Елена Пантыкина
Литературное образование детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В Прологе к «Евангелию» прописано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Этими словами евангелист обозначает вечность и божественное предназначение слова. Высокое слово, облаченное в художественную форму, имеет особое значение для человека – развивает, воспитывает, обучает и вдохновляет на жизнь.
2015 год в России был объявлен годом Литературы. И это не случайно. Российская интеллигенция, представители педагогического сообщества, понимая реалии времени, все с большей тревогой говорили о падении нравов в обществе, о переходе человечества от гуманистической модели жизни к технократической, рациональной, в которой материальные приоритеты оказываются более значимыми, чем духовные.
Публикация «Литературное образование детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В последние десятилетия прошлого века наша страна была самой читающей страной в мире. А по статистике, приведенной в 2005 году, россияне перестали быть самой читающей нацией. Заместитель председателя Госдумы Людмила Швецова на заседании «круглого стола» «Книга и чтение в культурном пространстве России» в Госдуме 13 марта 2014 г. отмечала, что Россия в рейтинге самых читающих стран в мире занимает только седьмое место. В 1970 е годы регулярно детям читали в 80% семей, сегодня только в 17%.
Прошло пять лет. Идет 2021 год. А проблема остается нерешенной. Сегодня исследователи, общественные деятели, педагоги все чаще отмечают, что чтение утратило свое традиционное значение, книга и чтение перестали быть неоспоримыми ценностями.
Пришло время, когда чтение перешло в разряд занятий необязательных. С книгой конкурируют и Интернет, и телевидение, они создают «единую унифицированную картину мира», зачастую насаждают нам стереотипное мышление, истерию, подавленность, обеспокоенность и неуверенность в завтрашнем дне. А ведь литература, привычка к хорошему чтению предлагают нам многогранную картину мира, дают возможности выбора.
«Произошло падение интереса к книге, снижение уровня культуры чтения, значительно изменились картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки, обусловливая тем самым снижение влияния книги на формирование духовности подрастающего человека, негативные симптомы в системе нравственных приоритетов населения. Констатацию этого печального факта, этих безрадостных истин уже лет десять никто не оспаривает» - пишет Морозова Т. В. в статье «Почему современная молодежь так мало читает» (2016г.)
Специалистами Российской государственной детской библиотеки ежегодно проводятся исследования состояния детского чтения. Так, в одном из них «Дети и периодика в начале XXI века» анализировался широкий круг проблем, связанных с литературным образованием ребенка.
Было отмечено, что дети дошкольного возраста предпочитают книги по знакомым анимационным фильмам, «музыкальные» и «звуковые» книги, книги с наклейками, сюрпризами, игрушками. Текстовое содержание становится для ребенка лишь приложением к книге, и это содержание ребенок зачастую не осваивает. Сегодня среди читающей публики происходит рост числа групп детей, у которых все более популярными становятся журналы, комиксы.
Почему у детей пропадает интерес к слушанию и чтению книг, и почему их литературное образование оставляет желать лучшего? Причин несколько.
Это во многом связано с появлением новых технологий и глобальной компьютеризацией. Речь не о том, что бумажные книги лучше электронных, и что айфоны и пады – вредны. Жизнь не стоит на месте. В практику чтения взрослых и детей входят удобные и часто малогабаритные электронные носители, дети считывают информацию, пользуясь разнообразными гаджетами. Но, дети дошкольного и младшего школьного возраста еще не могут самостоятельно и осознанно отбирать лучшие по содержанию и художественной форме тексты, они сталкиваются с «информационным мусором», низкопробной литературой, искаженной информацией.
Кроме того, следует назвать еще одну причину – высокие цены на книги. Далеко не все родители могут купить «при растущих ценах на жизнь» хорошо изданную детскую книгу, привлекательную для ребенка.
Другая проблема заключается в качестве современной детской литературы. Оно оставляет желать лучшего. Многие книги пишутся авторами не для детей, а ради собственной прибыли. Произошла полная коммерциализация книжного рынка. Не всегда произведения молодых талантливых авторов доходят до публикации. Многие произведения мировой классической детской литературы публикуются в низкопробных переводах, грешат примитивным переложением текстов, уходом от сюжета, речевыми ошибками.
Существует и проблема комплектования библиотек детской литературой. В условиях постоянного снижения финансирования и разрушения старой системы книгоснабжения (и отсутствия ряда звеньев в выстраивающейся новой системе) ухудшилось комплектование библиотек детской литературой. Таким образом, по-прежнему сохраняется ситуация "книжного голода" для многих детей из малообеспеченных семей, лишенных возможности реализовать свое право на чтение.
