Екатерина Смирнова
Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике
▼ Скачать + Заказать документы
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамического развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. В этой связи особое внимание уделяется задачам долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике.
Публикация «Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике» размещена в разделах
Сегодня перед российской экономикой стоят новые вызовы и задачи, решение которых требует новых подходов и поддержки лидеров, реализующих новые направления в экономике. Для обеспечения своего будущего в новых экономических условиях выдвигаются новые требования к подготовке будущего поколения, к участию в производстве и формированию готовности включаться в современные формы экономических взаимоотношений, что возможно при условии изучения теории и практики экономики, развития экономического мышления подрастающего поколения. Речь идет о создании системы, основополагающими принципами которой должны стать преемственность всех ее звеньев, ступенчатость и вариативность подготовки, учет региональных и отраслевых особенностей, потребностей отдельной личности и общества в целом.
В соответствии с существенными изменениями в государственнополитическом и экономическом устройстве России особое внимание уделяется воспитанию гражданина и его участию в общественной, политической, экономической жизни своей страны. В этой связи предъявляются особые требования к субъективным свойствам личности, связанным с умением проявлять самостоятельность, инициативность, ответственность, трудолюбие, строить коммуникативные связи, воспринимать происходящие изменения, принимать соответствующие решения. Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте, так как период дошкольного детства является наиболее сензитивным для формирования экономических знаний, нравственно-экономических качеств, экономического мышления.
Каждый вид образования становится относительно самостоятельным в рамках общей системы образования лишь при наличии определенной целевой установки, когда он выполняет специфические функции. Каждый из них вызван к жизни как общими целями, так и отдельными сторонами развития общества.
Основой экономического образования является экономическая деятельность, которая представляет собой способ участия в экономической жизни общества и включает экономические отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления материальных благ. Экономическая жизнь, как базисная сфера жизнедеятельности общества, обусловливает функционирование всей системы образования в целом, но прежде всего тех ее элементов, общественная потребность в которых диктуется непосредственно трудовой и экономической деятельностью.
В педагогической теории большое внимание уделяется проблемам экономического образования, воспитания, формирования экономического мышления подрастающего поколения. Особое значение имеют исследования А. Ф. Аменда, В. Г. Афанасьева, Ю. К. Васильева, О. В. Вощенкова, Н. Г. Гордиенко, В. С. Дудик, М. И. Ермоленко, К. Я. Кленог, Е. Н. Камышеченко, Н. В. Лебедева, С. А. Малинина, А. С. Нисимчук, Т. Н. Пильщиковой, А. А. Преснова, Г. А. Романовой, И. Г. Рябовой, И. А. Сасовой, А. А. Саламатова, Б. П. Шемякина и мн. др., которые посвящены экономическому воспитанию и образованию, развитию экономического мышления подрастающего поколения.
Исследования, посвященные вышеперечисленным проблемам, имеют неоднозначное решение. Такие исследователи, как: П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, Ю. К. Васильев, Н. В. Кулакова, Э. Д. Новожилов и др. рассматривают экономическое образование и воспитание как одну из частей трудового воспитания. Указанные авторы отмечают, что экономическое образование и воспитание проявляются в подготовке учащихся школы к жизни и труду и становится одним из необходимых условий его гражданской, трудовой и нравственной зрелости.
Некоторые исследователи рассматривают данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, а потому она не может считаться самостоятельным направлением.
Как особую отрасль знаний, лежащую на стыке экономики и психологии, суть которой заключается в исследовании закономерностей развития экономического сознания и мышления, рассматривают указанную проблему такие исследователи, как П. Г. Бунич, А. И. Китов, В. Д. Попов, П. К. Платонов, К. А. Сабиров и др.
Основная же группа ученых (А. Ф. Аменд, И. А. Барило, З. А. Валиева, Н. И. Горлач, М. Н. Ермоленко, И. Б. Иткин, В. П. Киселева, К. Я. Клепач, Л. П. Кураков, Л. П. Мельникова, Л. М. Нульман, О. В. Плахотник, Л. Н. Пономорев, И. А. Сасова, А. А. Саламатов, Т. Е. Сергеева, В. А. Товстик, Л. А. Фесенко, А. Т. Шпак) обосновывает экономическое образование как самостоятельное направление и в тоже время как составную часть всей системы воспитания.
Представители зарубежной науки по вопросам экономической подготовки кадров, считают, что экономическое образование призвано сыграть первостепенную роль в сохранении и развитии общественного строя.
Анализ зарубежного опыта работы школ по экономическому образованию свидетельствует о серьезном внимании к вопросам подготовки школьников к труду, овладению знаниями по прикладной экономике, т. к. научнотехнический прогресс и условия функционирования экономики в высокоразвитом технологическом обществе за рубежом предъявляют высокие требования к общеобразовательной, экономической и профессиональной подготовке кадров.
Ведущей концепцией трудовой и экономической подготовки в США и других странах Запада продолжает оставаться с начала 70-х годов концепция «Caveev education» (Подготовка к карьере). Цели и задачи, предусмотренные данной концепцией, обусловлены требованиями, которые промышленноделовой комплекс предъявляет к современному работнику. Промышленность и бизнес ценят в нем такие качества, как надежность, четкость, компетентность, лояльность, положительное отношение к себе и другим людям. Общетрудовым знаниям и умениям придается больше значения, чем специальным. Особенно ценится умение самостоятельно учиться; принимать решения, рационально распределять свое время, приобретать новые знания и навыки, приспосабливаться к постоянно меняющимся требованиям высокоинтеллектуального производства.
Появление принципиально новых технологий, возникновение несуществующих ранее профессий являются причиной изменения содержания образования, совершенствования методов обучения, пересмотра роли и места педагога в учебном процессе, усиление связи школы с производством и бизнесом.