Лариса Бутова
Ритмические упражнения и игры для создания мотива к речевой деятельности и активизации импрессивного словаря.
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время мы (педагоги) все чаще сталкиваемся с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет воспитательно – образовательный процесс, и общение со сверстниками. Работа с такими детьми требует особого подхода. Чем раньше начинается активная работа по стимуляции речевого развития ребенка, тем выше обучающий эффект.
Публикация «Ритмические упражнения и игры для создания мотива к речевой деятельности и активизации импрессивного словаря,» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Ритм. Игры, дидактические пособия для развития чувства ритма
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
В нашем детском саду нет логопедической группы,но есть дети с недоразвитием речи которым может вовремя оказать помощь логпед в условиях логопункта
Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий со старшими дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий.
Я в своей работе начала использовать элементы логоритмики и обратила внимание на то, что эти занятия полезны как для детей не имеющих проблемы с речью, так и для детей с выраженными речевыми трудностями. Они развивают фонематический слух и все стороны речи (лексическую, фонематическую, грамматическую).
Благодаря комплексу развивающих упражнений ребенок научится правильно слышать звуки, а значит и правильно их произносить, у него будет расширяться зона пассивного и активного словаря, он сможет правильно произносить не только отдельные слова, но и словосочетания, использовать в речи правильно построенные предложения. Речь ребенка станет не только понятной, но живой и эмоционально окрашенной.
Это достигается с помощью: упражнений по артикуляции, дыхательной, пальчиковой гимнастики; самомассажа, использования игровых технологий по речевому развитию. Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Необходимым условием работы на логоритмических занятиях является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия
А ведь ребёнок познаёт мир через движения и эмоции, и преодолеть ему речевые проблемы помогут логоритмические упражнения, логосказки, способствующие развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а так же активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Ритм помогает соединить слово, музыку и движения в специальных комплексных упражнениях.
Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизации, подражаний движениям птиц, животных, трудовым процессам, в форме построений. Содержание и формы драматизации должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей. В младшем дошкольном возрасте ритмы оформляются легкими движениями. Стихотворения (речевые упражнения) я стараюсь подбирать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.
Например:
Дождик: кап!»
Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают ногами попеременно)
Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)
Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
Ритмические игры с детьми строятся по двум принципам:
1. Отражающий порядок и беспорядок, то есть быстрый переход от неорганизованного, свободного движения к организованному, т. е. заранее предусмотренному;
2.«Третий лишний», создающий возможность различных построений и изменений в процессе игры.
В ритмические упражнения всегда включается речь. Работа над речью проводится комплексная: над звуком, мимикой, жестом. Речевой материал можно условно разделить на три группы:
1. Движение со словом и жестом. Дети в разных действиях, положениях, взаимоотношениях активно выражают мысль, предложенную в тексте, например, дети, отмахиваясь от осы, хором говорят: «Тут оса! Там оса! Ай, боюсь! Ай, боюсь!» С последними словами дети вскакивают и разбегаются.
2. Называние действия группой участников или одним участником упражнения. Упражнения используются в соответствии с речевыми и двигательными возможностями детей. Эти упражнения важны для коллективного ритма.
3. Диалоги: по взаимодействию, в которых говорит только один из участников, а второй действует молча; речевое общение ведется обоими участниками или двумя группами.
Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно. В комплексе они формируют двигательную сферу ребенка, его деятельность, положительно влияют на личность. Ритм воспринимается многими органами: тактильными, зрительными, слуховыми. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи.
Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой же стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Логоритмика основана на связи слова, музыки и движения, поэтому выделяются следующие направления:
1. Связь речи с движением и музыкальным ритмом :
- развитие дыхания, голоса, артикуляции; координация движений со словом; выразительность движений и речи; воспитание координации пения с ходьбой. развитие воображения и творческих способностей.
2. Развитие у детей основных движений:
- контроль за осанкой; ходьба разных видов; умение ориентироваться в пространстве, правильно выполнять перестроение; навыки выразительного движения; развитие мелкой моторики;
3. Развитие у детей музыкально-ритмического чувства :
-активизация внимания; умение показать характер ритма в движении и речи; определение чувства музыкального ритма.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Речевые, пальчиковые игры. динамические паузы воспитатели используют в своей общей образовательной деятельности,эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Всё, окружающее нас. живёт по законам ритма. Смена времён года, день и ночь, сердечный ритм - всё подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Практика показывает, что регулярная логоритмическая деятельность способствует развитию речи детей младшего возраста,формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками Именно комплексная работа, основанная на эмоциональном стимулировании развития речи, может приносить успехи, и прерывать затянувшееся молчание детей.
В итоге мы все осознали,что ЛОГОРИТМИКА становится праздником речи для детей!