Папки-передвижки

Литературное образование детей дошкольного возраста

Елена Пантыкина
Литературное образование детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В Прологе к «Евангелию» прописано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Этими словами евангелист обозначает вечность и божественное предназначение слова. Высокое слово, облаченное в художественную форму, имеет особое значение для человека – развивает, воспитывает, обучает и вдохновляет на жизнь.

2015 год в России был объявлен годом Литературы. И это не случайно. Российская интеллигенция, представители педагогического сообщества, понимая реалии времени, все с большей тревогой говорили о падении нравов в обществе, о переходе человечества от гуманистической модели жизни к технократической, рациональной, в которой материальные приоритеты оказываются более значимыми, чем духовные.

Публикация «Литературное образование детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В последние десятилетия прошлого века наша страна была самой читающей страной в мире. А по статистике, приведенной в 2005 году, россияне перестали быть самой читающей нацией. Заместитель председателя Госдумы Людмила Швецова на заседании «круглого стола» «Книга и чтение в культурном пространстве России» в Госдуме 13 марта 2014 г. отмечала, что Россия в рейтинге самых читающих стран в мире занимает только седьмое место. В 1970 е годы регулярно детям читали в 80% семей, сегодня только в 17%.

Прошло пять лет. Идет 2021 год. А проблема остается нерешенной. Сегодня исследователи, общественные деятели, педагоги все чаще отмечают, что чтение утратило свое традиционное значение, книга и чтение перестали быть неоспоримыми ценностями.

Пришло время, когда чтение перешло в разряд занятий необязательных. С книгой конкурируют и Интернет, и телевидение, они создают «единую унифицированную картину мира», зачастую насаждают нам стереотипное мышление, истерию, подавленность, обеспокоенность и неуверенность в завтрашнем дне. А ведь литература, привычка к хорошему чтению предлагают нам многогранную картину мира, дают возможности выбора.

«Произошло падение интереса к книге, снижение уровня культуры чтения, значительно изменились картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки, обусловливая тем самым снижение влияния книги на формирование духовности подрастающего человека, негативные симптомы в системе нравственных приоритетов населения. Констатацию этого печального факта, этих безрадостных истин уже лет десять никто не оспаривает» - пишет Морозова Т. В. в статье «Почему современная молодежь так мало читает» (2016г.)

Специалистами Российской государственной детской библиотеки ежегодно проводятся исследования состояния детского чтения. Так, в одном из них «Дети и периодика в начале XXI века» анализировался широкий круг проблем, связанных с литературным образованием ребенка.

Было отмечено, что дети дошкольного возраста предпочитают книги по знакомым анимационным фильмам, «музыкальные» и «звуковые» книги, книги с наклейками, сюрпризами, игрушками. Текстовое содержание становится для ребенка лишь приложением к книге, и это содержание ребенок зачастую не осваивает. Сегодня среди читающей публики происходит рост числа групп детей, у которых все более популярными становятся журналы, комиксы.

Почему у детей пропадает интерес к слушанию и чтению книг, и почему их литературное образование оставляет желать лучшего? Причин несколько.

Это во многом связано с появлением новых технологий и глобальной компьютеризацией. Речь не о том, что бумажные книги лучше электронных, и что айфоны и пады – вредны. Жизнь не стоит на месте. В практику чтения взрослых и детей входят удобные и часто малогабаритные электронные носители, дети считывают информацию, пользуясь разнообразными гаджетами. Но, дети дошкольного и младшего школьного возраста еще не могут самостоятельно и осознанно отбирать лучшие по содержанию и художественной форме тексты, они сталкиваются с «информационным мусором», низкопробной литературой, искаженной информацией.

Кроме того, следует назвать еще одну причину – высокие цены на книги. Далеко не все родители могут купить «при растущих ценах на жизнь» хорошо изданную детскую книгу, привлекательную для ребенка.

Другая проблема заключается в качестве современной детской литературы. Оно оставляет желать лучшего. Многие книги пишутся авторами не для детей, а ради собственной прибыли. Произошла полная коммерциализация книжного рынка. Не всегда произведения молодых талантливых авторов доходят до публикации. Многие произведения мировой классической детской литературы публикуются в низкопробных переводах, грешат примитивным переложением текстов, уходом от сюжета, речевыми ошибками.

Существует и проблема комплектования библиотек детской литературой. В условиях постоянного снижения финансирования и разрушения старой системы книгоснабжения (и отсутствия ряда звеньев в выстраивающейся новой системе) ухудшилось комплектование библиотек детской литературой. Таким образом, по-прежнему сохраняется ситуация "книжного голода" для многих детей из малообеспеченных семей, лишенных возможности реализовать свое право на чтение.

Но главной причиной является отношение к чтению самих родителей: взрослые стали меньше читать, книги перестали быть для них ценностными приоритетами. Далеко не все считают должным рассказать своим детям о роли книг, не могут увлечь своего ребенка чтением. А сделать это не так уж и сложно. Стоит знакомить ребенка с книгой уже в раннем возрасте : читать сказки, стихи, показывать картинки, сопровождая это эмоционально окрашенной речью. Сесиль Лупан, автор методики раннего развития детей «Школа семи гномов», считает, что взрослые должны привить малышу вкус к чтению.

