)
I. Ходим –бегаем;
II. Чистоговорка: да-да-да – вот лебеди, до-до-до, ду-ду-ду, ды-ды-ды;
III. «Птица и птенчики»;
IV. «Потянули – отдохнули» (репка);
V. Артикуляционная гимнастика:
- «улыбка» (зубки зайчика);
- «Зайчик» (грызи морковку);
- «Зайчик испугался» - трубочка;
VI. Пение:
- «Дует, дует ветер»;
- «Зайчата»;
VI. Речь с движением, пением -
«В огород пойдем».
Сад-огород
I. «Урожай» - (в огород пойдем) речь с движением;
II. Ходим – бегаем;
III. Чистоговорки - ма-ма-ма-ма-ма (по песенке);
IV. «Птицы и птенчики» - (высоко-низко)
V. Пение: «Огуречик»,
«Осень добрая пришла» (Нищева, 103);
VI. Пальчиковая гимнастика:
«Осенние листья» (под музыку);
VII. «Поклонись» - ритмические движения
Грибы-ягоды
I. Ходим-бегаем;
II. «Спим – танцуем» (спокойная и танцевальная музыка);
III. Чистоговорки: ба-ба-ба-ба-ба;
IV. «Птица и птенчики»;
V. «Грибы – ягоды» (пальчиковая гимнастика, Нищева, стр. 108);
VI. Пение: «А мы в лес пошли», «Под горою вырос гриб» (Картушина, стр. 12);
VII. Хоровод «А мы по лесу гуляли».
Игрушки
I. «Зайцы и медведи» - имитация движений;
II. «Флажок» (Новиковская О. А., стр. 223);
III. Слушание: «Веселый – грустный» (мимическое упражнение);
IV. «Подуем на плечо»(Новиковская О. А., стр. 171);
V. Пение: «Лошадка», «Мячик» (А. Барто);
VI. Пальчиковая гимнастика «Спать пора»;
VII. Артикуляционная гимнастика на стимуляцию движений нижней челюстью (а, э, и, о, у);
VIII. Хоровод: «А мы по лесу гуляли».
Птицы
I. «Ходим-летаем-клюём»;
II. «Совушка-сова» (Картушина, с. 13);
III. Слушание: «Птица и птенчики»;
IV. Пение: «Птичка», «Елочка в лесочке»;
V. Пальчиковая гимнастика «Сорока»;
VI. Артикуляционная гимнастика: «улыбка-трубочка-хоботок»;
VII. «топаем-хлопаем».
Лес, деревья, поздняя осень
I «Перешагни» (ходьба по осеннему лесу);
II. Танцевальные движения с листочками (пружинка, притопы);
III. Пальчиковая гимнастика «Листья»;
IV. Ритмичное упражнение «Молоточки» (тук-тук);
V. Пение: «Дует, дует ветер», «Посмотрите на зайчат»;
VI. Артикуляционная гимнастика:
- «Зайчики грызут морковку, «Зайчики жуют листочки», «Зайчики пьют компот»;
VII. Хоровод «А мы по лесу гуляли».
Итоговое «Осень»
I. «Гуляем-отдыхаем» (по осеннему лесу);
II. Пляска с листочками (пружинка, притопы);
III. Пальчиковая гимнастика «Листья»;
IV. Артикуляционная гимнастика для звука «С»;
V. Попевка: «Дождик» (кап-кап-кап);
VI. Пение: «Дует ветер», «Птичка»;
VII. Игра на музыкальных инструментах «Полянка».
Части тела
I. «Делаем зарядку»;
II. «Топаем – хлопаем-танцуем»;
III. Попевка: «Раз-два!»;
IV. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»;
V. Артикуляционная гимнастика для звука «С»;
VI. Пение: «Баю-баю», «Где же наши ручки?»;
VII. «Зимняя пляска» (мы погреемся немножко).
Посуда
I. Маршируй и хлопай;
II. «Топаем – хлопаем-танцуем»;
III. Попевка на слог ба-ба-ба;
IV. Пальчиковая гимнастика «Сорока»;
V. Артикуляционная гимнастика для звука «Л»;
VI. Пение «пирожки», «К нам гости пришли»;
VII. Игра на музыкальных инструментах, ложках, тарелочках.
Зима
I. Ходьба по «глубокому снегу», бег по «тропинке»;
II. «Елочка в лесочке» - координация речи с движениями под музыку;
III. Распевка «Лесенка» («Да-да-да»);
IV. Пальчиковая гимнастика «Снежок» (Нищева, стр. 123);
V. Артикуляционная гимнастика для звука «Ш»;
VI. Пение «Санки».