Но главной причиной является отношение к чтению самих родителей: взрослые стали меньше читать, книги перестали быть для них ценностными приоритетами. Далеко не все считают должным рассказать своим детям о роли книг, не могут увлечь своего ребенка чтением. А сделать это не так уж и сложно. Стоит знакомить ребенка с книгой уже в раннем возрасте : читать сказки, стихи, показывать картинки, сопровождая это эмоционально окрашенной речью. Сесиль Лупан, автор методики раннего развития детей «Школа семи гномов», считает, что взрослые должны привить малышу вкус к чтению.
Наконец, невозможно не говорить о том, что часто сами педагогические работники (воспитатели, специалисты) недооценивают роль литературного образования в жизни ребенка и не являются «мотиваторами» детей на слушание и чтение книг. Это часто происходит потому, что литературное образование педагогов тоже оставляет желать лучшего.
Чтение в России традиционно связывалось не только с духовной потребностью, но и с системой образования, с возможностью и необходимостью получения многоступенчатого образования в целях профессионального роста и всестороннего развития личности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления образования детей (образовательные области); в двух из них особое место отводится детской литературе :
• «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры… обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы…»;
• «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений…».
Современные программы дошкольного образования, соответствующие ФГОС ДО, в той или иной мере предполагают реализацию задач, связанных с литературным образованием ребенка :
• формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
• развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания литературного произведения;
• формировать у детей динамичные представления о развитии и изменении художественного образа, его многозначности и многосвязности;
• развивать способность слушать литературные произведения разных жанров;
• принимать участие в рассказывании знакомых произведений;
• развивать осознанное отношение детей к книге как к произведению эстетической культуры (бережное отношение к книге, стремление самостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации).
• формировать потребность слушать чтение и рассказывание взрослого;
• развивать интерес детей к детской литературе;
• воспитывать грамотного читателя.
Литературное образование дошкольников невозможно без знания воспитателями, родителями истории детской литературы, умения анализировать художественные произведения, созданные для детей и повествующие о детях.
Закладывая в дошкольном возрасте у ребенка основы художественно-речевой деятельности ( основными компонентами которой являются: восприятие литературного текста, его воспроизведение и словесное творчество, как фундамента его литературного образования, необходимо развивать умения дошкольника, связанные, в первую очередь, с переживаниями, воображением, образным мышлением. Ребенок должен уметь воссоздавать в воображении образы героев, события, детали обстановки, созданные автором; сопереживать герою произведения, содействовать ему, проникать в мир его чувств и настроений.
Многие исследователи считают, что для полноценного литературного образования ребенка необходимо также формировать и специальные умения:
• умения, направленные на осмысление и воспроизведение содержания произведения: понимать тему произведения и основную его мысль; входить в сюжет, следить за развитием действия, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними; понимать, что любое произведение художественной литературы создается автором, воспринимающим жизненные явления под определенным углом зрения, стараться осознать авторскую позицию;
• умения, способствующие осознанию формы произведения: понимать, что главное в произведении – отражение событий (эпическое произведение) или отражение переживаний лирического героя (лирическое произведение); выделять жанровые особенности произведения;
• умения, необходимые для осознания языковых особенностей произведения: улавливать образный строй художественной речи; понимать оттенки многозначных слов, прямой и переносный смысл; выделять в произведении некоторые изобразительно-выразительные средства языка – сравнение, метафору, эпитет и др.
Все перечисленные умения при ознакомлении с произведением должны формироваться в тесной взаимосвязи ребенка и взрослого, путем аналитической работы ребенка над текстом под руководством воспитателя, родителя. Безусловно, часть данных умений предполагает знакомство ребенка с некоторыми литературоведческими понятиями (тема, главная мысль произведения, герой, образ, персонаж, язык и др.).
Чтобы полноценно преподнести ребенку литературное произведение, воспитателю, родителю необходимо самому заранее прочесть текст, понять, прочувствовать замысел автора (автором может выступать народ в фольклорных произведениях, отметить художественное своеобразие этого произведения. Именно поэтому, взрослому необходимо владеть идейно-художественным анализом произведения, который является обязательным компонентом литературного образования человека.
Таким образом, литературное образование современного дошкольника невозможно без понимания его субкультуры, без опоры на духовный и образовательный потенциал мировой детской литературы и без передачи лучших литературных и читательских традиций от взрослого человека ребенку.
Пантыкина Елена Михайловна,
педагог дополнительного образования
МАДОУ «Детский сад №3» г. Новокузнецк