Наконец, невозможно не говорить о том, что часто сами педагогические работники (воспитатели, специалисты) недооценивают роль литературного образования в жизни ребенка и не являются «мотиваторами» детей на слушание и чтение книг. Это часто происходит потому, что литературное образование педагогов тоже оставляет желать лучшего.

Чтение в России традиционно связывалось не только с духовной потребностью, но и с системой образования, с возможностью и необходимостью получения многоступенчатого образования в целях профессионального роста и всестороннего развития личности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления образования детей (образовательные области); в двух из них особое место отводится детской литературе :

• «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры… обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы…»;

• «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений…».

Современные программы дошкольного образования, соответствующие ФГОС ДО, в той или иной мере предполагают реализацию задач, связанных с литературным образованием ребенка :

• формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;

• развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания литературного произведения;

• формировать у детей динамичные представления о развитии и изменении художественного образа, его многозначности и многосвязности;

• развивать способность слушать литературные произведения разных жанров;

• принимать участие в рассказывании знакомых произведений;

• развивать осознанное отношение детей к книге как к произведению эстетической культуры (бережное отношение к книге, стремление самостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации).

• формировать потребность слушать чтение и рассказывание взрослого;

• развивать интерес детей к детской литературе;

• воспитывать грамотного читателя.

Литературное образование дошкольников невозможно без знания воспитателями, родителями истории детской литературы, умения анализировать художественные произведения, созданные для детей и повествующие о детях.

Закладывая в дошкольном возрасте у ребенка основы художественно-речевой деятельности ( основными компонентами которой являются: восприятие литературного текста, его воспроизведение и словесное творчество, как фундамента его литературного образования, необходимо развивать умения дошкольника, связанные, в первую очередь, с переживаниями, воображением, образным мышлением. Ребенок должен уметь воссоздавать в воображении образы героев, события, детали обстановки, созданные автором; сопереживать герою произведения, содействовать ему, проникать в мир его чувств и настроений.

Многие исследователи считают, что для полноценного литературного образования ребенка необходимо также формировать и специальные умения:

• умения, направленные на осмысление и воспроизведение содержания произведения: понимать тему произведения и основную его мысль; входить в сюжет, следить за развитием действия, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними; понимать, что любое произведение художественной литературы создается автором, воспринимающим жизненные явления под определенным углом зрения, стараться осознать авторскую позицию;

• умения, способствующие осознанию формы произведения: понимать, что главное в произведении – отражение событий (эпическое произведение) или отражение переживаний лирического героя (лирическое произведение); выделять жанровые особенности произведения;

• умения, необходимые для осознания языковых особенностей произведения: улавливать образный строй художественной речи; понимать оттенки многозначных слов, прямой и переносный смысл; выделять в произведении некоторые изобразительно-выразительные средства языка – сравнение, метафору, эпитет и др.

Все перечисленные умения при ознакомлении с произведением должны формироваться в тесной взаимосвязи ребенка и взрослого, путем аналитической работы ребенка над текстом под руководством воспитателя, родителя. Безусловно, часть данных умений предполагает знакомство ребенка с некоторыми литературоведческими понятиями (тема, главная мысль произведения, герой, образ, персонаж, язык и др.).

Чтобы полноценно преподнести ребенку литературное произведение, воспитателю, родителю необходимо самому заранее прочесть текст, понять, прочувствовать замысел автора (автором может выступать народ в фольклорных произведениях, отметить художественное своеобразие этого произведения. Именно поэтому, взрослому необходимо владеть идейно-художественным анализом произведения, который является обязательным компонентом литературного образования человека.

Таким образом, литературное образование современного дошкольника невозможно без понимания его субкультуры, без опоры на духовный и образовательный потенциал мировой детской литературы и без передачи лучших литературных и читательских традиций от взрослого человека ребенку.

Пантыкина Елена Михайловна,

педагог дополнительного образования

МАДОУ «Детский сад №3» г. Новокузнецк

Публикации по теме:

Дидактические игры на образование нового числа для старшего дошкольного возрастаДидактические игры на образование нового числа для старшего дошкольного возраста Дидактические игры на образование нового числа. «Ученье – свет, а неученее – тьма», «Учиться – всегда пригодится», «Учение – путь к умению»,.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР «Образование новых слов способом сложения» Цель: Образование сложных слов путём сложения, активизация словаря сложными словами; Задачи: 1. Упражнять детей в образовании сложных слов.

Конспект урока. Литературное чтение в 3 классе В. П. Астафьев «Капалуха» Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать.

Дополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возрастаДополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возраста Детский фитнес – это не дань моде, это жизненная необходимость! На протяжении 2-х лет в детском саду работает кружок фитнес - аэробики.

Конспект занятия «Литературное путешествие «Волшебный мир зимней сказки» для дошкольниковКонспект занятия «Литературное путешествие «Волшебный мир зимней сказки» для дошкольников Литературное путешествие «Волшебный мир зимней сказки»(для детей 4-6 лет)Цель занятия:приобщение детей к книге и чтению; формирование интереса.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Сценарий: Литературное развлечение «Сказочный мир Чуковского»Сценарий: Литературное развлечение «Сказочный мир Чуковского» Цель: Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. Задачи: 1. Закрепить знания детей о литературном творчестве К. И. Чуковского.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Литературное образование детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2021 в 11:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Литературное образование детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пантыкина (УИ 2612025) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД