Лариса Храмцова
Конспект урока. Литературное чтение в 3 классе В. П. Астафьев «Капалуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать устную речь учащихся; способствовать развитию умений читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе
Планируемые результаты
Предметные:
Публикация «Конспект урока, Литературное чтение в 3 классе В, П, Астафьев „Капалуха“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
познакомятсяс произведением
В. П. Астафьев «Капалуха»;
научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения
Метапредметные:
познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;
коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции
Личностные:
применяют морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения
I. Организация начала урока
Здравствуйте, ребята. Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь что мы сегодня хорошо поработаем. Тихо сели, начинаем работу.
– Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами чешского педагога Я. А. Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».
Очень хочется, чтобы на каждом уроке каждый из вас усваивал что-то новое и обязательно что-то прибавлял к своему образованию. Пусть этот урок не будет исключением
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка.
Проверка домашнего задания.
Вам нужно было составить письмо.
- Прочитайте письмо о том, как ухаживать за домашними питомцами.
– Расскажите о своих домашних питомцах.
Сейчас проведём речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.
– Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
– Прочитайте орфографически.
– Прочитайте шепотом.
– Прочитайте громко.
– Прочитайте вопросительно.
– Прочитайте с утвердительной интонацией.
• Вороненку гнездо – родимая хатка.
• Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил.
3. Кроссворд – Мы прочитаем рассказ, а название его определим, разгадав кроссворд (см. карточку). Какое ключевое слово у нас получилось? (Глухарь.)
– Что мы знаем о глухарях?
III. Сообщение темы урока.
Определение целей урока – Отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес.)
– Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Мы отправляемся
в путешествие в лес. Давайте вспомним правила поведения в лесу: не шуми в лесу, не разоряй птичьих гнезд, не разводи костров, не оставляй мусор, не нарушай тишины, не мешай лесным жителям.
– Прочитайте тему урока. Можно ли по названию рассказа определить, о ком или
о чем пойдет речь в рассказе?
– Определите цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…
– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
– Как вы думаете, о чем это произведение?
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
В. П. Астафьева
IV. Подготовка к восприятию произведения
Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.
Знакомство с биографией автора Презентация.
V. Работа над содержанием текста.
1. Работа с толковым словарем
Проводём словарную работу.
– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.
– Что означает это название? (Птица, глухарь.)
– Что вы знаете об этих птицах?
– Почему птицы носят такое название?
– Послушайте голоса птиц (Звучит токование глухаря.) Что услышали?
– Отправляемся в особый лес, тайгу. Посмотрите на картину. Что такое тайга? (Тайга – труднопроходимый лес.)
– И в тексте нам тоже встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их.
Тайга – труднопроходимый лес.
Просека – полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев.
Пастьба – место, где пасут скот.
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Папоротник – растения с крупными листьями.
Черничник – заросли черники.
Покоробленные – кривые.
Напружены – напряжены.
Космы (прост.) – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха.
Черничник – заросли черники.
Альпийские (луга) – растущие в горах, высокогорные.
Зарождающийся – начинающий жить, существовать.
Озираться – оглядываться.
Покоробленныелеса – искривленные.
Редколапыеели – редкие ветви.
Робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев.
Пихта – хвойное дерево.
Ощупывать глазами – осматривать внимательно.
Закостенелые крылья – неподвижные.
Дремная пленка – закрывались глаза от удовольствия.
2. Первичное чтение произведения
Первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии.
– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.
– Понравилось произведение?
– Выразите свое мнение о произведении одним словом.
– Что чувствовали при чтении? Обоснуйте свои чувства.
– Что вам особенно понравилось в этой истории? Чему учит это произведение?
– От чьего лица ведется рассказ?
– Назовите героев произведения
VI. Повторное чтение и анализ произведения
Повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
– Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название?
– Где происходило действие?
– Что делали дети в тайге?
– Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?
– Где поднялся шум?
– Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?
– Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы. Почему сердце автора забилось от испуга?
– Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»?
– Как выглядело гнездо?
– Почему дети не взяли яйца?
– Что вас поразило, удивило в этой части?
– Какой матерью была капалуха?
– Кого она вам напоминает? Почему?
– Что испытала птица?
– Как об этом сказал автор?
– Что испытывали ребята?
– А глухарка?
– Какие чувства испытали вы?
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Расскажите, какой момент изображен?
– Найдите строчки для подписи. Прочитайте.
– Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?
– Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их.
– Найдите в тексте диалог автора и ребят. Кто из них думает о птицах и окружающей природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не думая о последствиях?
– Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
– Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?
– Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. (Металась в стороны; крылья разброшены, мела ими; закостенели от неподвижности; пыжилась и не могла взлететь.)
– Почему автор выбрал именно эти слова и выражения? (Чтобы показать состояние птицы.)
– Что автор показал во внутреннем состоянии птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)
– Какой матерью была капалуха? (Заботливой, бесстрашной, отважной.)
– Что еще вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали? (Птица выщипывает перья, голым животом греет яйца.)
– Прочитайте последнюю часть рассказа.
– Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей. (Сидела на сучке, вытянув шею, целилась на гнездо, плавно
слетела, заползла в гнездо, распустила крылья, замерла.)
– Что вы можете сказать о состоянии капалухи?
(Глаза ее начали затмеваться дремной пленкой. Успокоилась, но была настороже.)
Беседа по произведению.
– Определите жанр этого произведения.
– Определите тему произведения.
– Назовите главное действующее лицо этого произведения.
– Какова главная мысль произведения?
– Какой вывод вы сделали для себя?
– Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: «Добра мать до своих детей, а земля до всех людей» с содержанием текста?
– Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, все живое на ней,
и тогда земля, природа будет добра к нам.
– Что значит быть добрым к природе? Природа, ее красота помогают человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее. Вспомните слова М. М. Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
– Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?
– Подумайте, какую главную мысль содержит этот рассказ? (Загрязнение окружа-
ющей среды, уничтожение редких видов животных и растений, проблема мусора.)
– Какие правила поведения в лесу мы должны соблюдать? (Не шуметь, чтобы
не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если разводим, то обязательно его хорошо потушить. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить гнездо и т. д.)
Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы.
– Определите основную мысль рассказа. Какая пословица в рабочей тетради больше всего соответствует ей? (Материнская молитва со дна моря вынимает.)
VII. Домашнее задание Объяснение домашнего задания.
• Подготовить рассказ о капалухе как о заботливой матери.
• Найти дополнительную литературу о птицах нашего края.
• Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец».
• Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом
VIII. Итог урока. Рефлексия
Подведение итога урока обучающимися. Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Что нового вы узнали о поведении животных?
– В чем человек мог бы брать пример с животных, о которых вы читали?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Пригодятся ли вам знания, полученные на этом уроке?
– Над чем вы задумались, читая этот рассказ?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.