Анастасия Черри
Логические игры «Расшифруй слово (фразу)» в работе учителя-дефектолога со старшими дошкольниками
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»
В. А. Сухомлинский
Карантин и самоизоляция явились прекрасной возможностью для педагогов освоить новые профессиональные компетенции, изучить передовой опыт применения научно-обоснованных и эффективных практик и технологий дистанционного обучения. Эти знания позволяют сохранить преемственность коррекционного обучения и запустить процесс формирования нового, перспективного направления – дистанционной коррекционной педагогики. Которая делает коррекционный процесс доступным для большого числа детей, повышает компетенции родителей.
Публикация «Логические игры „Расшифруй слово (фразу)“ в работе учителя-дефектолога со старшими дошкольниками» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Проведение дистанционных занятий – это наша новая реальность, которую мы осваиваем. Здесь необходим творческий подход, умение находить и реализовывать принципиально новые, нестандартные решения, отличные от традиционных или принятых схем мышления.
Хочется обратить внимание на то, что дистанционное занятие, как и очное должно проходить в игровой форме. Для этого можно использовать отсканированные изображения, презентации, онлайн игры, разработанные для решения коррекционных задач, а также различную анимацию.
Задачи, которые ставит перед педагогами дистанционное обучение:
• Как правильно подобрать для виртуального формата мультимедийные технологии, в частности онлайн-платформы?
• Какими техническими средствами должны быть обеспечены и педагог, и воспитанник?
• Как провести диагностику развития ребенка онлайн?
• Как закрепить результаты полученных знаний и навыков у детей, получавших коррекционную помощь на очных занятиях?
• Как подобрать задания, если ребенок – дошкольник, и в силу даже возрастных особенностей не способен к длительной концентрации внимания?
• Как сохранить психическое и физическое здоровье воспитанника и не перегрузить его?
Плюсы дистанционного обучения детей с ОВЗ:
• ребенок находится в привычной для него домашней среде; многим детям это помогает преодолеть тревожность, застенчивость;
• на коррекционных занятиях пропадает необходимость использования зеркала, так как в онлайн конференции видно, как свое изображение, так и изображение собеседника;
• необыкновенный простор творческой деятельности педагога;
• возможность создания высококачественного дидактического материала и игровых пособий на базе Интернет и различных программ, в том числе в виде анимации - слайдовые презентации, учебные пособия.
Дети с ОВЗ нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно. Особую роль для организации обучения и воспитания данной категории детей играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности. Для этого я использую логические игры и загадки. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, синтезу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. В их основе лежит проверка знаний, находчивости детей.
Сегодня я хочу вам рассказать и показать один из видов логических игр, которые я использую в дистанционной работе - «Зашифрованное слово (зашифрованная фраза)».
Эти игры-загадки формируют такие мыслительные процессы, как анализ и синтез. Данный тип логических игр позволяет детям закрепить знание букв, навыки чтения, начальные навыки письма. Также данные игры могут быть направлены на автоматизацию звуков, отработку различных лексических тем и даже на закрепление навыков счета и умения решать простейшие математические задачи.
С другой стороны, несомненным преимуществом данного вида логических игр является то, что они учат ребёнка усидчивости. Ведь нельзя быстро расшифровать слова (фразу). Ребёнку нужно понять принцип расшифровки и постепенно найти каждую букву, составить слово (фразу) и прочитать его, а на это требуется некоторое время.
При этом данный тип игр предполагает для педагога большую свободу к творчеству. Это могут быть как задания от сказочных героев, так и задания, в которых детям нужно разгадать какой-нибудь секрет ( например: Что лежит в коробке у зайца? Какой клад нашли пираты? Что написано в письме? Как зовут девочку? и т. д).
Игры могут быть различными и по способу шифрования: составление слова (фразы) из начальных букв названий изображенных на картинке предметов,
перепутанные буквы, составление изображений с буквами в ряд по возрастанию (убыванию,шифрование слов (фразы) с помощью криптограмм,
совмещение расшифровки с решением простейших математических примеров,
буквенный лабиринт с зачёркиванием одинаковых букв или с перемещением по инструкции.
Формируя свои дистанционные занятия, используя различные логические игры и упражнения я всегда добавляю 2-3 задачи на расшифровку слов (фраз). Мне нравится в этих играх то, что хотя ребёнок по началу, может и пропустить такую игру, перейдя к чему-то более простому, или чему-то, что он больше любит (например, лабиринты, но он всегда к ней вернётся. Потому что есть элемент любопытства, элемент интереса: «А что же там всё-таки было?».
Для педагога здесь просто огромный простор для творчества. Я сочетаю игры-шифровки с другими логическими играми. Составляю занятия на различные лексические темы (Овощи, Фрукты, Ягоды, Животные, Птицы, Насекомые и т. д, занятия на автоматизацию звуков, на изучение букв (все задания подбираются на какую-то одну букву (один звук).
А также занятия-квесты с участием героев мультфильмов, сказок, а также, например, с участием различных животных, пиратов, инопланетян, машин, роботов, в общем кого угодно. Всё, что позволяет фантазия педагога и огромное количество иллюстраций на просторах интернет-ресурса. Благо интернет даёт нам огромные возможности для креативных решений.
В заключении я хочу сказать: "Не бойтесь творить!" Ведь именно творческий подход педагога помогает вызвать у ребёнка наибольший интерес к занятию, что способствует лучшему усвоению материала, а следовательно и лучшему формированию у ребенка необходимых навыков и умений.